Координатор общественного проекта «Велоносец» Игорь Меньшов рассказал «Новой газете Кубани» о формировании велосипедной культуры в Краснодаре
1293
Координатор общественного проекта "Велоносец" Игорь Меньшов рассказал "Новой газете Кубани" о формировании велосипедной культуры в Краснодаре
Суть программы "Велоносец" в том, чтобы раскрыть дремлющий потенциал нашего краснодарского велосипедного сообщества и создать условия для ускорения развития велосипедной культуры в кубанской столице. Да что там одного города, всего Северного Кавказа! Идея в том, чтобы собрать большую и открытую команду людей, которые могут, помимо себя, еще каким-либо образом оказать помощь другим товарищам по увлечению. Иными словами, у кого-то сломался велосипед – ближайший велосипедист просто обязан прийти на помощь. Бесплатно.
"НГК": Игорь, когда Вы совершили свой первый велопоход?
И. МЕНЬШЕНОВ: Лично для меня велосипедисты и владельцы велосипедов немножко отличаются друг от друга. Главный критерий –
отношение к собственному "железному коню". Для первых – это увлечение, стиль жизни, вторым велосипед нужен для того, чтобы в солнечный день прокатиться вокруг дома, отправиться в парк, на речку. Как только погода портится, про велосипед тут же забывают. И до следующего лета не вспоминают. Потому зима –
это некий водораздел между велосипедистом и владельцем велосипеда.
Велосипедом меня увлек отец. Он сам любитель пешего туризма, исходил всю Кубань и Северный Кавказ. И как-то он подбил меня, 12-летнего. На велосипедную прогулку до Горячего Ключа. Всего сорок пять километров. Это было в 1986 году. И такого количества автомобилей еще не было. Никто тогда и представить себе не мог того ужаса, который творится на дорогах сейчас. Часов за пять мы доехали. Назад планировали ехать на электричке, но опоздали. Возвращались назад тем же способом. На обратную дорогу мы потратили почти в два раза меньше времени. Этот первый поход открыл мне осознание того, что я могу гораздо больше, чем если бы я ходил пешком.
"НГК": Как появилась идея объединить велосипедную общественность?
И. МЕНЬШЕНОВ: Идея объединить всех велосипедистов реализовалась не сразу. Она появилась спустя очень долгое время... Еще лет десять назад велосипедистов города Краснодара было настолько мало, что все друг друга знали и спокойно общались между собой без всяких интернет-ресурсов: в парках, скверах, на традиционных маршрутах. Со временем велосипедное сообщество выросло. Но ведь для создания интернет-площадки, полноценного работающего сайта нужен был не просто велосипедист, а велосипедист-программист. Такого человека в нашем тесном мирке очень долгое время не было. Основным велосипедным электронным форумом сначала была маленькая ветка "Велокубань" в одном из подразделов раздела "Хобби" форума "Кубань.ру". С тех пор прошло столько времени, что мы уже и не помним, кому принадлежит идея названия. Собственно, форум "Велокубань" появился в 2007 году.
"НГК": Игорь, какое место в краснодарской велосипедной иерархии занимаете лично Вы?
И. МЕНЬШЕНОВ: В краснодарском коллективе велопользователей нет какой-то определенной иерархии. Нет лидеров и героев. Если они и появятся, то еще очень не скоро. Думаю, лет через десять, когда велодвижение расширится настолько, что можно будет подумать о создании какого-нибудь профсоюза. Велосипед все же индивидуальный вид транспорта. Человек, его приобретающий, таким образом решает властвовать над городскими обстоятельствами. Он не будет стоять в пробках, больше не будет мерзнуть на остановках в ожидании переполненного общественного транспорта в надежде протиснуться в его душное жерло. Не будет садиться за руль и тратить деньги на бензин. Это в некоторой степени эгоистично. Нельзя не отметить, что в нашем сообществе появляются люди, завоевавшие определенный авторитет. Уже есть те, кто на велосипеде преодолевает путь, скажем, из Ростова в Анапу за семнадцать с половиной часов, питается в придорожном кафе, спит в палатке, которую везет за плечами. И снова в путь, не потратив ни единой капли бензина,не заплатив ни единого штрафа гаишникам с радарами. У нас такие походы случаются регулярно.
Сейчас настали времена, когда пользоваться дорогами общего пользования стало просто опасно. Большой поток автомобилей, выхлопные газы. И среди любителей дальних велопоходов нашлись те, кто для себя разрабатывает индивидуальные маршруты. Для этого раньше использовались старые геодезические карты, сейчас с появлением разных гаджетов –
GPS-навигаторы.
"НГК": На Ваш взгляд, Краснодар – удобное место для велосипедиста?
И. МЕНЬШЕНОВ: Я бы сказал, идеальное. Разумеется, для развития велосипедного спорта, досуга. Дело в том, что наша краснодарская действительность сама толкает людей на велосипеды. При такой загруженности автомобильным транспортом, при той нехватке парковочных мест велосипед через два-три года станет чуть ли не единственной альтернативой. Как это не парадоксально, не жаркое солнце и ровная поверхность создают такие условия. Велосипед, в отличие от автомобиля, покупается один раз, его не надо заправлять. И будет служить вам исправно лет пять, пока у вас не сломается спица или не потребует замены цепь. Но все это мелочи, которые легко устраняются.
"НГК": Минувшим летом городские власти развернули целую кампанию по созданию велосипедных зон. Как оцениваете эти процессы?
И. МЕНЬШЕНОВ: Как отношусь к этому лично я? Положительно. Я за любой кипеж, кроме голодовки. Сделали велодорожку, пусть она и кривая, и косая. Но это все равно лучше, чем ее нет. Дело в том, что люди, которые радеют за эти самые велодорожки, сами относятся к ним по-разному. Тут, пожалуй, надо учесть, что ни те, ни другие никогда не занимались обустройством велодорожек. Никто не знает, как их правильно делать.
А разговоры о велодорожках начались лет пять назад, когда нескольких велосипедистов, которые катались в выходные дни среди пешеходов по улице Красной, остановили сотрудники ДПС и оштрафовали за езду по территории, запрещенной для движения транспортных средств. А велосипед, по правилам дорожного движения, таковым является. С этого момента и начались бурные обсуждения в соцсетях. Тогда и организовалась первая инициативная группа, которая обратилась в мэрию с этой проблемой. До этого случая велосипедисты с чиновниками никак не контактировали. Но тут проблема одного неожиданно стала проблемой всех.
"НГК": Существует ли устраивающая всех концепция развития городской велокультуры?
И. МЕНЬШЕНОВ: Могу сказать, что общей какой-то концепции у нас в городе нет. Одни говорят, идеальной стала бы разветвленная сеть велосипедных дорожек, другие утверждают, что это ограничит их свободу передвижения, которую они приобрели вместе с велосипедом, и они будут, словно индейцы в резервации.
Поэтому сейчас мы никак не лоббируем создание велодорожек. Уже достаточно того, что власти обратили внимание на назревающие проблемы.
"НГК": Игорь, наверняка вы интересуетесь, как формировалась велокультура в других странах?
И. МЕНЬШЕНОВ: Сам я в Европе не был, но знаком со многими велосипедистами, объездившими половину мира. Из их рассказов я и составляю для себя общую картину того, что происходит там и упорно не происходит у нас. В каждой стране велокультура формируется по-разному и напрямую зависит от общего благосостояния. В Китае, например, велосипед стал жизненной необходимостью из-за плотности населения и низкого уровня жизни. Зачастую иметь собственную машину людям просто не по карману, иногда негде ее припарковать. Велосипед же можно хранить и в комнате.
В Европе велокультура зарождалась иными путями. Например, в Голландии, которая является самой велосипедной страной в мире, на душу населения приходится 1,78 велосипеда. Больше чем жителей в стране. По словам путешествовавших по этой стране велосипедистов, уровень жизни не так уж там и высок. Так же, как и в Германии, Франции, Италии, на Балканах. Жители этих стран поддерживают свой высокий уровень жизни, экономят буквально на всем. И велосипед – страж этой экономичности. Среднестатистический европеец сядет в автомобиль только тогда, когда альтернативы не будет. Если машину можно не брать, поедет на велосипеде.
"НГК": Бытует мнение, что, если сделать въезд в центр города платным, все тут же пересядут на велосипеды…
И. МЕНЬШЕНОВ: Ну, нельзя сделать платным все. Дороги общего пользования для всех. В нашем городе и без того много запретов. Велосипедная культура в нашей стране и в Краснодаре, в частности, только формируется. И жизнь должна подсказать правильные решения. Мне нравится, как поступили во Франции. В крупных городах муниципальные власти сделали велосипеды бесплатными. Нужен велосипед, бери и пользуйся. Но, чтобы открыть замок, которым он прикован к стоянке, ты должен опустить в нее, допустим, 10 евро. Вернешь велосипед на другую стоянку, получишь деньги обратно. Если не получилось, потеряешь залог. Фишка в том, что поставить его обратно может любой другой. Он и заберет деньги. Это очень популярный способ заработка у детей. В Москве, кстати, уже организовали что-то подобное. Но, когда это придет в Краснодар, прогнозировать сложно.
Беседовал
Владимир ПРИХОДЬКО