Спорт:

Поиски гармонии: храм души и тела

03.12.2020

Религия и спорт – поиск взаимопонимания

Автор: Редакция «НГК»

2148

В ноябре 2020 года в Армавирском государственном педагогическом университете состоялась научно-практическая онлайн-конференция «Социальные смыслы спортивной духовности». По своей значимости она является знаковым событием уходящего года в жизни культуры и духовности Кубани. 

Председателями оргкомитета конференции выступили епископ Армавирский и Лабинский Василий и ректор ФГБОУ ВО «АГПУ» Амбарцум Галустов. С  приветственным словом к участникам, помимо председателей оргкомитета, обратились также депутат Государственной Думы, чемпион мира по боксу Николай Валуев; секретарь Патриаршей комиссии по физической культуре и спорту Дмитрий Петровский; проректор по научно-исследовательской и инновационной деятельности ФГБОУ ВО «АГПУ» Юрий Ветров и священник, магистр педагогических наук Игорь Бирюков.

«Как спортсмен я хотел бы сказать, что человек всегда решал и будет решать множество своих не только личностных, но и общественных проблем, –  сказал Николай Валуев. –  Спорт, даже сегодня, когда мы вынуждены соблюдать самоизоляцию, спасает наши нервы, помогает не только содержать своё тело в порядке, но и даёт выплеск той негативной энергии, которая в нас копится и которой необходимо находить определённый выход.  Сам по себе спорт, как средоточие человеческих возможностей, умений и навыков, обрёл совершенно новые формы благодаря человеческим конфликтам. Мы знаем, что древние греки придумали Олимпийские игры в том числе и в пику тем войнам, что проходили в то время, и за время ведения Олимпийских игр все военные действия прекращались. Это была замечательная человеческая идея, которая не потеряла своей актуальности и сегодня. Те аспекты, что рассматриваются на конференции, посвящены не только спорту как таковому, но и чисто моральным аспектам, которые всегда сопутствовали спорту и помогали человеку делать себя лучше, преодолевать вызовы, вроде тех, с которыми мы столкнулись в 2020 году».

Выступление спикеров даёт богатую пищу для размышления. Российский философ, доктор политических наук, кандидат философских наук, профессор, Александр Дугин, выступивший с докладом на тему: «Философия образования как борьба концептов», и на этот раз поразил участников оригинальностью мышления:

«Если рассматривать само понятие «спорт» с точки зрения традиции, то нельзя не отметить, что с тех пор, как христианство пришло в Средиземноморье, Олимпийские игры и прочие состязания сошли на нет, – заметил он. – Что не случайно, потому что в спорте акцент делается на тело, а в христианстве – на дух. Распространение же спорта ведёт к переключению внимания с души человека, с его этического развития на сферу физической силы и телесной красоты. Не случайно спорт получил наибольшее развитие уже на закате христианской цивилизации: допустим, в СССР спорт получил широкое распространение вместе с атеизмом, тогда как про спорт в дореволюционной России мы почти ничего не знаем. Не будем также забывать, что инициаторы возрождения Олимпийских игр были убеждёнными язычниками, правда, немецкими. Ну, а футбол вообще начался с пиратской игры головой мертвеца на британских кораблях. Однако за последнее столетие наша цивилизация настолько деградировала, что сегодня спорт представляется далеко не худшим из вариантов. Современное поколение приковано к Интернету, поражено наркотиками, которые косят целые страны. Сама логика деградации общества приводит к тому, что то, что само по себе было признаком упадка, теперь выглядит почти спасительным.  Со своей стороны я предлагаю пересмотреть спорт с православной точки зрения: как некую преграду на пути дальнейшего упадка нашей цивилизации. Можно рассматривать спорт как своего рода начальную форму аскезы, а подвиги телесные как подготовку к подвигам духовным. Научись управлять телом, и ты научишься управлять страстями. Здоровый физически человек станет лучше понимать и такие христианские предписания, как борьба с различными пороками. Ещё один момент, на который я бы хотел обратить внимание, – это музыка для занятий спортом. Многие сейчас занимаются, одновременно слушая что-то в наушниках – нужно на эту музыку обратить внимание. Пусть она будет ритмичная, даже электронная, но в то же время и с какими-то мотивами фольклорными, духовного пения и так далее. И третье – спортивная униформа: в Грузии Леван Васадзе вместе с супругой разработали специальную форму для грузинских регбистов, основанную целиком на национальных мотивах. Можно вспомнить и пример Новой Зеландии, где перед началом спортивных состязаний спортсмены танцуют танец народа маори – хаку. Если мы будем осторожно, не в обязательном порядке включать в спортивные состязания элементы наших традиций, я думаю, что это будет прекрасным элементом по воспитанию и углублению влияния спорта на наше общество. Спорт может стать началом любви к своей стране, к своему народу, началом интереса к своей истории и какого-то духовного развития. Но ресакрализация спорта, конечно, должна быть очень деликатной и аккуратной».

Владимир Тер-Аракельянц – протоиерей, доктор философских наук; профессор кафедры «Православная культура и теология» ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет» выступил с докладом на тему: «Соотношение телесности и духовности в исторической ретроспективе христианской мысли». Он начал со святоотеческого учения о человеке, как «существа созерцания», «того, что оно видит» не только и не сколько глазами телесными, но и духовными.

«Я бы хотел рассмотреть это подробнее на примере святителя Афанасия Великого, – сказал протоиерей. – В его книге «Слово на язычников» приводится удивительный по своей глубине анализ истоков гедонизма с точки зрения развития греха в человеке. Бог создавал человека совершенным – и хотел, чтобы он таким и оставался, – однако люди предпочли смотреть глазами телесными, что имеет своим истоком грехопадение. Уклонение от Бога, от любви к нему приводит к самовожделению, к привычке созерцать свое тело. В конце концов, человек привязывается к своим вожделениям и боится утратить их. Святой Афанасий говорит, что источником языческого гедонизма является именно этот страх, в том числе и страх смерти. В душе, не желая оставить вожделения, боится смерти и расставания с телом. С этой точки зрения рассматриваются и увлечения в античности спортивными состязаниями. Такой святитель, как Иоанн Златоуст оставил наиболее полное описание современных ему Олимпийских игр. Из его описаний становится очевидно, что между христианством и самой идеей таких игр не было жёстких противоречий, но он подвергал жёсткому осуждению культ тела и стремление профессиональных атлетов к личной победе, что есть мирская гордыня. В то же время Иоанн Златоуст подчёркивает общественное значение олимпийской традиции и их положительное значение. Он упоминает, что на них воспитывается стремление преодолевать трудности, призывает верующих брать пример в стойкости и выносливости с олимпийских атлетов».

Владислав Столяров, доктор философских наук, профессор, выступил с докладом на тему: «Проблема духовных ценностей спорта».

«Проблема духовной ценности спорта, на мой взгляд, необычайно сложная, – отметил он. – И правильно сказал Александр Дугин, что к этому нужно подходить очень осторожно, особенно при переходе от общего призыва к совершенно конкретному анализу и предложениям. Первая ступень к сакрализации – это возрождение в спорте духовно-нравственных начал. Высказываются различные мнения с одной стороны – хвалебные отзывы разного рода спортивных функционеров, а с другой – совсем противоположные мнения о том, что спортивные состязания, дух соперничества крайне негативно влияют на нравственные качества человека. В том числе подобные мнения высказываются в РПЦ, хотя официальная позиция церкви, насколько я могу судить, в том, чтобы одобрять позитивные формы спортивной активности, но церковь выступает резко против негативных аспектов спорта. На мой взгляд, разобраться с этим можно только с позиций диалектического мышления, потому что спорт крайне противоречив. В соответствии с ним в спорте есть огромные возможности в плане развития не только телесного, но и духовно-нравственного. Но в то же время даже в этих возможностях есть и крайне негативные аспекты: дух соперничества приводит к тому, что человек начинает думать прежде всего о себе».

С докладами также выступили преподаватели и священнослужители,  студенты различных вузов. Определённый итог всему сказанному подвёл в своем выступлении Дмитрий Петровский:

«Да, культура тела – это то, что органично интегрировано в христианскую культуру, – сказал он. – Мы должны помнить слова апостола Павла, что «Тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа». И мы должны к этим телам относиться должным образом, «воздавать этому должному должное». Но тут есть опасность попадания в искушение. Что есть спорт в концепции постмодерна? Какие нравственные ценности спорта, и возможны ли они в нем вообще? Я очень рад, что эта дискуссия ведётся, Церковь её благословляет и напоминает, что данный аспект социального богословия для нас очень важен. Очень хорошо, что это удел не церковных бюрократов, а живых пастырей, учёных, спортсменов и очень надеюсь, что сегодняшние выступления будут интегрированы и в нашу практическую деятельность.

По своей значимости поднятая на конференции проблема является неким прорывом в научной, светской и православной жизни России. И то, что тема эта возникла не в столичных учебных заведениях, а в АГПУ, который до сих пор снобы воспринимают как провинциальный вуз, тоже показательно. Именно российская провинция с её неспешностью и вдумчивостью подарила миру в прошлом веке великих мыслителей и философов. Тема спорта и православия многомерна и наверняка с подачи армавирцев к ней будет привлечено внимание культурной общественности всей России. Главное, что начало положено.