Интервью с легендой кубанского футбола Станиславом Лысенко
2404
(Продолжение. Начало интервью)
Корр: Станислав Анатольевич, Вы могли играть в Англии!?.. Это же просто мечта чуть ли не каждого мальчишки. Даже если это Чемпионшип...
С.Лысенко: Да, было конкретное предложение, мог поехать. Во многом это решение зависело от Е. Л. Гинера, он распоряжался, куда отдаст меня, а куда – нет. Леннорыч вызывает меня и говорит: «Выбирай!» Кидает на стол два предложения, пояснив, где и сколько я буду получать. Одно из предложений было от Чемпионшипа. Я ответил не задумываясь: «Леннорыч, я же вам сказал о своей мечте... дайте мне вернуться домой». Я не знаю правильно это или неправильно, но я за свою жизнь никогда ни о чём не пожалел. Забегая вперёд, приведу ситуацию об уходе из «Урожая», где у меня очень серьёзные люди спросили, не жалею ли я об уходе? А у меня нет таких мыслей, я много хорошего там сделал, всё прекрасно. Почему надо сразу жалеть!? Я не могу себя оценить где-то лично, но ничего страшного в этом нет.
Корр: Ваш ТОР-3 футболистов, с которыми играли в одной команде, необязательно в «Кубани»?
С. Лысенко: Я всегда считаю, что есть нереально талантливые футболисты, которые себя могут и не проявить должным образом на поле, а есть личности, которые решают куда больше таланта...Семак для меня всегда будет личностью номер один. У него всё едино. Я не считаю его талантливым футболистом, но он обладает невероятной харизмой, берёт профессионализмом и отношением к делу. Меня как-то раз П. Ф. Садырин вызвал, был большой любитель вызывать, чтобы просто поговорить по душам. Приглашения часто сопровождались фразой «Н, пойдём, чайку попьём!» Он ценил во мне трудолюбие и всегда подчёркивал: «Понаблюдай вон за Семаком на тренировках. От фишки до фишки надо пробежаться в полную, а он эту фишку перебежит и лишь потом остановится. Ты – добегаешь. Остальные вообще не добегают, бросают. Ставь перед собой свои цели, всё должно делаться на грани невозможного. Просто проанализируйте его игру во всех командах, в которых он выступал. У кого ни спросишь – да он обыкновенный футболист в том плане, что не обладает чем-то выдающимся, но, при всём этом, он никогда не опускался ниже своей личной планки.
Корр: Вы очень схожи с ним по темпераменту, могу ошибаться...
С. Лысенко: Скажу так: много схожего, он младше меня, но я, являясь в ЦСКА одним из самых возрастных футболистов, первое время ощущал, будто я молодой. Куда бы я ни приходил – всегда доказывал своей работой. В этом, наверное, и похожи с Семаком.
Корр: Семак не запятнал себя, став тренером, как считаете?
С. Лысенко: Нет. Он интеллигент во всём, сейчас, в «Зените», он иногда стал проявлять себя более эмоционально, что для него было не свойственно, как для футболиста. Когда ты футболист, все эмоции ты оставляешь на поле. Когда ты тренер, необходимо себя соответствующе вести. Я считаю, что он растёт и уже добился многого.
Корр: Похоже Вам не нравится «Зенит» – само место, где он растёт.
С.Лысенко: Не нравится. Речь больше о системе. Я знаю хорошо академию, клуб. Очень хочется, чтобы хоть какая-нибудь академия воспитала действительно достойное поколение, да и не одно, чтобы этот крен был виден. Ближе всего к этому пока Сергей Николаевич (прим. речь о Галицком). Просто, когда говорят за лимит, то говорят о том, чтобы его убрали, я сразу вспоминаю «Зенит». Это лоббирование интересов ТОР-клубов, которые хотят чего-то добиться в Европе.
Корр: Но ведь зовут и в ФНЛ 20-летних латиносов, вместо, условного, 20-летнего Никиты Лысенко...
С. Лысенко: Проблема нашего футбол в том, что много разговоров, но в итоге всё остаётся прежним. А как это установить? Какие-то запреты ведь нужны, их нужно продумать и отформатировать. В Англии – только игроки сборных. Необходим ведь критерий. Тогда получается, что при таком критерии «Зенит» сможет приобретать, «Спартак» сможет и т. д., а остальные не смогут. Образуется пропасть между командами одной лиги. Но я соглашусь, что идея при грамотной проработке не очень плохая. Меня сейчас многие могут камнями закидать, я бы вообще убрал иностранцев. Давайте пофантазируем. Убрали иностранцев, чемпионат стал неинтересным. Но если речь о повышении уровня нашего футбола и конкретно игроков сборных, то получается, простите, какая-то чушь.
Я как-то подсчитал, сколько у нас выходит футболистов на поле единоразово в одном туре РПЛ, состоящей из 16 команд. Вышло 50-60 человек наших! В 16 командах! В 16-ти! Т.е. 3-4 местных, остальные – иностранцы. Где-то больше, где-то меньше. В сборной всего по 25-30 человек. Получается, у нас каждый второй уже игрок сборной. Каждый второй! В Европе, возьмём Германию, Голландию и т. п., потенциальных игроков сборной составляет 500-600 человек, не говоря об уровне местных лиг и спортивных школ, а он высокий. Мы плохо воспитываем молодёжь. Даже безобразно, а нужно начинать с низов, это очень долгий процесс, о котором можно годами разговаривать, но надо всё же с чего-то начинать. Получается так: полностью убираем иностранцев, пусть это и будет выглядеть искусственно. У нас уже человек 200-300 местных выходит на поле за тур. Неинтересный чемпионат, даже не спорю, но, по крайней мере, это какой-то толчок в сторону развития уровня местных футболистов. И зарплат не будет больших.
Корр: Обладатель Кубка УЕФА ЦСКА в 2006 г. с Вагнером, Карвальо и Оличем, такой же триумф от «Зенита» в 2008 г. с Лобмертсом и Тимощуком. При таких условиях это было бы возможно спустя десятки лет?
С.Лысенко: Палка о двух концах. Давайте все вместе опустимся на землю, забудем, что мы ТОР-страна в футболе. Мы почему-то до сих пор считаем, что мы там где-то что-то должны, выходить на ЧМ – наша обязанность. Да, мы давно не ТОР-страна в футболе, давно. Мы навешиваем ожидания, а когда они нас не оправдывают, то слышим: «Во, блин, не получается, в стыках играть – плохо». А вы, правда, считаете, что мы были обязаны прям с первого места выйти, что ли!? Да нет, конечно же, это не так, понимая эти простые вещи, и отношение к этому будет проще. Второй момент. Хорошо, уберём лимит, что угодно делайте, развивайте без ограничений, как хотите, но тогда вы должны понимать, что игроки сборной могут находиться и в ФНЛ. А где ты их возьмёшь, если у тебя их на поле в Премьер-Лиге не будет!? Где же их брать? И какая сборная у нас будет!? Надо научиться нам анализировать свои ожидания.
Корр: А ментально мы готовы играть стабильно в сборной? Вспоминая 2008 год и триумф на Евро, было множество предложений для ребят, самые яркие уехали в лучшие клубы мира: Павлюченко – «Тоттенхэм», Жирков – «Челси», Аршавин – «Арсенал», но как-то не ровно вышло у наших на новом уровне.
С. Лысенко: Для меня очень странно, что сейчас мы начинаем делать из Миранчука ТОР-футболиста. Ну, не ТОР он, Головин не совсем ТОР. Ну, вот не те это ТОР – один играет, другой почти не играет. Нет у нас звёзд таких сегодня. Если я сейчас начну перечислять игроков моего времени, которые играли за границей, можно сходу назвать до 30 человек. Причём играли на ведущих ролях, в том же «Ювентусе», «Челси», «Манчестер Юнайтед». Их просто много, не один-два, и они там гремели.
Корр: При этом Ваше поколение играло не за такие большие деньги.
С. Лысенко: А кого сейчас ты выгонишь за границу на меньшую зарплату, кто поедет!?..
Корр: Кто ещё входит в Ваш ТОР-3 из одноклубников, помимо С. Б. Семака?
С.Лысенко : Лёша Герасименко – точно. Я бы назвал ещё Костю Коваленко – это прям самый ТОР с огромным талантом, феноменальный футболист был, но из-за отношения к делу, характера, он так и не сумел раскрыться. Я ему это и в лицо говорил, думаю, он понимает, что такие разговоры нормальны. Наверное, включил бы его в эту тройку, но опять-таки, были более важные люди в командах. Одно знаю точно – не могу о нём не говорить, хоть и мало играли вместе.
Корр: ТОР-3 футболистов, против кого играли?
С. Лысенко: Карпин! Он был таким футболистом сильным. Вышел в основе против него играть в 1992 году на стадионе «Кубань», уступили «Спартаку» тогда 1:5, очень сильный состав у москвичей был: Черчесов, Онопко, Ледяхов, Карпин, Радченко... И я персонально играл с Карпиным и думал, может пора уже с футболом заканчивать, ну очень сильный игрок был. Ю. В. Гаврилов. Человек-пешеход, которому, наверное, ещё и в шахматы нужно было играть, у него до такой степени «компьютер» работает, что играть с ним вообще невозможно было. Я злился, думал, сейчас ему как втащу по ногам, но ты не успеваешь, ты только подумал, а он уже этот мяч получил, уже отдал и уже идёт открываться, ты его не можешь поймать. Человек-компьютер. О. А. Веретенников – человек-легенда. Очень скромный, с ним приятно общаться, мне посчастливилось в этом плане. Но на поле это такая харизма, от него «пахнет» голом.
Ярослав УШАКОВ