Экология:

Горячий Ключ нуждается в защите!

02.03.2020

Жители города выявили 17 нарушений действующего законодательства. Однако прокуратура до сих пор не отреагировала на их обращение

Автор: Редакция «НГК»

7920

Город Горячий Ключ - курорт регионального значения, он является национальным достоянием Российской Федерации, предназначен для лечения и отдыха населения и относится, соответственно, к особо охраняемым объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите. (ФЗ РФ № 26-ФЗ от 23.02.1995 г. «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».

Правовой режим города-курорта Горячий Ключ регулируется Федеральным законом РФ «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ (2002), Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» № 33-ФЗ от 14.03.1995 г., Федеральным законом «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» № 26-ФЗ от 23.02.1995 г. Законом Краснодарского края от 07.08.1996г. №41-КЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Краснодарского края», Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.07.2011г. №771 «Об утверждении границ и режима округа горно-санитарной охраны курорта краевого значения Горячий Ключ в Краснодарском крае», и др.  
 

Город-курорт Горячий Ключ - старейший бальнеологический курорт (155 лет). Ежегодно г. Горячий Ключ посещают свыше 130 тыс. отдыхающих – это в три раза больше, чем постоянная численность местного населения. Уникальные минеральные воды используются при лечении заболеваний органов пищеварения, опорно-двигательной системы, кожных болезней, нервной системы и обмена веществ. 

Основу курорта составляют 6 типов минеральных вод из 17 основных разрабатываемых скважин (общее количество источников около 200): сероводородные источники, превышающие качеством мацестинские аналоги, йодобромные термальные источники хадыженского типа и питьевые воды, относящиеся к типу «Ессентуки», разной минерализации и температуры от 26 до 60оС, используемые для лечебно-питьевых и бальнеологических целей. Основным лечебным фактором являются сульфидные минеральные воды Псекупского месторождения. 

Юго-западную и западную часть городского округа занимает особо охраняемая природная территория (ООПТ) - Государственный природный зоологический заказник регионального значения «Горячеключевской». 

 В самом городе-курорте Горячий Ключ и в его ближайших окрестностях обитают редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного мира, занесенные в Красный список МСОП (Международный союз охраны природы) (16 животных), Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Краснодарского края (более 40 животных). (Приложение № 2). Для редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира установлен особый режим охраны. (ФЗ РФ от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О Животном мире», ст. 24; Закон Краснодарского края от 2 декабря 2004 г. № 802-КЗ «О животном мире на территории Краснодарского края, ст. 8; Закон Краснодарского края от 31 декабря 2003 г. № 656-КЗ «Об особо охраняемых природных территория Краснодарского края», ст. 13. 4; Указ Президента Российской Федерации «О стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» № 176 от 19.04.2017г.; «Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года», п 19, 26, 27.
Красный список МСОП имеет решающее значение не только для выделения наиболее уязвимых видов, для которых велик риск глобального исчезновения, но и в целенаправленных усилиях по их восстановлению, а также для определения мест обитания редких животных, которые необходимо защитить. Шестнадцать редких животных города-курорта Горячий Ключ, занесенные в Красный список МСОП (Международный союз охраны природы), защищены международным правом и принадлежат к объектам действия международных соглашений и конвенций, ратифицированных Российской Федерацией. 

Подводя итог вышесказанному ясно, что данная территория требует строжайшего соблюдения законодательства в экологической сфере. Но, к сожалению, в настоящее время в черте города-курорта Горячий Ключ на границе с лесным фондом находятся несколько опасных объектов:

 На территории земельного участка (кадастровый № 23:41:0601001:5242), расположенного по адресу: 48 км слева + 20 м А/Д Афипский, Новодмитриевская, Калужская, Горячий Ключ построен объект, планируемый для ведения работ по обращению с опасными отходами 2-4 класса опасности (отходы продукции из пластмасс, загрязненные), а также, возможно, для размещения (хранения), обеззараживания и обезвреживания (в том числе сжигания) медицинских отходов в больших количествах. 

Было зафиксировано несколько фактов сжигания в установленной на территории этого объекта специальной печи. По жалобам горожан материалы были переданы в Прокуратуру г. Горячий Ключ. До настоящего времени ответ из Прокуратуры жителям Горячего Ключа не поступил.

Рядом расположено популярное место отдыха горожан - база отдыха  «Клевое место» и череда небольших озер, питающихся за счет подземных вод. Данное предприятие размещено так, что ветер преобладающего направления с едким запахом и дымом дует с построенного объекта прямо на базу отдыха, и на сам город Горячий Ключ, что вызывает обоснованные  многочисленные жалобы не только населения, но и гостей города. 

Территория данного объекта полностью огорожена высоким бетонным забором, на воротах нет паспорта объекта, к объекту отремонтировали дорогу. В связи с тем, что деятельность на данном участке носит закрытый характер, медицинские отходы могут относиться к классу Б - эпидемиологические опасные отходы, классу В - чрезвычайно эпидемиологические опасные отходы, Классу Г - токсикологические опасные отходы 1 - 4 классов опасности. (СанПиН 2.1.7.2790-10 , СП 2.1.7.1386-03). На основании определения Верховного Суда РФ № 309-ЭС19-1916 от 06.03.2019 г. медицинские отходы класса «Г» являются токсикологически опасными отходами I - IV классов опасности, в связи с чем деятельность по обезвреживанию или утилизации медицинских отходов класса «Г» подлежит лицензированию в силу пункта 30 части 1 статьи 12 Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ. В то же время все классы медицинских отходов, (за исключением радиоактивных) обезвреженные соответствующим образом для возможности размещения (захоронения) на полигоне, попадают под сферу регулирования Закона N 89-ФЗ. 
   

Горожане обеспокоены тем, что данная закрытая деятельность может являться источником биологических и химических факторов вредного воздействия на человека и, в свою очередь, может привести к значительному загрязнению окружающей среды курорта Горячий Ключ. Биологическое воздействие на окружающую среду и на людей от данного опасного объекта может возникнуть вследствие распространения болезнетворных микроорганизмов, токсинов и других биологически опасных веществ. Это, в свою очередь, приведет к заражению животных организмов, воды и к возникновению инфекционных заболеваний среди населения (Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ (ред. от 26.07.2019 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ст. 2, ст. 5, ст. 6, ст. 8, ст. 18, ст. ст. 19, ст. 20, ст. 21, ст. 22, ст. 26, ст.28, ст. 40, ст. 42, ст. 53, ст. 55, ст. 57; СанПиН 2.1.6.1032-01).
 

На этом же объекте, на территории земельного участка (кадастровый № 23:41:0601001:5242), расположенного по адресу: 48 км слева + 20 м А/Д Афипский, Новодмитриевская, Калужская, Горячий Ключ, в границах города-курорта Горячий Ключ хозяйствующим субъектом планируется ведение работ по обращению с опасными отходами 2-4 класса опасности (отходы продукции из пластмасс, загрязненные). 

Вот только небольшой перечень отходов данной группы (отходы продукции из пластмасс, загрязненные):

код отходов  по ФККО                            Наименование отходов                                       Класс опасности                                                                                                                           

4 38 119 22 51 3

упаковка полиэтиленовая, загрязненная пестицидами 3 класса опасности

   III

 

4 38 112 51 51 4

упаковка полиэтиленовая, загрязненная твердыми неорганическими кислотами

IV

 

 

4 38 119 81 51 4

упаковка полиэтиленовая, загрязненная взрывчатыми веществами

IV

 

4 38 194 01 52 4

тара из разнородных полимерных материалов, загрязненная пестицидами третьего класса опасности

IV

4 38 194 02 52 2

упаковка из разнородных полимерных материалов, загрязненная пестицидами 1 класса опасности

II

4 38 194 04 52 2

упаковка из разнородных полимерных материалов, загрязненная пестицидами 2 класса опасности

II

4 38 194 05 52 3

упаковка из разнородных полимерных материалов, загрязненная пестицидами 3 класса опасности

III

4 38 194 06 52 4

упаковка из разнородных полимерных материалов, загрязненная пестицидами 4 класса опасности

IV

4 38 194 11 52 4

тара из разнородных полимерных материалов, загрязненная удобрениями

IV

4 38 194 22 52 2

упаковка из разнородных полимерных материалов, загрязненная инсектицидами 2 класса опасности

II

4 38 194 23 52 3

упаковка из разнородных полимерных материалов, загрязненная инсектицидами 3 класса опасности

III

4 38 194 32 52 2

упаковка из разнородных полимерных материалов, загрязненная фунгицидами 2 класса опасности

II

4 38 194 33 52 3

упаковка из разнородных полимерных материалов, загрязненная фунгицидами 3 класса опасности

III

4 38 119 12 51 4

упаковка полиэтиленовая, загрязненная дезинфицирующими средствами

IV

 В связи с тем, что Краснодарский край является сельскохозяйственно-ориентированным, большая часть поступающих отходов, скорее всего, будет поступать от сельхозпредприятий. Также в инвестпроекте данного объекта указывается, что планируется переработка отходов со всей территории Российской Федерации.

Для данного вида работ необходима лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации обезвреживанию, размещению отходов 1-4 класса опасности (Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ,  Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 N 99-ФЗ (последняя редакция), Постановление Правительства РФ от 3 октября 2015 г.N 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности»). 
Горожане озабочены тем, что в администрацию города-курорта Горячий Ключ поступило заявление  на перевод данного земельного участка из зоны П-4 (СЗЗ 50м) в зону П-2 (СЗЗ 500м). Данное предприятие объявило о том, что  собирается  заниматься обработкой, утилизацией, обезвреживанием отходов пластмасс 2-4 класса опасности. Объект размещен так, что ветер преобладающего направления дует с места размещения, обработки и обезвреживания опасных отходов прямо на город, загрязняя атмосферу вредными выбросами (Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ (ред. от 26.07.2019г.) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;  СанПиН 2.1.6.1032-01).

 Жители города уже жалуются на едкий, возможно, ядовитый дым с территории данного объекта, который в настоящее время по документам числится ещё не работающим. Администрация МО г. Горячий Ключ утверждает, что разрешения на строительство мусороперерабатывающего завода 2 класса опасности на территории г. Горячий Ключ не выдавала. Тем не менее, в инвестиционном проекте завода по переработке отходов полиэтилена, полипропилена и разнородных пластмасс 2-4 класса опасности, который уже монтируют на данном участке, указана мощность обработки -   около  18 000 тонн пластика в год, количество потребляемой воды -180000 куб. м в год (500 куб. м в сутки), канализация (тип сооружений – локальные очистные) - мощность - 180000 куб. м. в год. Представить даже сложно, какого размера будут эти очистные сооружения со всей таблицей Менделеева (возможно, 100 м. на 100 м. и глубиной 18 м.). В случае реализации данного проекта это будет крупнейший завод в России.

При таких масштабах переработки, пластик очень быстро начнет накапливаться в почве, воде, растениях, животных. Эти пластиковые частицы выделяют токсичные вещества в окружающую среду, делая их доступными для прямого или косвенного воздействия на человека.  Микропластик будет попадать в организм людей во время проглатывания или вдыхания и может привести к серьёзным осложнениям, включая различные воспаления, генотоксичность, окислительный стресс, апоптоз и некроз, которые являются причиной сердечно-сосудистых заболеваний, воспалений кишечника, диабета, ревматоидного артрита, нейродегенеративных заболеваний и инсульта. И, как не странно это звучит, это происходить будет в городе-курорте Горячий Ключ.

Рядом с этими, представляющими высокую опасность объектами,  находится некультивированная свалка ТБО, которая должна была быть закрыта еще в 2017 г., а фактически работала до 31 декабря 2019г. На ее территории  постоянно происходят возгорания. Токсичные газовые выделения со свалки распространяются в сторону города, вступая в реакцию с токсичными выбросами окружающих опасных объектов, усугубляя экологическую обстановку в городе-курорте. Данные химические канцерогены занимают ведущее место в возникновении раковых заболеваний (Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ (ред.  от 26.07.2019 г.) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.1.6.1032-01). В городе часто (особенно в жаркий период) стоит тяжелый удушливый запах, иногда по несколько дней, т.к. город расположен в горной подковообразной котловине и защищен с трех сторон горами (в связи с чем продуваемость воздуха в городе снижена). Жители города жалуются на это в Администрацию города-курорта. Несмотря на это, свалка до настоящего времени не рекультивирована, а в Территориальной схеме обращения с ТКО значится как эксплуатируемая. Рекультивация планируется не ранее 2022г. 

Атмосферные осадки и климатические особенности курорта (повышенная влажность воздуха 70-78%)  приводят к миграции химических элементов этих опасных объектов, их проникновению в поверхностные и подземные воды. Отсутствие контроля за составом захораниваемых отходов в будущем может привести к попаданию в тело свалки токсичных отходов. 

Расстояние от данных объектов до жилой зоны - 100 м, до центра города по прямой - около 3 км,  до завода минеральных вод со скважинами -  3 км, до санаторно-курортной зоны с питьевой галереей - 4,5 км.

Площадки для расположения данных опасных объектов не подходят по данным параметрам: 

 - При строительстве и эксплуатации опасных объектов не учтена роза ветров. 
 - Данные  объекты размещены так, что ветер  преобладающего направления  дует с  них  прямо на город Горячий Ключ.
 - Курорт расположен в горной подковообразной котловине и  защищен с трех сторон горами, в связи с этим  продуваемость воздуха в городе снижена. Вдоль долины реки Псекупс регулярно дует горно-долинный ветер северо-восточный и северный с равнины в горы, то есть с данных предприятий в сторону города. Эта особенность циркуляции воздушных масс и  высокая влажность воздуха в городе (в среднем 70-78%) способствуют  накоплению и концентрации вредных веществ  в  воздухе и почве  города. 
 - Местность, на которой расположены опасные объекты, холмистая и имеет уклон рельефа, что способствует убыстрению поступления сточных вод  с данных предприятий в ручьи и, в итоге, - в бассейн реки Псекупс. Это  может привести к  загрязнению Псекупского месторождение  минеральных вод. Бассейн реки Псекупс (с ее многочисленными притоками) является областью питания минеральных вод. Объекты данного типа должны быть размещены на территории с перепадом высот, не превышающим 50 м на 1 км, то есть на равнинах (на основе СНиП 23-01-99).
 - Локальные очистные сооружения проектной мощностю 180000 куб. м. в год  приведут к загрязнению водоносных горизонтов промывными водами с высокой концентрацией токсичных веществ. 

- В районе поймы р. Псекупс расположен водозабор, питающий ст. Саратовскую, район Развилки и новый жилой микрорайон. Район водозабора может попасть в зону загрязнения.
- Грунты  данной местности имеют высокий коэффициент фильтрации и характеризуются быстрым движением воды по водоносным горизонтам. Вода в подземных горизонтах будет быстро загрязняться  поверхностными стоками с территории опасных объектов.
 - Данные предприятия своими  сбросами будут загрязнять все притоки и ручьи, р. Псекупс, р. Апчас, которые принесут загрязненные воды в Кубанское водохранилище и реку Кубань.

  - Курорт Горячий Ключ расположен в сейсмоактивном районе  с сейсмической интенсивностью 8 баллов. (СП 14.13330.18 , Приложение А

- Список городов и населенных пунктов субъектов Российской Федерации, расположенных в сейсмоактивных районах (Общее сейсмическое районирование территории Российской Федерации ОСР-2015); комплекта карт общего сейсмического районирования территории РФ). В связи с этим существуют большой риск опасных процессов и явлений  при интенсивности сейсмических воздействий  (сейсмичности) для данных объектов.  Подстилающие грунты подвижны. Грунты  склонны к  потере несущей способности при сейсмических воздействиях. (СП 14.13330.18, п.4, Таблица 4.1)  

- Размещение данных опасных объектов в городе-курорте Горячий Ключ выглядит, с точки зрения государственного управления, мягко говоря, странным.

Но самое главное, решение это нарушает действующие законы, нормы и правила. На основании Федерального Закона «Об охране окружающей среде» № 7-ФЗ от 10.01.2002 (с изменениями от 27.12.20019 г.) ст. 51, п. 2 
 Запрещаются:

сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;

размещение отходов I-IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

Помимо вышеназванных объектов в ст. Суздальская (МО г. Горячий Ключ) работает ООО «Пиретта-Технологии». Данное предприятие занимается сбором, размещением (хранением),  обеззараживанием и обезвреживанием (в том числе сжиганием) медицинских отходов, относящихся к классу Б - эпидемиологические опасные отходы, классу В - чрезвычайно эпидемиологические опасные отходы, классу Г - токсикологические опасные отходы 1 - 4 классов опасности (СанПиН 2.1.7.2790-10 , СП 2.1.7.1386-03).  

На основании определения Верховного Суда РФ № 309-ЭС19-1916 от 06.03.2019г.  медицинские отходы класса «Г» являются токсикологически опасными отходами I - IV классов опасности, в связи с чем деятельность по обезвреживанию или утилизации медицинских отходов класса «Г» попадает под сферу регулирования Закона N 89-ФЗ. и подлежат лицензированию в силу пункта 30 части 1 статьи 12 Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 N 99-ФЗ.   

Медицинские отходы свозятся в ст. Суздальскую со всей территории Краснодарского края и частично из других регионов Российской Федерации, что подтверждают заключенные и выполненные контракты и договоры. Жители несколько лет жалуются на сильный, едкий, неприятный запах. По решению компетентных органов в 2017 г. указанное предприятие приостанавливало свою деятельность. В настоящее время работа ими ведется, заключаются новые договоры. (Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ (ред.  от 26.07.2019 г.) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.1.6.1032-01).

Место для данного предприятия не подходит по данным параметрам:

 Грунты данной местности имеют высокий коэффициент фильтрации и характеризуются быстрым движением воды по водоносным горизонтам. Водопроницаемость почв в верхних горизонтах высокая. Станица  Суздальская расположена в сейсмоактивном районе  с сейсмической интенсивностью 8 баллов. В связи с этим существуют большой риск опасных процессов и явлений при интенсивности сейсмических воздействий  (сейсмичности) для данных объектов (СП 14.13330.18; ОСР-2016). Подстилающие грунты подвижны. Местность холмистая и имеет уклон  рельефа, что способствует убыстрению поступления сточных вод с территории объекта в ручьи и, в итоге, в - бассейн р. Апчас, р. Псекупс, а затем - в Краснодарское водохранилище и р. Кубань.  Промышленные объекты данного типа должны размещаться на территории с перепадом высот, не превышающим 50 м на 1 км. (на равнинах). При расчете рассеивания загрязняющих веществ необходимо учитывать климатические особенности районов (температура, скорость и направление ветра), а также коэффициент рельефа местности (на основании СНиП 23-01-99). Место должно быть хорошо продуваемым, с подветренной стороны по отношению к жилой, рекреационной зоне и зоне отдыха населения, с учетом аэроклиматической характеристики, рельефа местности, закономерностей распространения промышленных выбросов в атмосфере, потенциала загрязнения атмосферы (ПЗА). 

В связи с этим жители обеспокоены, что деятельность ООО «Пиретта-Технологии» может являться источником биологических и химических факторов вредного воздействия на людей и животных, а также может привести к значительному загрязнению окружающей среды и бассейна реки Псекупс, в связи с большим риском опасных процессов и явлений при интенсивности сейсмических воздействий на данные объекты.

Также на территории края Администрация Краснодарского края в ближайшее время планирует строительство нового полигона ТКО  по обращению с опасными отходами 4 класса опасности (тип полигона  - захоронение отходов). Одним из предполагаемых районов для строительства данного полигона является МО г. Горячий Ключ или его границы. Предполагаемая площадь объекта 73 га. (по некоторым данным - до 100га). По планам принимать данный полигон будет отходы 4 класса опасности из нескольких районов края, в том числе Белореченского, Апшеронского, Туапсинского районов, МО г. Горячий Ключ, г. Сочи, а возможно, и других городов и районов, таких как г. Краснодар, Усть-Лабинский р-н и др. Об этом заявили экологи-активисты на совещании с губернатором Краснодарского края 23 января 2020г. в г. Белореченске в рамках обсуждения проблем белореченского полигона ТКО. Данная информация также имеется в СМИ и сети Интернет. Губернатор на совещании поддержал мнение экологов, поручил подготовить предложения по решению проблем белореченского полигона ТКО, а также найти подходящие участки для возможного переноса второй очереди данного полигона, если по каким-либо причинам вторую очередь полигона ТКО нельзя будет оставить в г. Белореченске. 

В настоящее время поиски таких участков активно ведутся, в том числе на территории МО г. Горячий Ключ (район ст. Имеретинская, ст. Мартанская, красный Восток), а также Апшеронского района (на границе МО г. Горячий Ключ) и на территории Белореченского района. Об этом сообщили рабочей группе, созданной для решения проблем белореченского полигона ТКО в г. Белореченск. Также об этом имеются публикации активистов и участников рабочей группы в социальных сетях и других ресурсах сети Интернет. Точное расположение предполагаемых участков для размещения межмуниципального полигона (практически краевого значения) общественности почему-то не сообщают. Никто из жителей Горячего Ключа в рабочую группу в настоящее время не включен.       

Рассматриваемые в районе МО Горячий Ключ для строительства полигона ТКО участки не подходят по следующим параметрам:

 - Грунты данной местности имеют высокий коэффициент фильтрации и характеризуются быстрым движением воды по водоносным горизонтам.
 - Территория расположена в сейсмоактивном районе  с сейсмической интенсивностью 8 баллов. ( СП 14.13330.18 , Приложение А - Список  городов и населенных пунктов субъектов Российской Федерации, расположенных в сейсмоактивных районах (Общее сейсмическое районирование территории Российской Федерации ОСР-2016)). В связи с этим существует большой риск опасных процессов и явлений  при интенсивности сейсмических воздействий  (сейсмичности) для данных объектов.  Подстилающие грунты подвижны. Грунты  склонны к  потере несущей способности при сейсмических воздействиях. ( СП 14.13330.18, п.4, Таблица 4.1).   
 - Местность холмистая и имеет уклон  рельефа, что способствует убыстрению поступления сточных вод в ручьи и в итоге в бассейн рек, а затем в Краснодарское водохранилище. Объекты данного типа по обращению с отходами 4 класса опасности должны быть размещены на  равнинной местности.

 Для установления фактов нарушения действующего законодательства: 

1.ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ (2002),   ст 6, п.1, ст. 51,
2. ФЗ РФ «Об особо охраняемых природных территориях» № 33-ФЗ от 14.03.1995 г.,
3. ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» № 26-ФЗ от 23.02.1995, 
4. Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ «Об Экологической экспертизе»,
5. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»,
6. Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ (ред.  от 26.07.2019 г.) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ст. 2, ст. 5, ст. 6, ст. 8, ст. 18, ст. ст. 19, ст. 20, ст. 21, ст. 22, ст. 26, ст.28, ст. 40, ст. 42, ст. 53, ст. 55, ст. 57).
7. Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»,
8. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»,
9. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ,
10. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 N 99-ФЗ (последняя редакция),
11. Постановление Правительства РФ от 3 октября 2015г. N 1062
«О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности»,
12. ФЗ РФ от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О Животном мире», ст.  24,
13. Закон Краснодарского края от 2 декабря 2004 г. № 802-КЗ «О  животном мире на территории Краснодарского края», ст. 8,
14.Закон Краснодарского края от 31 декабря 2003 г. № 656-КЗ  «Об особо охраняемых природных территория Краснодарского края», ст. 13. 4,
15.УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О СТРАТЕГИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА  № 176 от 19.04.2017;
16.СТРАТЕГИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА, п. 19, 26, 27,
17.СНиП 11-7-81, СП 14.1330.2018 от 24.05.2018 г.,  СанПиН 2.1.7.2790-10, СП 2.1.7.1386-03, СанПиН 2.1.6.1032-01
жителями г. Горячий Ключ были направлены жалобы и обращения в контролирующие органы и органы власти. Также собираются подписи против строительства и функционирования межмуниципального полигона ТКО, мусороперерабатывающего (мусоросжигательного) завода. 

Вред, причиненный окружающей среде уникального города-курорта Горячий Ключ  и всего Муниципального Образования при работе данных опасных объектов, невозможно даже представить. Эти изменения могут заключаться в сильнейшем загрязнении природной среды, повреждении, разрушении экологических систем природы, что в свою очередь причинит вред или создаст реальную угрозу  здоровью людей, растительному и животному миру. 

Жители МО г. Горячий Ключ
На 29.02.2020г.  8934 подписи на 420 листах