Культура:

Два Григория: Шелихов и Булгаков

17.08.2020

История одной из самых знаменитых картин кубанских художников

Автор: Нина Стрижова

339

2

18 августа 2020 г. исполняется 175 лет Русскому географическому обществу. Одно из старейших географических обществ мира было создано по высочайшему повелению Николая I в 1845 г. Это была эпоха великих географических открытий, когда путешественников чествовали, как героев, жадно внимали их рассказам и дополняли карты новыми данными.

На протяжении всей истории РГО непрерывно ведёт свою работу, объединяя специалистов в области географии и смежных наук, а также энтузиастов и путешественников.

Наша история связана с именами двух великих соотечественников: отважного русского мореплавателя, путешественника Григория Шелихова и художника-исследователя Григория Булгакова, которого судьба тесно связала с его прославленным земляком. Григория Ивановича Шелихова (1749–1795 гг.) назвали Колумбом российским за выдающиеся научные географические открытия во славу и возвышение России. Императрица Екатерина II наградила путешественника осыпанной алмазами золотой медалью «За полезные обществу труды», именной шпагой и специальной грамотой.

Путешествия Григория Шелихова к берегам Америки, его неутомимый труд по освоению северных районов России и Русской Америки – Аляски, оставили неизгладимый след в истории страны. Именно благодаря ему возникли первые русские поселения в Северной Америке, на острове Кадьяк.

Русский предприниматель, исследователь Г.И. Шелихов основал Северо-Восточную компанию и занимался обустройством коммерческого торгового судоходства между Курильской и Алеутской грядами, намеревался исследовать Северный полюс, Ледовитый океан, но внезапная смерть 46-летнего прославленного морехода прервала все замыслы.

Г.И. Шелихова оплакивали лучшие люди России. В траурной процессии с архиепископом и генерал-губернатором во главе шли жители Иркутска до Знаменского монастыря, на территории которого (против церковного алтаря) был похоронен мореплаватель.

Спустя пять лет на его могиле женой был установлен памятник из уральского мрамора, украшенный барельефом с изображением портрета Г.И. Шелихова. На надгробии выбита эпитафия, написанная поэтом Гавриилом Державиным:

«Колумб здесь российский погребён…»

Позднее его именем был назван город металлургов в Иркутской области, залив Охотского моря между побережьем Азии и основанием полуострова Камчатка, установлены памятники.

Музеи им. Шелехова созданы в г. Рыльске (Курская область), там, где он родился, в г. Иркутске, месте, где умер и похоронен, также открыт музей в г. Шелехове. Через 200 лет после его смерти имя Г.И. Шелихова связало два города, которые стали побратимы: Рыльск и Шелехов. До сих пор ведётся непрерывная исследовательская работа, многие молодые энтузиасты в разные эпохи направлялись по следам Григория Шелихова, их манили Алеутские острова и поиски закладных досок с надписью «Земля российского владения», которые устанавливал путешественник.

А в древнерусском городе Рыльске на малой родине Г.И. Шелихова 24 августа 1903 г. был торжественно открыт бронзовый памятник. Скульптор И. Гинцбург изобразил Шелихова стоящим в полный рост в мундире морского офицера и в треуголке. В правой руке мореплавателя находилась подзорная труба, левая придерживала эфес шпаги.

На мраморном пьедестале сделаны следующие надписи: Григорий Иванович Шелихов родился в г. Рыльске в 1747 году. Скончался в Иркутске в 1795 г.

Сооружение такого представительного памятника в небольшом городке было для России явлением весьма редким.

История тем и увлекательна, что её процесс непрерывный и связывает предыдущие события с последующими.

Спустя 13 лет после торжественного открытия памятника Колумбу российскому в селе Голяжье Брянской области 23 января 1916 г. родился Григорий Александрович Булгаков, будущий художник, судьба которого тесно связана с именем Григория Шелихова.

Отец Булгакова, сельский священник и учитель, понимал важность образования. В доме было много книг и альбом с репродукциями картин русских художников. В 1924 г., когда мальчику исполнилось восемь лет, семья Булгаковых переехала в купеческий г. Рыльск, где были хорошие учебные заведения и работали преподаватели старой школы.

В центре города, на площади против Успенского собора, стоял памятник Г.И. Шелихову, и мальчик ежедневно, по дороге в школу, засматривался на бронзовую скульптуру со шпагой. Детские впечатления связаны с романтическими рассказами о путешествиях Шелихова, которые он слышал от отца и учителей. Трагедию сноса памятника он хорошо запомнил, а позднее записал: «Уничтожение памятника в конце 20-х началось с того, что отбили шпагу, а потом дело дошло и до самой фигуры…». В то время страдали не только памятники, но и люди. Много бед пережил Григорий Булгаков: арест и гибель священника-отца, вынужденное скитание с клеймом сына репрессированного, и только молитвы матери о единственном сыне помогли юноше не пропасть в скитаниях, а, оказавшись в большом городе Ленинграде, встретить хороших людей и поступить на учёбу в художественное училище. Затем была служба в армии, фронтовые дороги Великой Отечественной войны… В  Краснодар приехал осенью 1945 г. с фронтовым другом и остался здесь навсегда. Он чувствовал, кому обязан своим спасением. Художник-фронтовик, натянув на подрамник кусок военной плащ-палатки, написал портрет матери, своего ангела-хранителя.

Первые произведения, никому не известного художника, появились на выставке в Краснодаре в 1946 г., и последующие 10 лет, как отмечают искусствоведы, творческая энергия буквально фонтанировала. Родились сотни пейзажей, натюрмортов, портретов и больших жанровых полотен.

Истинный дар Г.А. Булгакова, как большого мастера тематической картины, проявился в главном его произведении «Колумб российский. Г. Шелихов на Дальнем Востоке» 1956–1957 гг. Эксперты полагают, что в культуре Краснодарского края это лучшее и непревзойдённое творение по своим художественным достоинствам и силе воздействия. Данное произведение можно по праву назвать вершиной изобразительного искусства Кубани.

Эту картину Г. Булгаков писал два года, но на подсознательном уровне она зарождалась с того самого момента, когда на глазах 12-летнего юноши разрушали памятник его герою. Сильнейшие впечатления детства и послужили поводом к созданию картины. Художник вынашивал идею восстановления подвига Григория Шелихова, продвигаясь к ней долгие годы. Позднее в воспоминаниях Григорий Александрович рассказывал, что «когда материал был изучен и собран, картина писалась легко», он чувствовал, что его «кто-то ведёт».

За картину «Колумб российский. Г. Шелихов на Дальнем Востоке» художник был награждён Почётным дипломом Министерства культуры РСФСР, она экспонировалась на Всесоюзной художественной выставке в Москве.

Работу приобрёл Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко, а вариант этого произведения художник подарил краеведческому музею родного г. Рыльска. Удивительно и то, что к моменту завершения работы в 1957 г. в Рыльске был восстановлен памятник Г. Шелихову. Так в г. Рыльске встретились два великих земляка.

Но на этом история не заканчивается. Жизнь молодого художника продолжалась, тогда ему было 40 лет, и он стремился к неизведанному, мечтал пройти  по следам своего героя.

Работая в 1956–1957 гг. над картиной о Шелихове, Г. Булгаков для сбора материала ездил на Белое море, изучал уникальность природы пустынного края земли, знакомился с народными традициями северных народов.

Художника не оставляло чувство, что неприветливая природа севера его чем-то привлекает. Григорий Александрович сам себе не хотел сознаться в том, что это Шелихов приглашает его в путешествие на Дальний Восток. И эта экспедиция состоялась в 1968 г., когда художник самостоятельно преодолел семнадцать тысяч километров, добрался до полуострова Таймыр, расположенного далеко за полярным кругом. Это путешествие заняло весь летний период: Г. Булгаков плыл по рекам, впадающим в Ледовитый океан, ездил на Красноярскую ГЭС, общался с северными народами.

Многочисленные рисунки оленеводов с потемневшими от ветров и дыма лицами были для художника привлекательны своей простотой и суровостью. Булгаков хотел посмотреть, какое там небо, его мучили сомнения, что небо в его картине могло не соответствовать тому, что на Дальнем Востоке. Зная, какие высокие требования предъявлял Григорий Александрович к самому себе, и то удовлетворение, которое он получил от увиденного, было поистине полным:  небо, само путешествие, ощущение севера, многочисленные этюды картин были сохранены автором до конца его дней, как самое дорогое и радостное. Обладая возможностью легко и свободно перемещаться в пространстве, Г.А. Булгаков обретал глубинную внутреннюю свободу, которая давала ему силы жить и творить.

Путешествие по новым неизвестным местам занимали значительную часть долгой жизни Григория Александровича: по Крыму, Азову, Грузии, Азербайджану, Прибалтике, Северному Кавказу, Центральной России…, но путешествие по Енисею и Таймыру оказалось лебединой песнью.

В январе 2011 г. к 95-летию заслуженного художника РСФСР Г.А. Булгакова мы готовили выставку, обсуждали с ним материал, планируемый к экспонированию.

Выставка, проходившая 27 января в «Художественной галерее «САНТАЛ», называлась «Мастер и север». Нужно было видеть, как автор всматривался в каждую свою работу с чувством внутренней радости. Это была его последняя встреча с северным краем, где он ещё раз прошёл маршрутом Г.И. Шелихова – Колумба российского.

12 апреля 2011 г. Григория Александровича не стало. Художник-путешественник завершил свой земной путь на 96-м году с чувством выполненного долга, оставаясь верен себе и эпохе.

Но история изучения наследия мастера продолжается. Имя замечательного художника-исследователя остаётся в его картинах, хранящихся в музее, в монографии, мемориальной доске на доме, где он жил, на стеле среди славных имён героев труда Кубани. Хочется верить, что в скором времени в г. Краснодаре появится улица имени Булгакова, и это станет событием для города, которому отданы 65 лет творческой биографии великого созидателя Григория Александровича Булгакова.

Комментарии

Написать комментарий

Отмена

Антон Иванович

19.08.2020 12:22

Все, что в этой статье хорошо известно посетителям музея Коваленко и не ново. Это одна из самых известных работ нашего Григория Александровича. О нем есть замечательный альбом. Если статья написана для того, чтобы напомнить властям о необходимости увековечить имя Булгакова- поддерживаю! Кстати, Дудко не стало в прошлом году, а улица с его именем уже есть в Краснодаре. И это удивительно! Значит и так можно? Кто делает отбор и за какие заслуги?

Постоянный читатель

17.08.2020 19:38

Жизнь полна судьбоносных переплетений. Хорошо, когда они происходят во благо. Очень интересная статья. Спасибо.