
Картину «Проводы казаков на войну» в дар Законодательному собранию края в память о безграничном мужестве казаков-кубанцев в годы первой мировой преподнес депутат Государственной Думы РФ И.И. Демченко.
1206
Картину "Проводы казаков на войну" в дар Законодательному собранию края в память о безграничном мужестве казаков-кубанцев в годы первой мировой преподнес депутат Государственной Думы РФ И.И. Демченко.
Картина пополнила галерею исторических работ, находящихся в коллекции кубанского парламента. Её авторы – известные художники, работающие в Горячем Ключе, Сергей Морозов и Александр Левченков. Сергей Морозов, ученик заслуженного художника РСФСР Ю.И. Ско-
рикова, потомственный кубанский казак, в чьем творчестве тема казачества является главной на протяжении многих десятилетий. Зрителю он запомнился серией картин на темы быта и ратного подвига русских казаков, их военных походов и громких сражений. Александр Левченков – выпускник Академии живописи, ваяния и зодчества, окончивший аспирантуру под руководством народного художника России И.С. Глазунова. Он мастер произведений на темы русской истории.
На презентации картины депутат И.И. Демченко отметил, что, как наследник казачьего рода, он глубоко прочувствовал ее тему – великую трагедию России и одновременно высочайшую доблесть ее сынов-казаков. Эти две главные линии тесно переплетены в работе.
Исключительная верность казаков царю и Отечеству отражена в образах кубанцев, мобилизованных на войну. Среди них георгиевские кавалеры, отличившиеся на полях сражений русско-японской войны. В основе картины лежат подлинные воспоминания современников об атмосфере, царившей во время проводов на войну. В одном из них, записках камергера князя Н.Д. Джавахишвили (Жевахова), можно почувствовать созвучие настроению художников, стремившихся показать казаков готовыми в любую минуту сесть в седло, рвущимися на войну. Князь вспоминал: "Прекрасное впечатление произвел на меня и бравый наказный атаман генерал Бабыч. Я помню, с каким восторгом он отзывался о последнем призыве новобранцев, как искренно восхищался молодыми солдатами, их безудержной смелостью и дисциплиной... И точно, прибыв в Екатеринодар, я застал на вокзале большую толпу новобранцев, веселых, радостных, беззаботно плясавших и распевавших песни... Но стоило только генералу Бабичу, шедшему ко мне в вагон, показаться на перроне, как эта огромная толпа новобранцев мгновенно стихла и с застывшими на лицах улыбками вытянулась перед ним во фронт, сияющая и радостная".
Последнему наказному атаману М.П. Бабычу (1844–1918), являющемуся в картине реальным историческим лицом, художники уделили особое место. В картине он, герой русско-турецкой войны 1877–1878 годов, расстрелянный большевиками в возрасте 74 лет, стал образом Великой России, уничтоженной революцией 1917 го-
да. Сегодня возрождающаяся Россия, к сожалению, вряд ли сможет привести пример чиновника с масштабом государственного мышления, подобного генералу М.П. Бабычу, в чьем формулярном списке в графе об имущественном положении безо лжи бы значилось, что "кроме содержания по службе, ничего не имеет".
Необычайно популярный среди современников-кубанцев атаман М.П. Бабыч оставил после себя большой список дел, который сделал его одной из главных фигур в списке радетелей земли кубанской. Среди них бесконечные дела на поприще благотворительности, реальная помощь Екатеринодарской картинной галереи им. Ф.А. Коваленко в качестве члена Художественного Кружка, а также Обществу любителей изучения Кубанской области. Мало кто помнит, что генерал Бабыч возглавлял комиссию по сооружению в Екатеринодаре памятника императрице Екатерине II. Он одним из первых атаманов кубанского казачьего войска предпринял шаги по сохранению памяти о подвигах старших поколений казаков, покрывших себя славой на полях сражений. В 1911 году атаман Бабыч подписал циркуляр о составлении описи регалий, а затем издании альбома с рисунками и фотографиями, которые должны были рассылаться во все станичные правления и школы "в память и назидание потомства казаков о доблестной и верной службе их предков". В картине М.П. Бабыч как бы навсегда прощается со своими верными казаками.
Один из важных планов картины – стоящее с иконами и хоругвями священство. Кажется, что преклоненный монах с иконой в руках предвидит будущую трагедию казачества и России в целом. А ведь ни казаки, ни те, кто их провожал на фронт в 1914 году, вовсе не догадывались, что эта война унесет не только множество жизней. С ней сокрушится великая эпоха в русской истории, нарушится вековое монархическое течение жизни России, а цветущая под южным солнцем Кубань окажется в эпицентре огненного урагана гражданской войны. Последовавший великий исход русских из своего Отечества коснется и истинно православного священства, вынужденного последовать за своей паствой. Стая воронья, которую не сразу заметит зритель картины, усиливает тревожное ощущение о будущих потерях России.
Не претендующая на точную реконструкцию событий мобилизация казаков на Первую мировую, в целом, это произведение о казачьих традициях проводов на войну, о казаках, ставших частью героической истории Отечества ХХ века. Картина С. Морозова и А. Левченкова – благодарная память о более чем 100 тысячах кубанцев, прославивших казачий род в сражениях под Городком, на реке Стоход, на полях Галиции, в Сарыкамышской и Трапезундской операциях, отличившихся в боях под Баязетом, Караклисом, Алашкертом, на Бардусском перевале, в морских десантных операциях во время высадки в Ризе и Хамургане. Эта картина об одной из страниц верной и доблестной службы русского воинства, так необходимой современной молодежи в качестве примера беззаветной любви к России.
Наталья Щурик, член Ассоциации искусствоведов (АИС)