Поделись с друзьями:

Знаменитая галерея Майстренко может уйти в частные руки

Мы привыкли к тому, что культура – это привилегия больших городов. Что именно там, в мегаполисах, место для уникальных шедевров и экспонатов – гордости отечественной и мировой культуры. Но есть в этом правиле исключения. Некогда широко известная художественная галерея рисосовхоза "Красноармейский" (ныне РГПЗ "Красноармейский") – одно из них. На днях вместе с кубанскими художниками, галеристами, студентами МГУ, журналистами-пенсионерами в небольшом микроавтобусе мы отправились в пос. Октябрьский, чтобы побывать в знаменитой на весь мир совхозной галерее. В последнее время от разных людей, радеющих за культуру Кубани не по должности, а по совести, приходили тревожные вести о плачевном состоянии и угрожающем будущем "галереи Майстренко", как ее называют в народе.

Для тех, кто не знал или забыл, напомню. Галерея была создана еще в 1970 году по инициативе директора рисосовхоза Алексея Майстренко, имя которого и по сей день носит завод. Майстренко, без преувеличения, легендарная личность для Краснодарского края. Человек, руководивший совхозом с 1956 по 1990 год, превратил его в одно из лучших сельскохозяйственных предприятий СССР . Человек фантастической трудоспособности, требовательный к себе и подчиненным, запомнился, среди прочего крылатой фразой: "Располагайте мной все 24 часа в сутки, только предупреждаю: спуска за оплошность не будет". Это изречение в хозяйстве усвоили с первых же дней его работы. Результаты не заставили себя долго ждать. Уже через два года после назначения Алексея Исаевича доселе низкорентабельное хозяйство получило первую прибыль – 388 тысяч рублей, а через пять лет счет пошел уже на миллионы. Прошло несколько лет, и совхоз превратился в высокорентабельное сельхозпредприятие, в котором успешно развивалось не только растениеводство, но и животноводство. Племенное стадо коров, свиньи, овцы, чистокровные лошади, а также рыбное хозяйство, птицеводство, пчеловодство. Казалось, что в хозяйстве Майстренко есть все. Коллектив сельхозпредприятия всегда славился кадрами, руководителями отраслевых подразделений, специалистами среднего звена, рабочими, непосредственно занятыми на производстве. Более двухсот рабочих и специалистов отмечены орденами и медалями, почетными званиями. Сам Алексей Майстренко и ряд его сотрудников удостоены высшей государственной награды – звания Героя Социалистического Труда, 13 человек – ордена Ленина. Да и сам рисосовхоз в 1967 году награжден орденом Трудового Красного Знамени.


К Майстренко любили приезжать первые лица государства: Никита Хрущев, Алексей Косыгин, Леонид Брежнев. Много писавшая о "деде" журналистка "Новой газеты"
Зоя Ерошок в биографической статье "Против ветра" приводит такую историю:
"Брежнев у Майстренко в кабинете хотел закурить, стал искать пепельницу, а Дед сказал ему строго: "У нас не курят".
И Брежнев почти испуганно спрятал сигарету. Уезжая из хозяйства, Брежнев долго обнимал Майстренко и говорил ему: "Леша, если тебя кто обижать надумает, вот мой прямой телефон (на ухо, шепотом), звони, и тот, кто будет обижать, – не жилец...".
Этого телефона, по словам Ерошок, боялся первый секретарь Краснодарского крайкома КПСС Сергей Медунов, то и дело цапавшийся с Алексеем Майстренко. Медунову очень хотелось выйти на показатель в пресловутые "миллион тонн кубанского риса", а Майстренко "не хотел землю губить".
С развитием совхоза развивался и поселок Октябрьский. В 1970-е годы центральная усадьба рисосовохоза продолжала обновляться: появилось первое административное здание, просторная школа, торговый комплекс, детские спортивная, художественная, музыкальная школы, конно-спортивный манеж. Активно шло и жилищное строительство. Тогда же, в 1970, в совхозе появилась и картинная галерея, позже получившая звание народной. Она занимала второе место в стране среди сельских картинных галерей, ее нередко посещали высокие гости. В книге отзывов есть слова благодарности от глав государства: Никиты Хрущева и Леонида Брежнева, путешественника Юрия Сенкевича. Сюда приезжали на экскурсии школьники, вспоминали свою молодость ветераны. Сегодня галерею посещают от случая к случаю приезжие гости, вроде нас.


Алексея Исаевича Майстренко нет с нами вот уже 23 года. А предмет его особой гордости и заботы – галерея продолжает жить. Находится она во внешне неприметном здании, только табличка на двери напоминает о том, что это учреждение культуры. Буквально все тут дышит историей страны Советов. Входящих в зал приветствует всесоюзный староста Михаил Калинин, в его честь названа галерея. На стенах – картины, на подставках – бюсты героев советской эпохи. Экскурсию начинаем с экспозиции картин на тему Великой Отечественной войны. Гражданская война, дореволюционная жизнь России в сюжетных живописных полотнах, портретах, бюстах, предметах быта того времени. Впечатление полного погружения в эпоху усиливается от того, что все эти экспозиции оформлялись десятки лет назад во времена СССР, похоже, что с тех пор здесь ничего не менялось. Леонид Брежнев, Василий Чапаев, коллективный портрет женщин-революционеров: Надежды Крупской, Александры Коллонтай, портрет Дмитрия Жлобы, известного не только своим участием в Гражданской войне, но и тем, что, возглавляя "Плавстрой", начал масштабное осушение плавней, воспринимаются в этих стенах, как важная часть нашей истории, а не объекты для анекдотов и зубоскальства.
Картины из жизни района, портреты самого Майстренко, его жены, огромное полотно с изображением праздника урожая, на котором выступает Алексей Майстренко перед передовиками производства и жителями поселка Октябрьский. Большинство из них имели прототипы в реальной жизни, некоторые герои картины живы до сих пор. И глядя на эти открытые, приветливые, веселые лица начинаешь понимать: ушло из нашей жизни вместе с тем временем что-то большое и важное, что давало вдохновение и вождям, и художникам, и землепашцам. Есть тут и бюсты самого Майстренко, причем не только в галерее. Большой бюст стоит и на главной площади поселка. Создавал его заслуженный художник России и Адыгеи Владимир Жданов, среди работ которого памятник Пушкину перед главной библиотекой Краснодара.
–Я горжусь тем, что Алексей Исаевич называл меня своим другом, – вспоминает скульптор, – я часто посещал совхоз, когда Майстренко был еще жив, и он мне позировал для бюста. Я лепил и других работников, всех заслуженных рисоводов совхоза. Что же касается самой галереи, то можно сказать, что и картины, и художники там подобраны со вкусом. Многие из них выставлялись в Москве. Считаю, что эта галерея – настоящий памятник советской истории, показатель достижений той эпохи, своеобразный срез той действительности.
О том же говорил и сопровождавший экскурсию краснодарский художник Виктор Бугай.


– Остался приятно удивлен посещением этой галереи. Не ожидал увидеть столь качественные работы известных мастеров в таком, казалось бы, отдаленном поселке. Это собрание уникально, здесь очень мало случайных работ, мало к чему можно придраться. Это цельная, сильная подборка работ очень высокого качества. Удивительно, но факт: собирал ее не художник, не профессиональный искусствовед – простой селянин, рисовод. И в то же время у него было чутье на хорошие работы. Своего рода, авангард жанра советского реализма, редкая подборка не только для России, но и для всего мира. Считаю, что эту галерею нужно не только сохранить, но и пополнить какими-то еще работами, а затем включить в туристический маршрут Кубани. На Западе сейчас уже давно никто не рисует в реалистическом жанре, поэтому тамошние любители искусства едут в Россию, где эта школа еще доживает. И теперь, когда в наш край в связи с Сочинской олимпиадой ожидается большой наплыв иностранных гостей, самое время представить миру эту галерею, как образчик лучших работ исчезающего жанра. Эта галерея имеет не только высокую художественную ценность, она значима и как памятник нашей истории, эпохи становления советского хозяйства.


Художник всегда думает о том, чтобы произведения искусства получили заслуженную оценку у народа. Но пока о включении в туристический маршрут (равно как и о широкой популяризации) галереи речь не идет. Напротив, возникают сомнения в том, что наследие Майстренко вообще сохранится. Ходят упорные слухи, что сам совхоз будет приватизирован уже в ближайшее время, и будущее экспонатов галереи представляется в свете этого неясным. Известно ведь, что западные коллекционеры с большой охотой скупают произведения искусства советского периода, и шедевры галереи Красноармейского района для них могут стать легкой добычей. Настораживает и то, что до сих пор здесь не составлен каталог – своего рода, "паспорт" для любой картинной галереи.
Чтобы как-то прояснить ситуацию, мы обратились к нынешнему руководству совхоза. На наши вопросы согласился ответить заместитель директора по общим вопросам Юрий Морозов.
– Пока ничего конкретного сказать по приватизации нельзя, – сказал он, – слухов, конечно, ходит много, распускаются они с разными целями. Мы федеральное предприятие, и можно уверенно сказать, что в случае приватизации сто процентов акций будут у государства. Как пойдет дальше – пока неясно. Что же до галереи, то мы планируем там провести ремонт, но пока у нас это не стоит в приоритетах. Каталог тоже составлять не планируем – не хотим привлекать к себе излишнее внимание, тратиться на усиление охраны. Излишняя известность может привлечь внимание не слишком чистоплотных людей, что нам, конечно, не нужно, – озвучил политику предприятия по отношению к культурному "активу" замдиректора.
Как нам представляется, такая позиция нового руководства и дает пищу для появления всевозможных слухов. Ясно, что при приватизации совхоз со всем своим добром перейдет в частные руки. Юридически галерея и экспонаты являются собственностью рисосовхоза, значит, и они уйдут частному инвестору. Кстати, в галерее немало работ, которые переданы на хранение из Государственной картинной галереи, из частных коллекций. Художники со всего мира дарили свои работы в надежде на то, что эта уникальная галерея будет всегда открыта и доступна для людей труда. Предположить развала СССР в ту пору не мог даже самый смелый фантаст. Алексей Майстренко с его стремлением служить стране и народу был неким гарантом, которому верили, и дарили галерее художники свои лучшие работы. Произведения, которые в ней собраны, а их свыше 400, сегодня должным образом не защищены ни юридически, ни физически.
Кстати, для того чтобы составить каталог, не требуется больших затрат. Как нам представляется, министерство культуры Кубани могло бы оказать в этом помощь хозяйству.


Во всяком случае, делать вид и дальше, что жителей Кубани дальнейшая судьба галереи не касается, нельзя! Она должна решаться соборно, чтобы не повторить судьбу произведений искусства, принадлежавших в советское время Министерству обороны. Скандал с бывшим министром Сердюковым наглядно показал, что разбираться после драки, кто прибрал к рукам произведения искусства, предназначавшиеся для эстетического воспитания всего народа, ни ведомство, ни следственные органы не будут.
Сохранить галерею произведений соцреализма для потомков – дело чести для жителей Кубани.


Денис ШУЛЬГАТЫЙ

Комментарии:

добавить комментарий

CN 14.02.2013 15:34
Спасибо газете за актуальный материал! Действительно, минкульт Кубани обязано помочь галерее хотя бы в издании полного каталога. Для этого просто необходимо пару чиновников министерства не отправлять за границу, к примеру, на "Зеленую неделю" в Германию. Этих денег хватит, можно сэкономить на никому ненужных фестивалях и т.д. Галерея - народная собственность! Не случайно, ее отец-основатель назвал народной! Может обратиться за помощью к БФ "Вольное Дело" ?Там работают настоящие патриоты, а не равнонушные чинушки от культуры!
Читать полностью ↓ ответить на комментарий
С.Николаева 14.02.2013 18:07
Денис, спасибо за важную тему и хорошо написанный материал. Не нужно упускать галерею из общественного внимания. И, может быть, удастся тогда спасти её от разграбления.
Читать полностью ↓ ответить на комментарий
студентка 15.02.2013 16:54
есть такие легендарные достопримечательности! жаль, что мало, кто о них знает! спасибо большое за информацию. конечно нельзя допустить развала этой галереи..но как?.....
Читать полностью ↓ ответить на комментарий
друг 17.02.2013 00:40
Что-то фотографии не грузятся...
Читать полностью ↓ ответить на комментарий
PWR 18.02.2013 14:58
Долго, но грузятся.
Читать полностью ↓ ответить на комментарий
Кубанец 18.02.2013 19:00
Алексей Исаевич Майстренко - величайший человек на все времена. Это уже готовый воспитательный образ крепкого хозяйственника, мудрого политика, удивительно тонко чувствующего ход истории, настоящего патриота своей Родины. Его жизнь самый лучший пример того как служить стране и делать все для ее блага. Создание художественной галереи в 1970 году яркий тому пример. Что руководило тогда человеком, которому до всего было дело? Видимо понимание того, что не хлебом единым жив человек и только культура способна открыть новые горизонты его познания. Алексей Исаевич хотел для своих селян всего по полной программе. Сегодня галерея Майстренко уникальна тем, что в ней собраны работы лучших мастеров изобразительного искусства Кубани и России. Тема родного края, его народа, традиций определяет содержание полотен таких мастеров как П.С. Калягин, П.Н. Ружейников, Г.А. Булгаков, В.М. Крысин и др. А ведь эти художники -участники Великой Отечественной войны. Здесь их сопричастность, высокая мера сопереживаний событиям, запечатленным на полотнах. Каждая работа – история страны: революции, войны, восстановление разрушенного хозяйства, битва за урожай, праздники с радостью и гордостью за то, что сделано своими руками. Ушел из жизни Человек Алексей Исаевич Майстренко, выполним свой долг честь по чести. И то, что он оставил народу обязательно нужно сохранить для потомков. Это уже готовый музей, которому должно обеспечить надлежащее содержание, юридическую и физическую защищенность.
Читать полностью ↓ ответить на комментарий
Переживающий 18.02.2013 19:59
Великое дело А.И. Майстренко должно быть достоино оценено потомками. Галерея должна принадлежать Кубани. Процветание нашего края зависит не только от финансового благополучия его жителей, но и от уровня их нравственного, культурного и духовного развития. Надеюсь, минкультуры Краснодарского края понимает, что потеря галереи ведет не только к снижению имиджа нашеше края, но и к потере его главного богатства.
Читать полностью ↓ ответить на комментарий
майор Васин 21.02.2013 13:35
Жаль, что культурные ценности СССР постепенно "уходят". Молодежь не стремится к познанию своего прошлого, отцов и прадедов. Государство не испытывает огромного желания защищать ценности культуры. Может быть, такие статьи, как Ваша Денис, заставит задуматься чиновников о поддержки настоящих культурных ценностей России, а не выдуманных как Гельман и его "джаз банда", вместе с ним примыкающие. Спасибо.
Читать полностью ↓ ответить на комментарий
Добрый 25.02.2013 13:33
Мы, мы с вами должны заставить руководство края и страны передать эту галерею в государственное управление. А прихватизация будет. Такой лакомый кусок как хозяйство Майстренко отнимут олигархи-чиновники. Землю не спасём, так хоть художественные ценности. Надо, чтобы все работы были описаны и переданы в гос фонд музея Коваленко, как главного музея Кубани. Если не сохранят здание, так хоть коллекцию не разворуют. Ведь действительно кому-то она достанется даром вместе с землёй. Я в курсе цены этой коллекции и поверьте это не десятки тысяч долларов, гораздо больше. Надо собирать подписи с требованием передачи коллекции в музей Коваленко. Вы даже не представляете сколько произведений искусства сгинуло на обанкротившихся заводах, фабриках, учреждениях в пресловутые 90-е годы. Часто люди просто их на помойку выкидывали, или продавали за бутылку водки, а были прецеденты продавали и подороже. Всё это множество, не сотни тысячи, работ потеряны теперь для нашей культуры, для Кубани. Кто об этом думал в 90-е? Надо спасать коллекцию Майстренко. Обращаться к Путину. Может поможет. Надо попросить всех искусствоведов и художников публично высказаться о ценности этой коллекции. Писать обращение в ЗСК, Ткачёву. Предупредить надзорные органы о возможной утрате культурных ценностей страны.. Обратиться к БФ "Вольное Дело" с просьбой помочь отстоять это наследие. Я им лично доверяю.
Читать полностью ↓ ответить на комментарий
Ирина 22.03.2013 21:36
Мне очень интересно то, что так быстро делится чужое имущество. Я вас уверяю, что эта статья не отражает настоящего положения вещей. Уважаемый Шульгин, этой статьёй не помог, а навредил именно этой замечательной галерее. Галерея была создана, в первую очередь, для людей-тружеников именно совхоза. Замечательно, что в сельской местности создано столь изумительное собрание полотен разных художников, представителей соцреализма. И сохранена она именно потому, что принадлежит совхозу. А раздувать проблему на голословии, это очень недостойное дело. Все экспонаты находятся в надлежащем состоянии. Никогда никому не продавались, и тем более «прибрались к рукам произведения искусства». А из-за таких статей, господина Шульгатого, на следующий день после выхода статьи, налетело «вороньё», очень давно желающее поживиться лакомым кусочком. Ну, скажите, чем сельский житель хуже городского. Майстренко столько сил вложил, чтобы его совхоз был достойнейшим хозяйством, а вы вдруг решили, что можете решать его судьбу. P.S. А Вас, уважаемый Д. Шульгатый, попрошу не искажать факты, и не вводить людей в заблуждение. Все это чистый вымысел.
Читать полностью ↓ ответить на комментарий