Культура:

Мертвой голове – бантик

30.04.2019

Неофитам-журналистам сразу объясняют главный принцип игры: «Хорошие новости – плохие новости».

2348

5 мая – День кубанской печати

В воскресный апрельский день в станице Гостагаевской, расположенной неподалеку от Анапы, случилась страшная трагедия. Погибла четырехлетняя девочка – ей перерезала горло собственная мать. Вывела во двор и хладнокровно убила ножом. Аргументировала тем, что это приказали ей сделать «голоса».

Женщина страдает психическим расстройством, проходила курс лечения в стационаре, ее отпустили домой на выходные. Все обстоятельства чудовищного преступления выяснят правоохранительные органы, немало работы предстоит психиатрам, но разговор сейчас не о том.

В наш век высокоскоростного интернета быстрее всего по новостным лентам разлетается негатив. Стоит одному информагентству раскопать «жареное», как остальные тут же растаскивают резонансную новость, соревнуясь лишь в сомнительном таланте перефразировать чужие тексты (на профессиональном сленге это именуется неблагозвучным иностранным глаголом «копипастить») и нередко передергивать факты.

Неофитам-журналистам, устраивающимся на работу в телерадиокомпании, газеты и электронные издания, сразу объясняют главный принцип игры: «Хорошие новости – плохие новости». Это легко проверить: вечерние, да и утренние выпуски – что на Первом канале, что на «России», что на НТВ начинаются даже не политической хроникой, а известиями о том, что где-то взорвался дом, сгорел торговый центр или упал самолет. Затем трагедия муссируется каждые два-три часа, обрастая новыми подробностями, свидетельствами очевидцев и кадрами с места событий.

Упрекать СМИ нелепо – журналисты следуют законам жанра и ориентируются на запросы публики. А она, как это ни прискорбно, возбуждается при виде крови. Многие века назад это отлично усвоили устроители гладиаторских боев, подкупая невзыскательную публику.

Главный редактор одной из анапских газет не так давно обмолвился, цитируя Пушкина: «Чтобы нас читали, нужны «мальчики кровавые в глазах»».

Что ж, пожалуйте: в Гостагаевской, правда, – девочка. Но это не менее трагично. Даешь лайки и перепосты! Налетай! – Счетчик просмотров исправно крутится, рейтинг растет, и всё больше людей в лентах соцсетей видит фотографию суровой женщины, которая держит на руках малышку – у той лицо замазано, цензура. Самые «одаренные» мастера фотошопа добавляют на картинку нож – для пущей наглядности и усиления эффекта.

Как в античную эпоху, в топовых телепередачах и на первых полосах популярных изданий правят бал Эрос и Танатос. Оптимален вариант, когда они подаются в комплекте. Один из показательных примеров – недавняя смерть Юлии Началовой. В газетах, теленовостях и ток-шоу крупным планом бесконечно показывали фото и видео молодой и привлекательной попсовой певицы (Эрос), которая из-за тяжелой болезни скоропостижно покинула этот мир (Танатос).

Замечу, что ушедшие из жизни в этот же период и внесшие значительный вклад в культуру нашей страны Владимир Этуш, Сергей Юрский и Георгий Данелия получили несопоставимо меньше эфирного времени и газетных площадей. Танатос есть, Эроса нет – публике неинтересно.

Копошиться в грязном белье, выискивая подробности о тайных любовниках, застарелых семейных дрязгах и родовых проклятиях давно стало информационной нормой. Каждый вечер центральные каналы потчуют зрителей этим сомнительным блюдом, настойчиво размещая его в так называемом «прайм-тайм» – в то время, когда большинство семей собираются дома и включают телевизоры, иногда – просто для фона.

Персонажи клонированных ток-шоу практически не умеют разговаривать – но постоянно орут: обвиняют друг друга в смертных грехах, брызжут слюной, иногда дерутся. Однако современного зрителя еще со времен незабвенных «Окон» такими боями в грязи не удивишь. Нужно что-то поострее.

Не так давно по Первому каналу показывали очередную криминальную «нетленку» про маньяка-каннибала. У него в квартире нашли расчлененные трупы, с которыми тот проводил кулинарные эксперименты. Камера крупным планом демонстрировала тазик, в котором лежала человеческая голова. Изображение, правда, было «запиксилено», чтобы детали не просматривались, но не настолько, чтобы зритель ничего не видел – он был обязан прочувствовать всю дикость и мерзость сполна.

Ведущий бодро комментировал оперативную съемку, неестественно ужасаясь и во всех подробностях описывая процесс расчленения, содержимое морозильной камеры и прочие шокирующие детали. Этакая школа для начинающего людоеда.

Всё это транслировалось часов так в семь вечера: отрезанная голова, методы убийства, рецепты. И никто не удосужился хотя бы попросить убрать от экранов детей. Для сравнения, одна из немногочисленных оставшихся на ТВ интеллектуальных передач «Что? Где? Когда?» выходит многим позже 22.00. Трупы же – актуальнее.

Новости культуры давно стали тем, что телевизионщики промеж собой называют «бантиком» – необязательным завершением выпуска. Не уместится сюжет о музейной выставке или презентации новой книги в рамки ограниченного хронометража, его безболезненно перенесут на следующий выпуск. Или на последующий. А если очередная беда грянет, вовсе позабыть можно. Без крови – малоинтересно.

…Детоубийца из станицы Гостагаевской объяснила свои действия приказом «голосов». Так вот, эти «голоса» мы слышим каждый день. Они открывают выпуски новостей, переполняют ток-шоу, кричат заголовками с газетных полос и журнальных обложек. Насилие прорастает сквозь эфир корнями в людских умах, и есть серьезная опасность того, что известия из мира культуры и искусства вскоре вовсе исчезнут за ненадобностью – ибо зачем мертвой голове бантик?

Сергей Лёвин г. Анапа