Культура:

Миссионер русской культуры

20.10.2014

15 октября вся мировая общественность отмечала 200-летие со дня рождения великого русского поэта М.Ю. Лермонтова. В Краснодарскую галерею «Сантал» на персональную выставку Ивана Захарова «Люблю отчизну я…», посвященную этой знаменательной дате, собрали

3024

15 октября вся мировая общественность отмечала 200-летие со дня рождения великого русского поэта М.Ю. Лермонтова. В Краснодарскую галерею "Сантал" на персональную выставку Ивана Захарова "Люблю отчизну я…", посвященную этой знаменательной дате, собрались представители интеллигенции города: ведущие поэты и писатели, художники и искусствоведы – все, кому дорого имя великого поэта М.Ю. Лермонтова. Звучали поэтические строки и песни на стихи Лермонтова, теплые слова благодарности художнику Ивану Ильичу Захарову, сделавшему такой подарок городу. Представленные автором картины позволили окунуться в атмосферу событий 19 века, еще раз прикоснуться к поэтическому миру одного из самых загадочных русских поэтов.

Иван Ильич Захаров – выпускник художественно-графического факультета Краснодарского педагогического института им. 15-летия ВЛКСМ, член Союза художников СССР с 1984 г., с 1964 г. участник краевых, зональных, республиканских и всесоюзных выставок, победитель краснодарских краевых конкурсов "Биеннале-2003" (первая премия) и "Биеннале-2007" (вторая премия). Тридцать лет, с 1966 по 1996 год, И.И. Захаров работал преподавателем в родном вузе, получившем в 1970 году статус Кубанского государственного университета. Труд педагога он успешно сочетал с творчеством, которое всегда отличалось стилистической и композиционной цельностью и тематическим единством.


Ученик основателей худграфа Г.К. Шахбазяна, Г.В. Беды, И.А. Амияна, друг и соратник по реалистической эстетике Г.У Кравченко, Иван Ильич Захаров соприкоснулся с людьми, для которых профессионализм был альфой и омегой их творчества. Это качество стало для молодого автора тематических картин и портретов основополагающим. Среди значительных его достижений – третья премия региональной выставки "Художники юга России за чистую воду", проводившейся в Сочи в 2010 году. Работы художника находятся в собрании Краснодарского краевого художественного музея им. Ф.А. Коваленко, в частных коллекциях.
Таких художников, как Иван Захаров, называют "гений места". Его жизнь и творчество связано с российским Югом – Ставропольем и Кубанью. Иван Ильич родился 6 августа 1936 года в селе Горькая Балка Ставропольского края, но всю свою взрослую жизнь прожил в Краснодаре. Здесь он состоялся как художник, верный жанру, редкому для изобразительного искусства Кубани, – исторической картине.
В своем творчестве И.И. Захаров развивает традиции русской культуры ХIХ века с её литературоцентризмом, стремлением к синтетическому, а не аналитическому пониманию действительности. Полюбив в молодости пушкинскую эпоху, художник увидел в ней ценностные ориентиры, отчасти изгнанные из современной культуры. Поэтому он создает в своих работах модель мира, полную ностальгии по утраченному времени. Творчество Ивана Захарова – это добровольное изгнание из слишком динамично развивающейся современности, быстро меняющей образы, сюжеты и языки искусства. Его любимые образы – это люди чести и совести, верные своему слову, Отчизне, любимой женщине, традиционному укладу жизни. Это исторические личности (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.Е. Репин), выдающиеся люди нашего времени (композитор Г. Пономаренко), обобщенные образы простых русских людей – кубанских и терских казаков.


В значительной степени творчество Ивана Захарова имеет биографический характер, рождено из воспоминаний детства, проведенного в местах ссылки великих русских поэтов. Особенно близок ему Михаил Юрьевич Лермонтов, принимавший участие в Кавказской войне в тех районах, где прошли детство и юность начинающего художника. Село Горькая Балка расположено на реке Куме, рядом с Минеральными Водами и Пятигорском – местами, знаковыми для любого русского человека. Именно здесь впервые появились те впечатления, которые в зрелом возрасте стали главной его темой. Здесь родились и его первые эстетические переживания, которые сохранились с первых лет работы до сегодняшнего дня.
Эстетика эпохи ампира, синтезирующего язык классицизма, романтизма и реализма, стала основой образной системы Ивана Ильича Захарова. Отсюда и его репрезентативные, эпические и лирические предпочтения: историческая и жанровая картина, парадный и камерный портрет, возникшие в русском искусстве в его Золотой век. Не прошел он мимо и пленэрных новаций, которые пришли в европейское изобразительное искусство в эпоху импрессионизма и сохраняющие свою актуальность до наших дней. Академический и реалистический рисунок в сочетании со светом и воздухом новейшей живописи, включающей и легкие лессировки, и фактурное письмо, свободная, отчасти этюдная манера составляет особенность захаровской живописной системы. Он создает многофигурные композиции, свободно компонуя фигуры на плоскости, соединяя линейную и световоздушную перспективу с южнорусской декоративностью.
Иван Захаров приехал в Краснодар поступать на художественно-графический факультет, будучи достаточно взрослым, сложившимся человеком, который уже успел поработать в колхозе, в родном селе. Первое художественное образование, которое он получил, было заочное отделение Московского народного университета им. Н.К. Крупской. Уже тогда его волновала тема казачества, которую он начал разрабатывать в студенческие годы. Надо сказать, что его дед, проживший 96 лет, был казаком – участником Первой мировой войны, где он воевал на Турецком фронте в составе Донской казачьей бригады. Тема переселения казаков на Кубань, быт и нравы, обычаи жителей казачьих станиц – все это досконально изучается, и позже возникают картины "Переселение казаков на левый берег Кубани" (2009 г.), "Переселенцы" (2009 г.), "Базар в Екатеринодаре" (2009 г.), "На службу" (2007 г.), "Скачки. Праздник" (2009 г.), "Екатерина II вручает казакам грамоту" и др. И.И. Захаров, как никто другой из краснодарских живописцев, стал подлинным летописцем кубанского казачества. Прежде чем приступить к созданию нового полотна, художник изучает историю, привязывает сюжет к реальной местности, где происходило действие, пользуется воспоминаниями современников, научной литературой, картами, а также пишет этюды с натуры, выезжая на пленэр.


Большинство многофигурных композиций Захарова написаны об истории и повседневной жизни казаков. В батальных сценах автор подчеркивает героический дух казаков, защищающих южные рубежи России, в жанровых картинах мы видим лирические сцены любви казака и казачки, гротескные истории, возникающие на кубанских базарах. Художник прекрасно владеет информацией о быте, костюмах, образе жизни людей того времени. Все это придает его работам отчасти фольклорный характер. Он часто обращается к забытым ритуалам или малоизвестным историческим фактам. Например, в картине "Погоня. Казачьи игры" (2010 г.) он воссоздает обычай, который происходил на скачках, когда казаки на полном ходу меняли у брички колесо.
Нельзя не сказать и об анималистическом даре Ивана Захарова. Не часто в изобразительном искусстве Кубани художники пишут батальные или бытовые сцены, в которых участвуют лошади. Образ всадника на коне – главный в творчестве краснодарского художника. В зависимости от темы и сюжета он передает динамику боя или красоту спокойно стоящей гнедой или серой в яблоках лошади.
Все творчество И.И. Захарова связано с Кавказом и Кубанью. Представленные на выставке этюды разных лет написаны в поездках по Ставропольскому краю, Чечне и Дагестану. Наиболее интересна серия "Гимры", написанная в середине восьмидесятых на родине Шамиля. Его интересует образ селения в горах, который и сегодня сохранил своё средневековое своеобразие. Романтический взгляд художника сочетается с достоверностью исследователя.


С начала 1990-х годов образ Михаила Юрьевича Лермонтова стал главным в творчестве И.И. Захарова. Художник предстает перед нами как историк и биограф, воссоздавая на холстах те места на юге России, где бывал М.Ю. Лермонтов и где возник замысел романа "Герой нашего времени": это Тамань, станица Ивановская, Пятигорск. Картины "М.Ю. Лермонтов с сотней" (1993 г.), "Тамань" (2009 г.), "Казбич и Бэла" (2012 г.), "Княжна Мери" (2002 г.), "Выхожу один я на дорогу" (2005 г.) не вполне иллюстрации стихов и прозы, не совсем рассказ о странствиях Лермонтова, о его участии в боевых действиях на Кавказе. Это очень личный разговор между художником и писателем. Это диалог романтической и неоромантической эстетик, родившихся в переходные эпохи. "Выхожу один я на дорогу" (2005 г.) – одна из наиболее глубоких работ, раскрывающая трагическую судьбу поэта. Легкими лессировками, почти валёрами, написан знаменитый лермонтовский туман, окутывающий дорогу и создающий чувство одиночества и неприкаянности.
Творчество Ивана Ильича Захарова – еще одно свидетельство тому, что романтизм и реализм в России, возникшие почти 200 лет назад, сегодня востребованы и художниками, и зрителями. Наш выдающийся земляк продолжает консервативную линию русского искусства, направленную на защиту ценностей русской культуры, русского национального духа.
Татьяна СОКОЛИНСКАЯ
Искусствовед, член АИС