Культура:

«Надежда» Сергея Худекова

27.01.2017

Сочинский дендрарий знает каждый со времен пионерского детства, а вот его уникальная история стала по-настоящему известна совсем недавно, благодаря увлеченному человеку, истинному патриоту своего города

5693

Сочинский дендрарий знает каждый со времен пионерского детства, а вот его уникальная история стала по-настоящему известна совсем недавно, благодаря увлеченному человеку, истинному патриоту своего города.

История Кубани, на первый взгляд, открытая и незамысловатая, при близком рассмотрении изобилует «белыми пятнами», весьма неохотно раскрывающимися даже перед вдумчивым исследователем. То же самое касается и культурной жизни края. Порой удивляешься, сколь многое оказывается погребенным под завесой молчания и забвения, какие имена всплывают по воле случая. Об одном из таких имен, незаслуженно забытых потомками, вспоминали недавно в редакции НГК на встрече с директором дома-музея С.Н. Худекова в Сочи, краеведом и искусствоведом Дмитрием Кривошапкой.

Имя Сергея Худекова незаслуженно долго оставалось в тени забвения, несмотря на его несомненные заслуги перед отечественным искусствоведением, литературой, вообще, всем тем, что мы привыкли ассоциировать с понятием «российская культура» и гордиться этим. Худеков – автор ряда пьес, романов и фундаментального труда четырёхтомной «Истории танцев». Также он написал несколько балетных либретто, по одному из которых во многих театрах мира до сих пор ставится балет «Баядерка». Худеков несколько десятилетий был редактором «Петербургской газеты», меценатом, коллекционером, видным общественным деятелем своего времени.

В окрестностях Сочи Худеков в 1889 году приобрел в Даховском посаде на южном склоне Верещагинской, ныне Лысой, горы 50 десятин земли. К тому времени у Худекова уже было имение с большим парком в селе Ерлино Рязанской губернии, где он создал крупное, экономически крепкое хозяйство. Он был еще и членом Императорского общества садоводства. К 1892 году около Сочи территория с дикой растительностью была засажена, построена вилла «Надежда». Через 10 лет участок превратился в хорошо спланированный парк с богатой коллекцией растений. Их Худеков выписывает из лучших ботанических питомников юга Франции, Германии и Италии. На образовавшихся после расчистки от дикой растительности 16 десятинах Худеков закладывает плодовые сады: яблоневый, сливовый, персиковый, а на десяти десятинах закладывает виноградник.

Хозяйка дома, в честь которой, собственно, и была названа вилла, Надежда Алексеевна, (урожденная Страхова) помогала супругу во всех его начинаниях и делах. Она и сама была образованной женщиной, увлекалась литературой и театром, даже вела театральный отдел в «Петербургской газете», делала переводы романов и рассказов с французского языка.

Ежегодно семья Худековых с многочисленными родственниками и друзьями приезжала на отдых в Сочи. На вилле «Надежда» у Худековых побывали многие известные творческие деятели того времени. После революции и гражданской войны парк был национализирован, а в 1921 отдан Сочинской опытной станции сельскохозяйственных и южных плодовых культур. Через десять лет территория парка и постройки были переданы в ведение «Техлессемкультра», с этого времени парк и получил свое современной название «Дендрарий», являющийся по сей день главной туристической достопримечательностью Сочи. Бывшая вилла «Надежда», сменив несколько назначений, после пожара 1978 года разрушалась, через тридцать лет окончательно придя в полный упадок. Забвению было предано и имя ее создателя – Сергея Худекова. И только благодаря усилиям энтузиаста-одиночки Дмитрия Кривошапки наследие российского драматурга и мецената по крупицам было восстановлено. Об этом тернистом, полном превратностей и чудесных случайностей пути, проделанном энтузиастом, шел разговор в редакции в праздничный день Крещения.

Дмитрий Иванович, расскажите, как появилась идея создания музея Сергея Худекова? Как долго вы шли к этой цели?

– Идти пришлось долго: были минуты отчаяния, не раз мне казалось, что уже никакого музея не будет. Но видно это был промысел божий, от которого мне свернуть было нельзя. Большую роль в моем воспитании и пробуждении интереса к прошлому сыграла моя прабабушка, которую я хорошо помню. Она почти ничего не говорила о прошлом, но бывали, видно, минуты, когда ей хотелось что-то сказать. В детстве ее рассказы мне казались малоинтересными, разговоры о каких-то людях, которых я не знаю. Но чем старше я становился, тем более интересным мне были ее воспоминания. Перед смертью она назвала несколько имен, которые, как она считала, забывать в нашей семье не должны. Тогда же я впервые услышал имя Сергея Худекова. Прошло время, я начал учиться в Адлерском сельскохозяйственном училище, и меня попросили сопроводить группу футболистов в парк-дендрарий. Тогда, для лучшей подготовки к экскурсии, я провел исследование в архивах, в ходе которого мне еще раз встретилась эта фамилия. Худеков в архивных документах был назван основателем Сочинского дендрария. Меня очень заинтересовала эта личность, и я стал собирать о нем материал. Чем больше я исследовал его творческую деятельность, его жизнь, тем лучше я понимал, что Сергей Худеков – очень интересный человек, о котором, к сожалению, в Сочи почти никто ничего не знает. Шли годы, за более чем двадцать лет моей исследовательской деятельности я накопил достаточное количество уникального материала о Худекове. Все в городе прекрасно знали об этой даче, что она находится в центре парка. Но на моей памяти и памяти моих современников она всегда была складом. К сожалению, очень мало сохранилось фотографий дачи до пожара 1978 года. Потом я уехал учиться в Ленинград, но все равно это исследование оставалось моей страстью. Мне посчастливилось познакомиться с коллекционером Эдуардом Никишкиным, потомком рода Штрукиных и Фоминых, крестьян Рязанской губернии, в поместье Худекова. Он передал нашему музею множество экспонатов и передает их до сих пор – уже более тысячи. Но это было потом, а тогда постепенно я шел к своей цели. Когда я вернулся в Сочи, то занялся ландшафтным дизайном в разных сферах. В итоге я устроился в сад-музей «Дерево дружбы», занимался там селекцией местных плодовых деревьев. Тогда же я начал работать экскурсоводом и в парке дендрария, материал для музея накапливался. Позже я познакомился с экскурсоводом Марией Тарновской, которая сказала мне, что собрала множество материалов по Худекову, даже собиралась писать книгу. Именно она стала моей путеводной звездой. Но сколько я не обращался к руководству дендрария с предложением о создании музея – бесполезно. В 2000 году вызвали к руководству всех экскурсоводов и велели расписаться в какой-то бумаге, что у Худекова не было детей. Я единственный, кто не стал расписываться – я ведь знал, что у него было трое детей своих и еще трое приемных. Ко мне приезжали потомки Худекова, мы общались, я опять же что-то узнавал от них, но все это были частного рода визиты. Никто идею о создании музея не поддерживал, и я стал терять всякую надежду.

 В 2005 году ко мне обратился священник отец Александр с просьбой помочь ему строить храм. Я погрузился в церковные хлопоты, занялся разработкой новых паломнических маршрутов на святыни Абхазии и возглавил Сочинский епархиальный паломнический отдел. Я всегда молился, загадав про себя: если в жизни Худекова есть темные пятна, значит, музея никогда не будет. Но если он достоин, чтобы был его музей, я это как-то пойму, мне будет знак. Уже позже я на год устроился экскурсоводом на чайную фабрику в Дагомысе, и ровно через год, день в день, когда у меня заканчивался контракт, мне звонит директор парка дендрария и говорит: «Дмитрий Иванович, мы вас везде ищем. Мы хотим, чтобы вы возглавили научную библиотеку и архив научно-исследовательского института в дендрарии». И тут я понимаю, что вот он знак! Мчусь в Сочи и получаю ключ от виллы «Надежда» в тот же день. И с тех пор, с 2009 года, я начал собранные ранее экспонаты, материалы размещать в созданное фондохранилище. Да, было трудно, кто-то верил, кто-то не верил, но коллекция постепенно собиралась. Однако само помещение оставалось в прежнем состоянии. Каждый день я приходил к юристу и спрашивал: «Что-нибудь известно про виллу «Надежда?», «Идут подвижки?», «Будет ли реставрация?» Но мне неизменно отвечали, что никто ничего не знает.

Подвижки начались в 2010 году. В мае в саду побывала делегация, возглавлял которую Жан-Клод Килли, председатель координационной комиссии МОК. Меня в этот момент не было в парке, я узнал обо всем этом гораздо позже. Господин Килли прошелся по центральной и нижней части парка, его внимание привлекла башенка «бельведер». Он поднялся по парадной лестнице вверх, и его вниманию предстал огромный дом, заколоченный железными решетками. Жан-Клод спросил, что это за здание. Ему ответили, что это дача основателя парка. «А почему она в таком виде?» – удивился Жан Клод. «Нет средств на ее реставрацию», – ответили ему. Гость пожелал посмотреть дом изнутри. Сбили замок, он вошел внутрь и был шокирован. В этот момент одна из сотрудниц сказала, что вилла была построена в честь горячо любимой жены Худекова, которую звали Надежда, и в ее честь была названа вилла. Это растрогало Жан-Клода, поскольку у него в жизни была схожая история. Его горячо любимая жена довольно рано умерла от неизлечимой болезни, она так мечтала о вилле на берегу теплого моря! И уже на встрече с Президентом России Жан-Клод Килли сказал, что во время Олимпиады в Сочи он хочет жить на вилле «Надежда» в дендрарии. Вот тогда-то и начался настоящий переполох, пошли подвижки. Тут уже подгонять никого не нужно было, наоборот, подгоняли нас! В марте 2013 года начались реставрационные работы, а 14 июня состоялось открытие музея. В день открытия было 1170 человек, играл симфонический оркестр, пела Ольга Коржова, было много гостей.

Насколько популярен сейчас музей Худекова? Много ли посетителей, окупается ли он?

– Сегодня музей достаточно известен в Сочи и за его пределами. Музей платный – 200 рублей стоит взрослый билет, и сто рублей детский. Да, возможно, дороговато, поскольку надо еще платить за посещение самого дендрария, но такие расценки прислало Министерство природных ресурсов и экологии РФ.

А почему не министерство культуры?

 – Минкульт ни рубля не дал на реставрацию, все средства выделяло министерство природных ресурсов. Музей пользуется огромной популярностью, едут посетители специально, чтобы посетить наш музей из Москвы, из Петербурга, даже из Норильска приезжает поклонница Худекова. Вообще, я должен заметить, что у него поклонники появляются уже после первого посещения музея. За два с половиной года нас посетили 22 тысячи человек, у нас пять книг отзывов за два с половиной года. Причем, у нас отдельно книга для обычных посетителей и для ВИП-персон: артистов, художников, политиков. Музей практически вышел на самоокупаемость, и мы уже не выпрашиваем экспонаты, как раньше, у нас их уже достаточно много. Теперь мы уже выставляем не все, часть экспонатов попадает и в фонды.

Дмитрий Иванович, у Вас остались нереализованные идеи?

– Масса идей. Вот, например, мы подготовили книгу, посвященную Надежде Худековой: в следующем году сто семьдесят лет с ее рождения. В нее вошли воспоминания, письма, повествование о благотворительной деятельности Надежды Худековой и ее рассказ «Новый берег». Нами использованы достоверные архивные документы, воспоминания о ней современников, будет представлена родословная рода Страховых, история ее замужества с Худековым. Также будут использованы уникальные фотографии из архива музея, ранее никогда не публиковавшиеся. Сборник уже готов в печать, он есть в электронном виде. Если найдем спонсора, он будет напечатан. Кроме того, в наших планах несколько художественных выставок – у нас все уже расписано на год вперед. Так, в феврале у нас открывается персональная выставка художника Антона Чубакова, члена Союза художников Императорской академии художеств. В мае выставка «Мелодии старинной усадьбы» – выставка художников Краснодарского края. В рамках этой выставки мы планируем концерт итальянской певицы Лючии Кларини, причем, это событие будет приурочено к трехлетию нашего музея. В июле выставка картин Евгения Баранова, посвященная дворянству. Эта выставка будет посвящена 180-летию Сергея Худекова, которое состоится в этом году. За короткий срок после своего чудесного возрождения вилла «Надежда» в Сочи и музей стали центром притяжения людей, которые интересуются историей, культурой России. Как и во времена ее хозяев – супругов Худековых – дача становится местом встреч людей, служащих культуре и искусству. Можно сказать, что она живет полноценной жизнью и выполняет свое предназначение, задуманное основателем, в полной мере.

 

Записал Денис ШУЛЬГАТЫЙ