Поделись с друзьями:

«Универсум народного сознания» и«мощный интегратор национального духа…»

В Москве, на главной сцене страны, в Кремлёвском дворце, 30 марта прошло выступление Государственного академического Кубанского казачьего хора. Посвящено оно было 80-летию его художественного руководителя Виктора Гавриловича Захарченко. Такое посвящение концерта требовало бы слов торжественных и похвальных. Ведь В.Г. Захарченко является руководителем прославленного коллектива более сорока лет. Создал Кубанский казачий хор таким, каким его долгое время знали и любили в стране и во многих концах света.        

Но с начала девяностых годов и репертуарная политика хора, и исполнительская манера стали претерпевать существенные изменения. С тех пор, как художественный руководитель его уверовал в то, что рамки народной песни стали для него «тесными». Это более чем странное для народного хора утверждение постоянно декларировалось в буклетах. На практике же такая произвольная установка оборачивалась тем, что из репертуара последовательно изгонялась, собственно, народная песня. Настойчиво и беспощадно. И заменялась исключительно песнями самого художественного руководителя на стихи поэтов – как классиков, так и современных, какие мог исполнять любой коллектив. Так художественный руководитель входил в противоречие с композитором, что, в конце концов, не могло не привести к печальному результату – по сути, отсутствию народной песни в репертуаре академического народного хора. Какое-то время такое отступление хора от своего основного предназначения – быть хранителем народной песенной традиции – было не то что терпимым, но не столь явным. Видимо, сама мудрая народная песня сопротивлялась такому насилию над ней и произволу. Подобную подмену репертуара академического народного хора ничем оправдать нельзя. Мне приходилось неоднократно писать об этом несчастье в нашей духовной и культурной жизни на страницах «Новой газеты Кубани» (см.: «Бездомный хор», «НГК», №42, 2016). А потому, музыковед Пётр Белый оказывает плохую услугу художественному руководителю хора, утверждая, что тем самым «он создаёт песенную симфонию ошеломляющей философской глубины». В красочном буклете, который зрители могли приобрести за двести рублей, он так и пишет, что В.Г. Захарченко, «отвергнув случайные песенные тексты», то есть собственно народные песни, «приникает к роднику русской поэтической традиции». Никуда он, конечно, таким образом не «приникает». Нет никаких оснований противопоставлять народную песенную традицию и поэтическую традицию, тем более –ставить их в альтернативное положение. Такое противопоставление –не столь безобидно, так как в результате его какая-то традиция должна стать «победительницей», а какая-то отброшена, что, собственно, и стало происходить в репертуаре Кубанского казачьего хора. Но музыковед пытается убедить зрителей в том, что к поэтическим текстам художественный руководитель применяет «фольклорный метод освоения» и, тем самым, «вводит их в универсум народного сознания», а стало быть, «выступает как мощный интегратор национального духа». То есть надо полагать, что не сценическое искусство подпитывается фольклором, а сцена творит фольклор. Ничего подобного, разумеется, не происходит и происходить не может по самой природе народной песенной традиции.

В отличие от юбилейных выступлений в Краснодаре, встречаемых восторженно, в Москву народный хор приехал, по сути, без народных песен. С одной песней – «Сонцэнызэнько» в исполнении талантливой Софьи Бовтун. Да другая песня «Витрыбуйни» была исполнена по заявке зрителей. Естественно, зрители стали демонстративно уходить. Тем более, что руководитель хора по «традиции» начал читать им длинные, нудные и неуместные лекции о большом значении патриотизма… На мои вопросы почему они уходят, отвечали так: «Это не казачьи песни, не наши…». Лекции художественного руководителя о патриотизме постоянно прерывались аплодисментами зрителей, тем самым дававших понять, что они неуместны на концерте. Но руководитель настаивал на своём, понуждая их выслушивать банальности. Возникала неловкость, на концерте просто не допустимая. Неловкость вызывало и то, что взаимоотношение руководителя и коллектива было не гармоническим, как должно, а прямо-таки деспотичным…

Ясно почему руководитель так настойчиво отходит от народной песни. Он больше доверяет прямой декларации, чем образному представлению. Это давняя болезнь –как сценического искусства, так и литературы – побуждать людей к действию, искать в искусстве немедленной и практической пользы, а не просвещать их духовно. Идти и будить «уснувших», «равнодушных» людей – это ведь пренебрежение и презрение к людям. Известная «традиция», берущая начало своё ещё с революционных демократовXIX века. Но теперь-то зачем её реанимировать?..

Удивило почти полное отсутствие танцевальных номеров. А в тех, что были, исполнители предстали с плётками, нагайками. Если раньше они выступали с шашками – символом доблести, то теперь – с нагайками, символом подавления народного гнева. Не намёк ли это на день сегодняшний? Ну, кому не ясно, символом чего в общественном сознании является казачья нагайка и какой чем она обошлась казачеству в советский период, нашим дедам и отцам. Но коль руководитель настаивает на этом, коль сводит казачество к нагайке – это уже позиция. Словом, «иди и буди» спящий, равнодушный и неразумный народ, не понимающий счастья своего, – плёткой, нагайкой. Как такое унижение казачества вяжется с декларациями о патриотизме? Не только не вяжется, а противоречит ему. А пустые декларации о патриотизме, кому они нужны…

Удивило зрителей и настойчивое включение в программу украинских песен, и долгое, довольно наивное объяснение руководителя, почему он это делает. На это можно заметить то, что проблема кубанской народной песни состоит не в том, что среди них есть украинские песни, а в том, что многие кубанские песни имеют украинское происхождение. Здесь намного важнее проследить, как русская народная песенная традиция вбирает в себя традиции других народов, в том числе, и украинскую… В таком же виде включение украинских песен в репертуар– в то время, как и на Кубани гуляет ядовитая идеология «украинофильства», –  представлялось неким «подношением Украине», давно свойственным руководителю хора. Иникак не соотнесённым с реальной действительностью.  Видимо, и поэтому ещё зрители негодовали и покидали зал.

Кубанский казачий хор – национальное достояние. Он не может быть выразителем творчества одного человека, пусть и талантливого. В таких случаях обычно создают свой авторский коллектив, служащий для удовлетворения своих творческих и личных амбиций, а не разрушают народный хор. Слишком дорогая цена для такой, что уж там, – эгоистической установки.

Неисповедимы пути культуры, ни в какую обыденную логику не укладывающиеся. А потому запоздалые и неуместные сетования на то, что в советское время творчеству мешал «неусыпный партийный надзор», неуместны. Ведь был надзор и была народная песня. А наступившая «свобода» её куда-то смыла. Видимо, тут проявилась закономерность, выраженная Ф.Достоевским: «Выходя из безграничной свободы, я заключаю безграничный деспотизм». Да это и общая закономерность художественного творчества, выраженная к примеру, в стихах выдающегося поэта В.Соколова, которому в апреле исполнилось бы девяносто лет: «Художник должен быть закрепощён/ Чтоб ощущать достойную свободу». А «безграничная свобода» нужна лишь графоманам, которым мешают законы поэтического творчества.

Действо, происходящее на сцене, как бы освящалось ликом Спасителя, Пантократора. Пантократор – поясное изображение Христа, благословляющего правой рукой и с Евангелием – в левой. И – совершенно светской надписью на церковный лад: «Исполнить долг, завещанный от Бога». Надеюсь, что истинно верующим людям понятно, что икона и молитва на сцене так же неуместны, как и торговля в храме. Ведь когда Господь изгонял торговцев из храма, это не значило, что людям вообще торговать не следует. Это значило, что здесь, в храме, торговать нельзя. Так же и на сцене –нельзя делать то, что подобает делать в храме. Иначе мы нарушаем иерархию ценностей, что ничем не извинительно, даже самыми высокими и, вроде бы, добрыми намерениями.   В этой клерикализации нынешней жизни и культуры без веры – ничего хорошего, конечно, нет.

Очередное выступление в Москве академического Кубанского казачьего хора явно не удалось. Никто на былые заслуги В.Г. Захарченко не покушается. Это то, что было и остаётся. Но это удивительное явление нашей российской жизни вообще – оберегание титула при потере права на него…

Мы, конечно, присоединяемся к поздравлениям В.Г. Захарченко со славным юбилеем. Желаем ему крепкого здоровья, быть и дальше «универсумом» и «интегратором», но Государственного, академического казачьего народного хора, всё-таки жаль… Кто, когда и как будет теперь возвращать в общество традиционную народную культуру, народную песню? А без этого, без народного духа – никакие наши грандиозные предначертания по нормализации жизни в стране – невозможны.

Это печально –осознавать и трудно говорить об этом. Когда происходит общее народное падение – хозяйственное, культурное, нравственное,– не остаётся нигде такой сферы, которая была бы не поражённой и не искажённой этим общим несчастьем. И никакими декларациями этого уже не поправить. Это мучительно преодолевается только работой души.

В Книге пророка Иеремии говорится о том, что когда народ отпадает от Бога, то отпадают все – и пророки, и священники. Тогда и появляются «пророки», говорящие от себя, пророчествующие ложно, которых Господь не посылал… Это – не в качестве аналогии, а к тому, что нам уже давно бы пора после революционного века искать не только социальный смысл, но духовный и эстетический смысл нашей истории и нашей жизни.                                                             

Пётр ТКАЧЕНКО, литературный критик, публицист, прозаик

Москва – станица Старонижестеблиевская

Комментарии:

добавить комментарий

Гость 03.04.2018 17:24
Ткаченко решил стать совестью кубанской культуры? Лихоносов, Захарченко - кто еще ему не угоден? Кто еще недостаточно "красно-патриотический"?
ответить на комментарий
ГОСТЮ 03.04.2018 18:18
Уважаемый Гость, а почему не сказать по существу? То есть, Ткаченко прав или не прав? Или что-то придумал. Вопрос то он поднял важный: о народной песне. Зачем впадать в риторику? Кто-то очень "хорошо" знающий творчество Петра Ткаченко. У вас уже составитель словаря кубанского говора, занимающийся народной культурой - красно-коричневым оказался? Странно, однако. Но дело ещё и в том, что он уже давно не писал собственно о Лихоносове. То другие авторы в "НГК" выступали.
ответить на комментарий
ЕленаКстати 03.04.2018 21:47
Кстати, уважаемый, с каких пор красно- патриотичность вам как кость в горле?
ответить на комментарий
ГОСТЮ 03.04.2018 23:33
Если Гость Петра Ткаченко, давно и последовательно отстаивающего традиционную народную культуру, упрекает в "красно-коричневости" и русскую литературную традицию, то в таком случае, он защищает В.Г. Захарченко именно потому, что он в репертуаре хора отступил от народной традиции. Елена абсолютно права!
ответить на комментарий
Серый 06.04.2018 17:36
Ну Лихоносов как-бэ обеляет таких нацистских сволочей как Науменко. Так что лучше уж писатель "красно-патриотический" чем черно-фашистский.
ответить на комментарий
Серому 08.04.2018 13:08
Серый, отчасти Вы правы. Но откуда же следует и из чего, что Пётр Иванович красно-патриотический?
ответить на комментарий
Люшня 03.04.2018 21:24
Все-таки в 1811 году в Екатеринодаре был создан Кубанский казачий хор. Под этим же название его возрождал Захарченко. Поэтому судить и оценивать его можно только под этим названием. Однако заголовок статьи Петра Ткаченко легко ассоциируется и с Казачьи хором без казачьих песен. В этом коллективе..не осталось ни казачьих песен, ни казачьей амуниции, ни одежды. Единственный атрибут - папахи... Но их носила в основном казачья старшина, а с красным верхом кубанки, что на головах юных музыкантов, впервые появились у кровожадных красноармейцев... перерожденных в "советских казаков"...ставших СОВРЕМЕННЫМИ РЯЖЕНЫМИ...
ответить на комментарий
Елена 03.04.2018 21:44
Было бы смешно, если бы не хотелось рыдать! Я не настолько разбираюсь в поднятой проблеме, но Петр Ткаченко поднимает очень злободневную тему нашей нынешней культуры. Ещё три года назад, на одном из фольклорных фестивалей , я наблюдала "самолюбование" В.Г. Захарченко., и иначе как деградацией это не назовешь. Ещё тогда хотелось задать вопрос молодому министру культуры Краснодарского края: "Куда катимся, господа? Хватит восхвалять , давайте творить!" Но, видимо, всё стало ещё хуже, раз до столицы докатились с вот такими "концертами" Иначе и не скажешь- ни ума, ни фантазии... Откуда ж культура появится?
ответить на комментарий
Ерик 03.04.2018 22:01
Поздравить и тут же смешать с дерьмом. Это особый дар, конечно... При том, что у автора есть дельные мысли про репертуар хора.
Ну и без подсовывания своей озабоченности "украинофильством" на Кубани не обошлось. Ха-ха. Ткаченко спит и курей бачит.
ответить на комментарий
Ерику 03.04.2018 23:42
Дорогой Вы наш Ерик, а почему ха-ха?! Плакать хочется. Когда Ткаченко, выпустил двадцать лет назад свой словарь кубанского говора, кубанские украинофилы набросились на него, обвиняя в том, что он искажает "золотую мову", которая на Кубани якобы есть. И ни один кубанский учёный не защитил ни наш диалект, ни автора словаря. Наоборот, учёные из Центра В.Г. Захарченко, вообще отрицают наличие кубанского диалекта. Но коль у нас диалекта "нет", - сюда хлынут всякие помои... Неужто печальный пример Украины Вам ни о чём не говорит?! Вопросы обсуждаются очень серьёзные и хахакать здесь не уместно.
ответить на комментарий
В редакцию 03.04.2018 23:47
Здравствуйте! Прочитал статью о выступлении нашего хора в Москве, посвящённого юбилею Захарченко В.Г.. В связи с чем вспомнил примечательный случай. Одна старая казачка - Б.Р. в разговорах со мной часто сетовала, что Кубанский казачий хор нынче не тот, что кубанских песен он не поёт. Я тогда и предложил ей написать письмо художественному руководителю хора, которое обязался передать ему. Эту свою претензию она очень изящно изложила и завуалировала в похвалу, поминая былые заслуги хора: «Но кто же, кроме Вас, сохранит наши любимые песни?"- вопрошала автор обращения. Оно было составлено одним автором, но в форме коллективного обращения. Письмо я передал лично в руки В.Г. Захарченко. При мне же оно и было прочитано вслух, с опусканием неудобных фрагментов. Критику адресат принял с невозмутимым выражением лица, добавив, что письмо это для него ценно и он будет его перечитывать, используя как закладку в книге своего любимого автора. Тут он достал выпуск авторского альманаха "Солёной Подковы" Петра Ткаченко и вложил письмо в книгу, всячески рекомендуя почитать труды этого автора...
ответить на комментарий
Елена 04.04.2018 00:14
Полностью согласна с автором! Но пока ничего изменить не сможем!
ответить на комментарий
Юрий 04.04.2018 11:35
Я после первого посещения концерта ККНХ, перестал на них ходить, хотя хор великолепный - все талантливейшие, голоса уникальные, но всё же я хотел услышать народные песни. Наверное когда - нибудь все накушаются творчеством ВГ и тоже перестанут ходить.
ответить на комментарий
*** 04.04.2018 12:06
Когда идешь на концерт, а получаешь лекцию - Это не совсем правильно. Давайте так и писать в афишах и рекламе: концерт с длительными комментариями В.Г. Захарченко.
ответить на комментарий
Не *** 04.04.2018 12:22
"БДИ !" (с)
ответить на комментарий
чукча 04.04.2018 21:33
Изначально хор был создан для исполнения церковной и народной музыки. Количество авторских песен было небольшим. Последние годы вообще трудно найти концерты, где исполняют народные песни. В том числе чукотские.
ответить на комментарий
Чукче 04.04.2018 23:31
Войсковой певческий хор существовал в другом обществе. Сейчас совершенно иная ситуация. Да, естественно Кубанский казачий хор обязан знать духовную музыку, и он её знает и поёт в храме. Но автор статьи говорит о том, , что истинно верующие люди не стали бы Икону на сцену переносить. В обществе должна соблюдаться чёткая иерархия ценностей.
Ещё есть зрители, протестующие против изгнания народных песен из репертуара народного хора. Ткаченко выразил не только свой взгляд на происходящее, а мнение многих людей, это зримо ощущалось в Кремлёвском дворце, в комментариях группы "Кубанский казачий хор", в которой свыше 13 тысяч участников, в телефонных разговорах, письмах и т.д. Без народной песни нам нельзя жить.
ответить на комментарий
Фылына 05.04.2018 08:16
Однако вместе с модернизацией хора местные ортодоксы коммунизма наступают и на казачество. Тихой сапой они поливают грязью атамана Науменко, спасшего от уничтожения Войсковые регалии. Глумятся они и над жертвами большевистских репрессий,в том числе - над жертв вами кубанского голодомора.. Эти ортодоксы затаились в основном на вузовских кафедрах - в КГУ, КубГТУ и др. - и продолжают толкать страну в тоже идеологическое болото, из которого страна с трудом выбирается. Хотелось бы пожелать Виктору Григрьевичу не толкать свой хор в небытие. И Ткаченко мог бы уразуметь - кубанская Черномория и сельская Украина говорили и продолжают говорить на одном и том же украинском языке. Превращать его в диалект или балачку - глупо
ответить на комментарий
Хвэлыни 05.04.2018 11:37
Во-первых, отчество Захарченко - ГАВРИЛОВИЧ! Вас, Хвэлыну, видкиль занэсло сюды? Ткаченко - филолог по образованию и носитель кубанского диалекта. Он во вступительной статье "Говорливая Кубань" сказал о новой сложившейся реалии - БАЛАКАЧКЕ. До него об этом ещё спорили Попко и Кухаренко супротив Шевченко. Издав впервые словарь кубанского говора - Ткаченко ввёл его в правовое поле. Поэтому учитесь сначала и вообще с "балачкой" и "украинским языком" Вам не сюда надо обращаться, а на Украину. Потому что украинского языка на Кубани нет! Народная душа двести лет работала, чтобы создать свой диалект. А вы коту под хвост хотите опять это бросить. Захарченко системно и настойчиво делает "подношения Украине". Но он забывает, что находится на государевой службе. что живёт в Российской Федерации. Если у него есть личная мотивация на это, то Вам то это зачем? Говорите пожалуйста по существу поднятой ПРОБЛЕМЫ: - НАРОДНЫЙ ХОР БЕЗ НАРОДНЫХ ПЕСЕН. Ткаченко же обладает удивительными качествами: предвидением, предчувствием. Когда он оплакивал смерть Марины Крапостиной, то в его статье чувствовался плач не по одному человеку, а по грядущему крушению хора. Кто-нибудь думал так же как Ткаченко? Нет. Но вот мы все свидетели - крушения хора на главной концертной площадке страны. Ну честное слово, не смешите Вы людей своим Науменко, не та фигура, чтобы на неё оглядыааться. Если человек не в состоянии уразуметь то, что способен слышать, понимать и предвидеть Ткаченко, то пиша комментарии, он свидетельствует лишь о себе. Если же хотите добра себе и обществу,, то лучше внимательно-внимательно перечитайте статью Ткаченко, особенно заключительный абзац. Убедительная просьба - не понижать необоснованно и неаргументированно уровень серьёзной беседы.
ответить на комментарий
Хвэлыни 05.04.2018 11:41
Правка. правильно - оглядываться. 6-я строка снизу.
ответить на комментарий
Катерина Беда 05.04.2018 12:38
Вместо народной культуры на Кубани мы на сегодняшний день имеем представителей олигархата в виде двух олигархов: один от музыки, другой от литературы. В литературе - ничего тридцать лет не пишущий и не издающий новых книг, но получающий после демократической революции в России все мыслимые и немыслимые поощрения, награды, премии за то, что было авансом ему дадено ещё в советские годы, - В.И.Лихоносов. От музыки взрастили олигарха - В.Г. Захарченко, О его собственности умолчу. Кто хочет узнать, тот узнает. Они этого уже давно не скрывают. И ещё тычут бедному человеку мошной в лицо. Но как говорит В.Розанов, им денег мало, им ещё душу отдай. Войну народной песне Захарченко объявил в угоду своим "композиторским" способностям. Но настоящие композиторы его таковым не признают. По Евангелию служить можно или Богу, или момоне. Композитор выбрал момону. Своё деспотичное отношение к хористам он попытался перенести и на московского зрителя. Но это ему не удалось, потому что московский зритель давно почувствовал фальшь. Да и в Краснодаре как стало известно, того восторга, о котором исступлённые фанатики, слепившие культ личности Захарченко, пытались говорить, - в действительности, оказывается, не было. Народ тоже покидал зал. Эта печальная ситуация давно назрела и перезрела. И Ткаченко прав: "Кубанский казачий хор – национальное достояние. Он не может быть выразителем творчества одного человека, пусть и талантливого. В таких случаях обычно создают свой авторский коллектив, для удовлетворения своих творческих и личных амбиций, а не разрушают народный хор. Слишком дорогая цена такой, что уж там, – эгоистической установке".
ответить на комментарий
Галина Темирова 05.04.2018 13:46
В точку, Катерина! Я диву даюсь, куда и на что смотрит наш министр культуры? Талант талантом, но моразм -то прет во всем. Посмотрите по районам, у нас из года в год награждают одних и тех же "заслуженных", но совсем не заслуженно. Это и привело к деградации нашей культуры во всем крае от высших кругов , до самых низов. Звания "народных" воруются , переименовываются и подтверждаются(Курганинский район). Некоторые коллективы собираются 1 раз в 3 года из "левых и правых" выдают произведения 20-летней давности, и вновь благополучно почивают на других работах, но при этом получая бюджетную зарплатку и там и сям . И делясь этими деньгами с кем надо. Абсурд. Только не начинайте сейчас злопыхать, что это, дескать, другая история... Это как раз, наша нынешняя ситуация с культурой и её руководством края и районов , позволившее так низко пасть Захарченко В.
ответить на комментарий
Катерина Беда 05.04.2018 15:35
Правка. Верно - мамона.
ответить на комментарий
Поклоник 12.04.2018 14:00
Екатерина, я полностью согласна с автором статьи и Вами: "Кубанский казачий хор" - национальное достояние страны и не должен исполнять песни только одного композитора, это-же не его собственность! Интересно, а минкульт может рекомендовать включать в репертуар не более 10-15% авторских и церковных песен?
ответить на комментарий
Хвэлына 05.04.2018 13:33
Всем, исправившим орфографию, спасибо; Виктору Гавриловичу - извинения - за отчество. Однако обсуждать балачку от уважаемого Петра Ткаченко бует бессмысленно, если ее утвердят государственным языком Кубани. Пока же она стоит в одном ряду с одесским говором, русским матом и пр. В Кубанских станицах и хуторах балачку любят и признают лишь постоянно живущие там люди. Выпускники школ спешат с ней расстаться сразу же, как только покидают свою малую родину. И Украина здесь не при чем. Там тоже не меньше нашего любят русский язык и не спешат с ним расставаться даже под политическим напором. Насаждать же украинский язык (балачку) на Кубани уже пробовали в 20-е годы http://kuban-stan.ucoz.ru/photo/8-0-61
ответить на комментарий
Хвэлыни 06.04.2018 08:17
У Вас какое-то маргинальноё представление о предмете разговора. Вы совершенно не в теме и не знаете и не читали того, о чём пишет Ткаченко.
ответить на комментарий
Хвылына 06.04.2018 10:37
И всё же - Хвылына! Посмотрите словарь - хвылына - в русской транскрипции, а хвилина - в украинской (их алфавит не имеет буквы "ы" - ее заменяет буква "и").
В остальном - Вы не понимаете разницы между языком и его диалектом. Прикубанскую Черноморию заселяли этнические украинцы со своей - украинской мовой, которая никуда не делась, но нынешние грамотеи называют ее диалектом. Учитесь объективному анализу проблемы....
ответить на комментарий
Хвэлыни 06.04.2018 12:16
Жители моей станицы, в которой я росла, произносят гораздо чаще звук Э, вместо Ы. Когда заселяли Кубань, дорогой знаток Вы наш, никакой Украины и в помине не было. Была Малороссия. Учите свою жену щи варить. Я - носитель этого диалекта. А Вы мне говорите, что меня нет.
ответить на комментарий
Хвылына 06.04.2018 17:44
Звук Э чаще произносят те, кто не знает что сказать. Если Вы носитель диалекта, посмотрите словарь основного языка, который старше русского, между прочим. Заодно узнайте, что в Российской Империи кроме губерний и Войсковых казачьих не существовало других территорий. Малороссия - это разговорные (устные) формы именования территорий бывшей Киевской Руси. Они появились при Павле Первом и вскоре исчезли..
И Вы, голубчик, кроме хвылыны других-то слов своего диалекта, похоже, не знаете. Пересели бы на что-нибудь своё....
ответить на комментарий
Хвэлыни 06.04.2018 19:56
Не паразитируйте на чужой работе. Идите и учите свою жену щи варить. Я не голубчик .
ответить на комментарий
Голу4бчику 06.04.2018 22:19
наши станичники варят и трескают борщ, щи - это рязанское кушанье
ответить на комментарий
Катерина Беда 06.04.2018 09:46
...Мы оба поразим своим рассказом небо
Об этой злой земле, где брат мой просит хлеба,
Где золото к вражде — к безумию ведёт,
Где ложь всем явная наивно лицемерит,
Где робкое добро себе пощады ждёт,
А правда так страшна, что сердце ей не верит"...
Эти стихи Якова Полонского мне вспомнились, в связи с признанием живого классика в том, что он не мог поездить по краю с хором. Не правда ли странно? В Вологду ездил, а по краю не смог.
ответить на комментарий
Всем 07.04.2018 13:04
БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ! Всех с праздником и грядущим СВЕТЛЫМ ХРИСТОВЫМ ВОСКРЕСЕНИЕМ!
ответить на комментарий
мужайтесь, и простите друг друга! 07.04.2018 17:06
Спасибо за поздравление,добрый человек.Эта Пасха будет последней перед войной.
ответить на комментарий
Ольга 08.04.2018 00:48
.

Добрый день. Поскольку в описании группы написано, что это группа для тех, кто не может жить без казачьих песен и танцев, кому интересна история казачества и все что с ним связано, я считаю что имею право написать свой отзыв поскольку все вышеперечисленное в описании группы относится ко мне. Я оставила отзыв на официальном сайте, но там видимо фильтруют отзывы на угодность, так как мой отзыв не опубликовался. Я была на концерте кубанского хора 30 марта 2018 года в Кремле. И первое, что, конечно, хочется спросить:"А где народные казачьи песни?" И какое отношение авторские песни Захарченко имеют к народным песням? Зрители разбегались с первого акта. Такого никогда не было. Никогда не было, чтобы в конце концерта зрители отпускали хор и не просили спеть любимые песни. На этот раз было так, хотелось, чтобы весь этот ужас быстрей закончился. После концерта ни то что не было поднятия духа, хотелось просто рыдать. Я хожу на хор 25 лет подряд. Трансформация полная на лицо. Если раньше было пару тройка авторских песен, то в этот раз концерт состоял практически полностью из авторских песен. Ну это же не авторский коллектив, правда? Почему Захарченко решил, что имеет на это право- убирать народные песни и вставлять свои. Кто этого не замечает и доволен концертом, либо вообще не разбираются и не знают песен, либо увидев красочные костюмы готовы слушать все, что им "впаривают". Особое внимание, конечно, следует уделить факту, когда Захарченко решил, что он имеет право взрослым людям проводить политические лекции. Единственный момент в концерте, когда зрители оживились, радовались и хлопали было исполнение песни Виктором Сорокиным. Зрители вызвали артиста на бис. Ну и что же... Захарченко прервал артиста и устроил лекцию на 15 минут. Как это можно так унижать артиста? Люди в зале начали уже кричать, что пришли песни слушать, а не лекции, на что Захарченко сказал, что всегда есть не довольные. То есть это не важно. Но в этот раз недовольных было очень много. Люди в зале переговаривались, что Захарченко осталось только ещё иконизировать для полного счастья. Концерт был просто провальный.
ответить на комментарий
Катерина Беда 08.04.2018 08:55
Официальная группа "Кубанский казачий хор" ВКонтакте меня за размещение статьи Петра Ткаченко о последнем выступлении хора в Москве сначала заблокировала по 10 апреля, удалив все мои комментарии и посты. Сегодня, я зашла в группу, чтобы поздравить их с Пасхой и обнаружила, что меня вообще заблокировали. А знают ли они о мнении священников на сии действия?
ответить на комментарий
Ольга 08.04.2018 12:40
А пока что нам ничего не остаётся, как включать старые записи казачьих народных песен, в исполнении прославленного Кубанского казачьего народного хора, - народным переставшего быть.
ответить на комментарий
Филолог с большим стажем 09.04.2018 20:57
Браво, Хвылына! Верной дорогой идете,. товарищ!
ответить на комментарий
В редакцию 10.04.2018 07:57
В откликах от знающих проблему в культуре края прозвучали такие характеристики, как "в культуре края всё "зазахарчено", "авторитарность", "культ личности".
ответить на комментарий
От редакции: комментарий П. И. Ткаченко 10.04.2018 13:13
Спасти народную песню

О последнем выступлении академического Кубанского казачьего хора в Кремлёвском дворце писать я уже не собирался. Всё было ясно и без того: академический народный хор остался без народных песен. Во всяком случае, об этом однозначно свидетельствовали его последние выступления в Москве. О предшествующем же его выступлении я писал в «Новой газете Кубани»– в статье «Бездомный хор» (№42, 2016). Но степень падения хора, проявившаяся в его выступлении 30 марта, заставила меня выступить и в защиту прославленного коллектива (от его художественного руководителя), и в защиту оригинальной кубанской народной песни, неповторимой и ничем не заменимой в сокровищнице российского песенного народного творчества.
Обсуждение статьи ««Универсум народного сознания» и «мощный интегратор национального духа»» показало, что большинство читателей и зрителей понимает всю глубину проблемы. Ведь не просто народная песня изгнана из репертуара народного хора, но,тем самым, подавляется дух человеческий и народный, без чего никакие наши свершения, о которых столь много говорится в последнее время, немыслимы и невозможны.
Я полагал, что в защиту хора и народной песни выступят известные деятели культуры. Скажем, с коллективным обращением к губернатору Краснодарского края В.И. Кондратьеву. Ведь их среда являет удивительную солидарность, даже напоминающую порой круговую поруку. Однако такое обращение не последовало. Видимо, деятели культуры не надеялись на то, что будут услышаны. Хотя своё отношение к нынешнему состоянию академического Кубанского народного хора и его художественному руководителю В.Г. Захарченко они выразили однозначно: не пришли на выступление хора, посвящённое 80-летию его художественного руководителя… Ведь, по этикету, должны были прийти и поздравить со столь значимым юбилеем своего собрата по культурной работе.
Вывод из этой ситуации для меня однозначен. Он известен со времён библейских: служить Богу и мамоне одновременно нельзя, не получается. В.Г. Захарченко красноречиво продемонстрировал то, что приходить в культуру за харчем, за личной или материальной выгодой, – невозможно. С такой установкой неизбежно попадаешь не туда, куда попасть намеревался… Это – личная человеческая трагедия художника.
Но есть тут и наша общая трагедия. Дело в том, что академический Кубанский казачий хор как хранитель народной песенной культуры всегда был образцом и эталоном для множества коллективов на местах – в городах, станицах, хуторах Кубани. Особенно –в нынешнем информационном пространстве, когда стало так просто подменить народное тем, что таковым не является. И вот замечаю, что на местах, народные коллективы стали превращаться в художественную самодеятельность. То есть нередко участники таких коллективов распевают беспомощные стихи на тему казачества, полагая, что это и есть народные песни. Глядя, конечно, на хор, подражая ему. Такой урон, нанесённый традиционной народной культуре, и исчислить невозможно. Я помню ещё такие времена, когда наряду с художественной самодеятельностью при домах культуры были и фольклорные группы. Одно другому здесь не мешает и одно другим подменяться не должно. А это ведь –не просто неотличение народной песни от самодеятельной. Это значит, что деятели культуры, задающие тон в обществе, перестали народ свой узнавать… Такое бедствие непреодолимо немедленно какими-то административными мерами, скажем, отправкой на пенсию художественного руководителя хора, не справляющегося со своими обязанностями. Хотя это издевательство над народной песней слишком уж затянулось. Это преодолимо теперь долгой и кропотливой работой по сохранению народной песни. И я верю в то, что народная песня, несмотря ни на что, сохранится. Ведь она пережила такие жестокие времена вульгарного социологизма и уцелела. Спасётся она и на этот раз. Теперь уже –не от явных врагов её, а от её знатоков и любителей, даже профессионалов, удушающих её в своих объятиях… Мы должны и обязаны её спасти.

Пётр ТКАЧЕНКО

Москва – станица Старонижестеблиевская

Уважаемый Виктор Гаврилович!
Смотрели с подругами концерт Вашего хора из Москвы. Прекрасный хор, отличные артисты. Но досадно, что кубанских песен мы не слышали, за исключением двух-трех. Исполнение отличное, но русские песни поют многие хоры. А кубанские,кроме Кубанского хора, не поёт никто, а очень жаль. Старики, которые помнят ещё песни, уходят, молодёжь –не поёт, и всё это канет в Лету. Очень надеемся услышать наши прекрасные песни. У нас в станице Анастасиевской есть хороший народный хор, и песни, которых Ваш хор не исполняет; да и ещё поют старинные песни по хуторам и другим станицам. Будем очень рады исполнению таких песен Вашим хором. Кто, кроме Вашего Кубанского хора, их сохранит для наших детей?
Желаем Вам здоровья и успехов.

Письмо Болотенко Раисы Михайловны, 1925 года рождения, от имени жителей станицы Анастасиевской, датированное 2011 годом, присланное Петру Ткаченко жителем Кубани П.К.
ответить на комментарий
Ныдилька 11.04.2018 10:08
Всем молодым да ранним надо бы попробовать трижды воссоздавать знаменитый хор, как это удавалось легендарному Виктору Гавриловичу Захарченко. Предыдущий распад хора был "научно" обусловлен - из него почти одновременно вышли прославленные таланты - Бочтарева, Кубарь и другие... Не стало ярких дарований Крапостиной и Лезвинского... Но хор-то устоял! Причем, без смены его руководства! А нынешние критиканы заметили лишь динамику репертуара ККХ. А не слабо ли вам посмотреть вокруг и оценить ситуацию, которая возникла при вашем личном участии или равнодушии? Не вы ли вопили КРЫМНАШ, ДОНБАСДОПОБЕДЫ, ПОРОШЕНКОГЭТЬ и прочее. За каждым таким лозунгом стояло и стоит - долой Украина, долой радяньска мова... долой Кубанский хор, потому что его народные песни - это украинские песни. Трудно поверить, что Захарченко сам инициировал их исключение из репертуара... И уж точно неприемлемо "учение" Петра Ткаченко о превращении украинского языка в кубанский диалект - "балачку". Наукой там и не пахнет. А кому служить талантливому человеку - Богу или Момоне, ответ может быть только один - главное, не служить Дьяволу!
ответить на комментарий
Ныдильки 11.04.2018 16:11
Автор не осведомлён ни по одной проблеме, которой касается: от истории до диалектологии. Это маргинальное представление, Пусть учится.
ответить на комментарий
Ныдилька 12.04.2018 09:43
Не имеющим даже маргинального представления о Кубанском казачестве не мешало бы знать следующее. На то он, Захарченко, и руководитель хора (хормейстер, дирижер, режиссер и пр.), чтобы решать кадровые вопросы. Это называется не изгнанием отдельных исполнителей, а формированием хора. И никто ему здесь не указ - в этом суть его работы. Нужно не управлять творчеством других, а проводить отбор нужных талантов, в том числе и для руководства хором. Эти же принципы касаются любой науки, например, диалектологии, где нельзя один язык превращать в диалект другого...
ответить на комментарий
Ныдильки 12.04.2018 13:18
Всё правильно Вы говорите, да ИТОГ ПЕЧАЛЬНЫЙ получился. Ну вот и молитесь теперь:раз на икону Божией Матери, а другой раз на портрет Захарченко. Чего неймётся-то?
ответить на комментарий