Культура:

«Под солнышком»: раз, два, три…

11.09.2018

В течение трех дней в Молодежном театре проходил открытый благотворительный фестиваль спектаклей для детей «Под солнышком».

2996

В течение трех дней в Молодежном театре Краснодарского муниципального творческого объединения «Премьера» было людно. С 6 по 8 сентября здесь проходил первый открытый благотворительный фестиваль спектаклей малой формы для детей «Под солнышком». Его учредителем и самым взволнованным «родителем» стало Краснодарское отделение Союза театральных деятелей. Определенную помощь ему оказали краевое министерство культуры края и управление культуры города Краснодара. Но особенно добрых слов заслуживает именно «Премьера», ведь она предоставила помещение театра для проведения фестиваля. Дети, их руководители, приехавшие из разных городов края и даже страны, выступили в заключительном концерте.

Лариса Александровна Торженсмех, руководитель детской студии «Игра» при Лазаревском камерном театре из поселка Лазаревское города Сочи, была счастлива тем, что ее воспитанники имели возможность выступить на профессиональной сцене. Для них этот день стал стартом нового сезона. Они еще не успели отойти от лета с его насыщенной событиями жизнью, а тут последовала масса новых впечатлений. И спектакли, что они успели увидеть, и город, который, как бы споря с названием фестиваля, встретил их хлестким, но еще по-летнему теплым дождем, и, наконец, сама атмосфера театра в эти дни – всё им запомнится надолго.

Были здесь и другие дети, постарше – лет 15-17-ти, ну, и помоложе – лет этак с четырех. Были и те, кто нечасто ходит в театр, – из числа особенных. Они дружно влились в общую массу, и оказалось, что здесь им хорошо, и здесь, в зале, они, наконец, на равных. Может быть, здесь будет сломана та граница, что всё еще, что греха таить, существует в нашем обществе по отношению к особенным детям; они зачастую и сами не предполагают, что театр – это то место, где им будет хорошо. Зритель, а именно о нем идет речь, постепенно, казалось, начинал объединяться. За три дня люди стали узнавать друг друга, и в этом избранном сродстве было что-то хорошее. Студенты, школьники, дошкольники приходили сюда свободно. Конечно, были пригласительные, но – никаких билетов. Фестиваль был бесплатным, с какой стороны ни посмотри. Сегодня принято почему-то платить не только за вход в зал, но и за выход на сцену. Некоторые (а может, их большинство, точно не знаю) фестивалей, где участвуют дети, взимают плату с выступающих. Примерно полторы тысячи с «носа»: плати и, пожалуйста, выходи на сцену, ваяй.

Много раз за свою творческую жизнь я слышала в сочетании два слова: «фестиваль» и «впервые». Особенно это касалось фестивалей для детей. С грустью могу отметить: ни один из них не уцелел. Будем надеяться, что «Под солнышком» будет иметь долгую и счастливую жизнь. Всё началось со спектакля частного театра «Добрый жук» из Ставрополя, со спектакля «Люси-Растеряшка». Старая добрая сказка английской писательницы Беатрис Поттер про Ухти-Тухти была изрядно переработана театром, но не потеряла своего обаяния. Театр кукол был представлен здесь широко и в самом лучшем виде. В «Люси» перед нами – тот мир английской деревни, каким мы его представляем его в своем воображении. Он насыщен предметами частной жизни, такими, как утюг, гладильная доска или корзинка для белья. Но на них можно посмотреть по-разному. Момент – и утюг поворачивается своим полотном и превращается в сельский домик. А доска может стать то двором с изгородью, то дорогой, в то время как корзинка становится уютной комнатой. Так каждый предмет, оживая под лучом воображения, становится чем-то другим. Казалось бы, детская игра, но не случайно сюрреалисты этой затеей забавлялись всю жизнь. Берем, говаривали они, женскую туфельку. На ноге она – то, чем является в повседневности, а поставьте ее на рояль, и она станет чем-то другим.

Спектакль удался во многом еще и потому, что руководитель театра, Наталья Ледовских, сама исполнила все роли. К следующему спектаклю есть некоторые претензии. «Лиса и Заяц» – это вариант русской сказки «Заюшкина избушка». Трафаретные куклы стильны и в чем-то изысканы, но вдохновляют ли они? Здесь много символичности. Так, светило в какой-то момент превращается во всевидящее око, что взирает совершенно равнодушно на рейдерские захваты Лисы. Нас это мало трогает, но пробужденная мысль критика начинает вопрошать: зачем эти шарады? Ну, не Чехов же и не Сартр перед нами, в конце концов.

Финалом первого дня стал спектакль муниципального драматического театра города Новороссийска «Белая ворона» Н. Сабитова. Точнее, выступила студия при театре. Молодежная драма – давно забытый жанр – имела довольно-таки громкий успех у публики. Очевидно, пионерские галстуки вызвали ностальгию у взрослых и доверчивый романтизм у детей, которым не довелось пройти через данное искушение. А может быть, всем понравились простодушие и безыскусность данного произведения, где были и история первой любви, и тема предательства в духе 60-х. Надо бы задуматься, не стоит ли театрам вернуться к пьесам Виктора Розова с его изумительно хорошими опять-таки «розовскими мальчиками»? Там хоть драматургия достойная. Удивляет, однако, как публика сама обманываться рада.

Артисты самого Молодежного театра так же не остались в стороне от фестиваля. 7 сентября перед нами выступил актер Виктор Плужников в качестве режиссера. Правда, сказка «Хрустальный коготь», написанная им в содружестве с В. Городжановым, рассказана была не до конца, но сюжет ее, достаточно запутанный и имеющий в основе путешествия и приключения, произвел определенное впечатление. Артист Андрей Новопашин обратился к нестареющей классике – к сказке Самуила Маршака «Двенадцать месяцев». В год столетнего юбилея со дня приезда Маршака в Екатеринодар и последующего создания здесь первого в России детского театра эта тема кажется более чем актуальной. Правда, мало кто про этот юбилей и вспомнит. Но это уже не наша проблема. Если в первом случае путешествующие животные были одеты не по случаю, то во втором – наоборот, Сказочник появляется в образе этакого Миклухо-Маклая. Никакого романтизма, зато много барокко. Действие, а точнее – чтение сказки вслух – проходило под музыку Антонио Вивальди, под его бессмертный цикл «Времена года». Ее исполнял скрипичный квартет «Амадеус». Создалась удивительная атмосфера, порожденная очарованием момента и воспоминанием о камерных салонных концертах прошлого для всех возрастов.

Однако атмосферу праздника несколько нарушило вечернее выступление студентов Института культуры, которые совсем некультурно обошлись с «Красной Шапочкой» другого советского классика, Евгения Шварца. Шапочка и Волк предстают эдакими неформалами, заяц – батаном, остальные же – как придется. Закономерностей не просматривается, а прием – просто взять и шокировать публику своими повадками – откровенно устарел. Всё это модно было лет эдак 30 назад. И за всем этим ничего, кроме изумительно невнятного актерского существования и плохого владения сценической речью, нет.

Настоящей удачей фестиваля можно считать возвращение на родную сцену режиссера Владимира Рогульченко. Его ученица Мария Ступченко в его же режиссуре представила версию сказки Оскара Уайльда «День рождения инфанты». Когда-то в детстве я читала ее и помню: это произведение – из числа тех, что забыть невозможно. Но с тех пор мне не доводилось встречаться с текстом. Его редко берут к исполнению – слишком всё сочно и сложно. Слишком много в этом искусства. Есть опасение несоответствия высокой планке, заданной автором. Здесь же, кажется, не упустили ничего. И хотя действие происходит в Испании, режиссер и актриса через костюм, через театральную избыточность вводят нас в атмосферу комедии дель арте. Но это и не важно. Смысл имеет та праздничная интонация в начале действия, за которой неизбежно последует вторая – трагическая, в которой умирает несчастный карлик.

Мистическая история вглядывания в свой собственный портрет или, как в данном случае, в зеркало, не узнавание своей подлинной сути, своей души в страшном образе («О, нет, это не я, это кто-то другой»), наше личное несогласие с плотью – кому оно не знакомо? Хоть в микроскопической дозе? А если это сваливается вдруг, без предупреждения, да еще нет никого рядом, чтобы объяснить, что с тобой происходит? Тогда – смерть. Уайльд безжалостен, а режиссер и актриса заставили нас испытать чувство глубокого и жгучего сострадания. А для чего еще существует театр, сама его природа? Ну, еще, конечно, и для того, чтобы воспроизводить на слух давно забытые тексты и сюжеты.

А еще в его природе – веселить публику до слез. Это хорошо умеют артисты частного театра кукол «Волшебное колесо». Здесь же, на фестивале «Под солнышком», состоялся премьерный показ нового спектакля «Аленушка и солдат», поставленного по мотивам произведения В. Лифшица и И. Кичановой. Куклы, исполненные в традициях народных промыслов, расписные рубахи и сарафан в русском стиле, Двухголовый Змей Горыныч, который подобен праздничным шарам, только говорящим, самовар, нехитрый набор утвари – всё это повод для веселья. Скоморохи в исполнении Альбины Ярославцевой, Вячеслава Кремнева и Павла Романычева ведут свой рассказ, где сюжет – не главное. Второй план всё же стремится выйти на первые позиции. И главная задача здесь – рассмешить многоуважаемую публику. Поставьте их на главной площади – соберется толпа, и надо сделать всё, чтобы она стояла и надрывала животы. Энергичный темпо-ритм, задорное подмигивание: мол, вы знаете, что мы имеем ввиду, движения, скорректированные до миллиметра – всё это у профессиональных кукольников в крови. Они – из их числа. Думается, что и реплики могут пластично меняться в зависимости от аудитории.

На сей раз преобладали взрослые, поэтому многие отсылки были именно к ним. И оказались им все возрасты покорны. За этой простотой – глубокие смыслы, но не про любовь-морковь, не про ужас и не про войну. Забитые в стародавние времена – по воле власти ли, церкви ли «дурацкие» игрища на Руси – с трудом возвращаются в нашу жизнь. Им там, конечно, рада публика, готова носить на руках. В Европе это искусство не было столь ужасно репрессировано ни в какие времена. Нам, русским, повезло меньше. Поэтому этим нашим отважным скоморохам надо помогать – хотя бы из чувства национального самосохранения и собственной идентичности.

Послесловием стало закрытие фестиваля, где блеснули театрики детские из Краснодара, Владимира, Сочи, Новороссийска. Лазаревский театр «Игра», как бы в продолжение темы, показал чародейства в индейских перьевых головных уборах – роучах собственного изготовления (дети много сил отдают и прикладному творчеству). Их танец – речевой тренинг, за которым последовали инсценизации стихов Даниила Хармса, который, как известно, не любил детей, но они его просто обожали. Вот так и сейчас на фоне его абсурдных построений детский зритель хохотал до слез.

Так закончился этот фестиваль. Будем ждать продолжения.

Елена Петрова, театровед

Фото Юрия Корчагина и Ларисы Торженсмех