Поделись с друзьями:

C 5 по 31 марта 2019 года в краснодарской Художественной галерее «САНТАЛ» проходит персональная выставка живописи кубанского художника Михаила Архангельского (1937 – 2006), посвященная Международному женскому дню. Экспозиция включает 40 картин – цветочные натюрморты, весенние пейзажи, жанровые композиции, женские портреты

Известный кубанский художник Михаил Валентинович Архангельский прожил счастливую творческую жизнь, мечтая о Красоте как первооснове бытия. Главным источником этой красоты являлась Природа, понимаемая и любимая им как прекрасная женщина. Природа и женщина всегда вдохновляли мастера.

Природу художник изображал празднично и экзотично. Она – словно весенний сад, в котором цветут деревья и благоухают цветы. Сродни цветам – образы женщин-бабочек, подобные гейшам из японских гравюр или одалискам из восточных сказок. Художник любил неожиданные ракурсы, уподобляющие женские прелести раскрытым бутонам.

Посланием мастера стала его последняя прижизненная выставка «Свет Земли – любовь», состоявшаяся в декабре 2005 года в Художественной галерее «САНТАЛ».

Всё, что происходило после 3 декабря 2006 года, было уже без него. Персональные выставки Михаила Архангельского продолжали следовать одна за другой:

– «Пламень красок» – в Краснодарском краевом выставочном зале изобразительных искусств (ККВЗИИ), к 70-летию художника (декабрь 2007 года);

– «Унесенные ветром» – в Художественной галерее «САНТАЛ», к 100-летию Краснодарского художественного училища (март 2011 года);

– «Симфония красок» – в ККВЗИИ, к 75-летию художника (январь 2013 года);

– «Диалог с вечностью» – в Северо-Кавказском филиале Государственного музея искусств народов Востока, город Майкоп (февраль 2013 года);

– «Цветные сны Михаила Архангельского» – к 80-летию художника, в Краевом художественном музее имени Ф.А. Коваленко (ноябрь 2017 года);

– «Солнечный ветер» – в ККВЗИИ (октябрь 2018 года);

– «Улыбка дня» – в Художественной галерее «САНТАЛ» (март 2019 года).

Жизнь художника продолжается в его работах и памяти тех, кто его любит и помнит.

Михаил Валентинович Архангельский родился 4 ноября 1937 года в Краснодаре. Его отец, участник Великой Отечественной войны, работал токарем высшего разряда на заводе «Октябрь», мать была санитаркой в Первой городской больнице.

С 1946 по 1954 год Михаил учился в школе № 42 Краснодара, в 1954–1956 годах работал помощником токаря на заводе «Октябрь», в 1956–1958 годах служил на Черноморском флоте, в 1958–1964 годах учился в Краснодарском художественном училище.

Сразу после окончания училища Михаил Архангельский уехал в Ленинград, где несколько лет был вольнослушателем в Ленинградском государственном институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина на факультете живописи – в мастерской народного художника СССР А. Мыльникова.

В Краснодар М. Архангельский вернулся в 1968 году уже сложившимся художником и сразу поступил на работу в краснодарский Художественный творческо-производственный комбинат. Спортивного телосложения, высокий, с рыжеватыми кудрявыми волосами, Михаил пользовался вниманием со стороны женщин, но к 32 годам всё еще оставался холостяком.

Студентку Кубанского государственного университета (факультета романо-германской филологии) Людмилу Конышеву Михаил Архангельский встретил на стадионе «Динамо», где они вместе занимались теннисом. Она была на 12 лет моложе Архангельского. Любовь, замужество, и в 1969 году у счастливой пары родился первенец – сын Михаил. По окончании учебы Людмила получила направление в школу поселка Беранда (район Большого Сочи), где преподавала французский язык.

В 1973 году появился на свет второй сын, Георгий. Молодой семье выделили участок для строительства дома в поселке Детляжка. Место на возвышенном холме М. Архангельский выбирал сам. Именно этот маленький поселок в районе Большого Сочи стал главным местом его жизни и творчества. Здесь он построил дом, разбил сад. Работа требовала постоянных разъездов, связанных с выполнением заказов в различных городах и станицах Краснодарского края. Он регулярно работал на творческих дачах: в Горячем Ключе, на Академической даче имени И.Е. Репина, в Коктебеле, Гурзуфе, Геленджике. С художником Валентином Мордовиным посетил Русский Север, они писали этюды и в Кабардино-Балкарии. Жизнь художника была насыщена неустанными поисками мотивов и средств художественного выражения для своих произведений. Кроме живописи, Михаил Архангельский также занимался графикой, витражом, монументальной росписью, коллажем, керамикой. В 1975 году стал членом Союза художников СССР.

Через десять лет семья Архангельского распалась. Людмила с детьми переехала в Краснодар, где у них была квартира, а Михаил Валентинович остался в Детляжке, в своем небольшом домике.

Михаил Архангельский ценил дружбу. В период учебы в Ленинграде он подружился с художником Владимиром Васильевичем Лубенко, который был также родом из Краснодара, в 1963 году окончил Краснодарское художественное училище, а в 1969 году – Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, а позднее преподавал в Ленинградском художественном училище имени В.А. Серова.

Лучших студентов училища В.В. Лубенко привозил на пленэр в Сочи. По приглашению Архангельского в 1979 году группа студентов приехала в Детляжку, где и произошла встреча 42-лет­него художника Михаила Архангельского с юной студенткой Марией Орлович. Их отношения развивались так стремительно, что предложение руки и сердца и согласие Марии завершилось созданием новой семьи и рождением двух сыновей: Александра – в 1980-м и Даниила – в 1982 году.

Разница в возрасте более чем 20 лет не была помехой. Мария работала в школе поселка Беранда учителем рисования, а Михаил Архангельский – по-прежнему в Художественном комбинате Краснодара. Это был период нового творческого подъема. В эти годы Архангельский стал ведущим живописцем Кубани, принимал участие в различных выставках Союза художников в Краснодаре, Москве и других городах. В 1980-е годы он нашел свой особый стиль – яркий, декоративный, современный. Его работы пользовались необыкновенной популярностью у публики. Отталкиваясь от натуры, художник импровизировал, придавал своим пейзажам и натюрмортам неповторимый декоративно-орнаментальный характер, работал быстро и с упоением, наполненный физической и творческой энергией. Наверное, тогда он мог бы сказать словами А.С. Пушкина: «Я женат и счастлив. Одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменялось…»

Увы! Счастье не бывает долгим. Через семь лет и этот союз распался. Настали непростые времена в истории нашей страны. Мария в 1988 году с детьми уехала в Ленинград, к родителям, а в 1989 году перебралась в Израиль. Для М. Архангельского это было потрясением, он понимал, что потеряна возможность общения с сыновьями, терзала боль разлуки с любимой женщиной. До последних дней жизни он ощущал эту кровную связь с Александром и Даниилом, вспоминал каждое их слово, каждое прикосновение. Он писал картины, много картин, пытаясь заполнить пустоту, но ушло из его жизни нечто очень важное, невосполнимое – теплота живого общения.

1990-е годы вихрем ворвались в жизнь художников. Свобода творчества оказалась пьянящей и для Архангельского. Он надеялся, что мечты могут стать реальностью. Его манили путешествия по разным странам, а в советский период он смог побывать лишь в Болгарии.

В это время пришло признание почитателей таланта мастера. В 1991 году он совершил поездку в Прагу, а с 1992 года жил и работал в Греции. Благодаря наличию рекомендательных писем получил временную визу, снял мастерскую. Жизнь складывалась вполне успешно. В Греции Михаил Валентинович женился на гречанке Марии. Но в 1996 году он вернулся домой один, снова резко изменив свою жизнь. Это была другая страна. От эйфории начала 1990-х годов не осталось и следа.

Приближалась юбилейная дата, и к своему 60-летию Михаил Архангельский готовился основательно, картин было много. Для художника юбилейная выставка – всегда ответственный итог творческого пути. Тогда он еще не знал, что судьба готовила ему главный подарок – встречу с женщиной, музой и берегиней.

Лидии Васильевне Зайцевой тогда было 48 лет, она работала заведующей отделом искусства в Краснодарском доме книги. В сфере ее профессиональной деятельности было общение со многими художниками, которые регулярно приглашали на выставки. Она посещала экспозиции и яркие вернисажи. Много видела картин Михаила Архангельского, однако с художником знакома не была. Их встреча на той юбилейной выставке оказалась не случайной и сразу соединила двух близких по духу творческих людей. Всё, что происходило затем в жизни Михаила, было связано с этой красивой и чуткой женщиной. Это ей он исповедовался о своих прошлых романах, делился радостями, неудачами, тревогами, рассказывал о своей любви к сыновьям. Она стала его другом и помощником.

Умудренные жизненным опытом мужчина и женщина легко решали вопросы, которые молодым казались сложными. Лидия Васильевна мирилась с трудным характером Архангельского, его внезапной сменой настроения. Она выстраивала добрые отношения с его старшими сыновьями, Михаилом и Георгием, которые живут в Сочи, установила связь с Марией в Израиле и ее сыновьями, Александром и Даниилом. Эта женщина умело и тактично формировала у молодых людей образ их отца, достойный уважения…

Двенадцать лет нет с нами Михаила Архангельского, но его персональные выставки продолжаются, и это заслуга преданной, любящей женщины – Лидии Васильевны Зайцевой. Ее усилиями сохранены работы, собраны и выверены биографические данные, бережно хранятся фотографии и стихи – всё для того, чтобы сохранить память о художнике и человеке – Михаиле Архангельском, жизнь и творчество которого были наполнены большим непрестанным трудом.

Работы художника вошли в фонды Краснодарского краевого выставочного зала изобразительных искусств, Сочинского художественного музея, Тимашевского музея семьи Степановых, картинной галереи Кореновска, учебных заведений Краснодарского края, картинной галереи астронавта Чарльза Дьюка, Национальной галереи Франции, российского представительства в Ватикане, хранятся в частных коллекциях в России и за рубежом.

В фондах Краснодарского краевого художественного музея имени Ф.А. Коваленко находятся двадцать три произведения живописи и графики Михаила Валентиновича Архангельского.

Искусствоведы говорят, что Михаил Архангельский в своих пейзажах создавал образ райского сада, что он писал «потерянный рай». Это была главная концепция его творчества. Но как написать то, что тебе незнакомо? Кто знает, возможно, в самом художнике и был этот Рай…

Нина СТРИЖОВА,

директор Художественной галереи
«САНТАЛ»

Выставка будет работать с 5 по 31 марта 2019 г.

г. Краснодар, ул. Коммунаров, 58

Ежедневно, без выходных, вход свободный;

будние дни: с 9-00 до 18-00,

суббота и воскресенье: с 9-00 до 16-00.

Тел.: 267-11-37; 267-11-57

Сайт: www.santalcompany.ru; e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Комментарии:

добавить комментарий

Комментариев к этой статье пока нет.

В этом месяце:

Диана Горбань поделилась...

5685 просмотров

Брифинг Евгения Первышова: о...

5655 просмотров

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31

Сегодня: 20 Октября 2019

все статьи месяца