Поделись с друзьями:

В творческом объединении «Премьера» в мае – сразу два юбилея

Первым 20 мая отметил своё двадцатипятилетие театр ветеранов сцены. Семь артистов вышли на сцену муниципального концертного зала с богатой, насыщенной программой. Ведущий – заслуженный артист Кубани Александр Георгиевич Гогава – решил отойти от банальных решений: подспорьем ему служила русская и советская поэтическая классика, что позволило наилучшим образом представлять каждый номер. Певица Ольга Грудина вспомнила творческое наследие Григория Понамаренко. А бард Ирина Веденова исполнила под гитару песни собственного сочинения.

Но, конечно, основой торжества стала незабвенная оперетта – жанр весьма любимый в Краснодаре. Когда на сцену выходит заслуженный артист России Владимир Бониславович Генин, ты как будто переносишься в машине времени год эдак в 1960-й: тогда известный артист только начинал свою карьеру в Краснодаре. В этом, наверное, и есть смысл подобных встреч: люди начинают верить в бесконечную судьбу библейских персонажей и их вечную молодость. Кажется, ничего не изменилось: Мистер Икс всё так же страдает в своей великой арии. Можно поверить и в то, что Имре Кальман так же находится в зале.

А ещё были дуэты Сильвы и Эдвина из оперетты великого венгра «Королева Чардаша», где партнёршей Генина выступила лучшее колоратурное сопрано города Наталья Кушнова (Базлова). Позднее мы услышим в её исполнении знаменитое «Карамболина, карамболетта!» из «Фиалки Монмартра» Иоганна Штрауса.  Есть в этом жанре всё-таки какая-то тайна. Слушая великие арии и дуэты, человек как будто погружается в иное измерение: он ощущает всё более остро и глубоко. Как будто всё, что находится за стенами зала, весь быт и суета – какая-то ошибка, а настоящая жизнь, она вот такая, с брызгами шампанского, в обрамлении потрясающей музыки. Мир как будто родился заново в середине XIX века, где ещё только предощущался импрессионизм, но уже творили Прерафаэлиты. Мир, о котором снял свой легендарный фильм «Дети райка» Марсель Карне, где мы можем отдохнуть от мира нынешнего, который снова стал старым.

К опереточному карнавалу присоединились и артисты Александр Гогава и Инна Разумовская с каскадной сценой из великой «Баядеры» всё того же Кальмана. Была здесь и слегка хмельная Перикола Жана Оффенбаха, и знойная Кармен Бизе и Марионетка Пьера Жана Беранже. И во всех случаях Разумовская (в последнем случае – в дуэте с Александром Гогавой, автором музыки) погрузила нас в атмосферу Франции позапрошлого века. Романтичное это было время. Значительную, а может, и ведущую роль во всем этом событии сыграла и директор театра ветеранов сцены, вечно молодая, полная позитивной энергии Светлана Яковлевна Турчанинова. Она является   концертмейстером, т.е. ответственным за музыкальную часть человеком.

Впрочем, музыка – профессиональная составляющая жизни каждого артиста. Когда-то установленную планку у представителей этой профессии принято не опускать ни на йоту. Иначе нельзя. Так прожита ими вся жизнь. И, может быть, поэтому они нужны многим. Эти уникальные артисты ездят по всему краю. Везде им рады. Но успех в муниципальном концертном зале – для них всё равно особенный. Это свой зритель. «Я счастлив, – говорит Генин, – много лет таких оваций не получал». А ведь он много где выступает. Любой правительственный концерт считает за счастье включить его номер в свою программу. И это не дань уважения к возрасту. Мы нечасто слышим, чтобы в песне был внятно произнесён каждый звук, чтобы была такая наполненность смыслом. Здесь встретишь порой такую искренность и такую глубину переживаний, каких не встретишь нигде.

В июне так же 25 лет отмечает и Новый театр кукол. Трудными они выдались для многих, кто начинал это дело, кто присоединился потом. Но начало было оптимистическим. И новое дело давало ощущение причастности к чему-то если не великому, то большому. Не всё сбылось. Но сегодня театр выходит из кризиса, одаривает зрителя новыми хорошими впечатлениями. Установка и на классику – от Памелы Линдон Трэверс до Э. Т. А. Гофмана – и на традиционные русские сказки, и на эксперимент – спектакль «Другие глаза войны». Театр кукол как самый передовой: он всегда точнее других чувствовал настроение улиц, где был его изначальный дом. И поэтому он быстрее отвечает на запросы времени. В 70-е под влиянием потребности в переменах, которые всё не наступали, он ринулся в авангардные формы с невероятной отвагой. На сцену вышел так называемый «живой план».   Подчас казалось, что куклы ничем не отличаются от драматического театра.  Сегодня возникает потребность в возврате к классическим формам. И оказывается, что выросли целые поколения, которые не помнят, что же это такое.

Вот и последняя премьера Нового театра представляет собой возвращение к тем куклам, что являются «самыми-самыми». Таковыми в России всегда были куклы тростевые. С ними и совладать непросто, и стиль их высокий нужно как-то постичь и принять. Режиссёр-постановщик Сергей Балыков из Астрахани обратился к истокам, к традиционной русской сказке «Гуси-лебеди». Художник-постановщик Елена Пряхина создала густо насыщенный предметами и сущностями мир. В нём много пластов, которые, пересекаясь друг с другом, создают объёмную и сложную реальность. Есть мир людей, в котором вроде бы всё понятно, но рядом – мир живых существ из мира лесного, подчас тёмного и мрачного. Вот летят лебеди, которые при ближайшем рассмотрении оказываются не тем, чем кажутся. В ярком просвете в небесах они мнятся предвестниками чего-то прекрасного, а на самом деле они – посланники тёмных сил.

Зачастую в древнем сюжете есть метафизическая тема пути. Молодой человек – в данном случае это юная девочка Маша – вынужден под давлением обстоятельств отправляться в дорогу, где всё непредсказуемо. Однажды он вернётся в родной дом, но будут ли он прежним? Тут важно всё: кто или что встретиться на пути, как герой справится с обстоятельствами, как договорится с теми, кто вступит с ним в общение. В данном случае это и Русская печь, и Дверь, и Собака, и Кот. Да и вся природа не останется в стороне. Она – иная реальность, с которой приходится считаться. Ведь и Баба-Яга – не забавная старуха из новогоднего шоу, как это стало нынче модно, а настоящее воплощение зла.  Его нужно постичь. Его отныне надо иметь ввиду.

Несомненно, эта сказка, обработанная автором спектакля, призвана не столько развлекать, сколько поучать. Поэтому действие спектакля двигается подробно, вдумчиво, неторопливо. Им, да и нам тоже, дают понять или напоминают, что умение договариваться, доброе, позитивное отношение ко всему сущему имеет свой смысл. Оно помогает решить проблему. Коммуникабельность, а точнее её отсутствие, становится самым настоящим недостатком сегодняшних детей. Спектакль как будто говорит им: мир гораздо больше и сложнее, чем вы о нём думаете. В театре с помощью тростевой куклы про это говорить вполне уместно. Ведь никого сегодня не удивишь ни спецэффектами, ни новомодными экспериментами. Задеть за живое может только старый, проверенный временем сюжет, рассказанный внятно и подробно. Ему веришь, он кажется новым, хотя по сути это давно забытое старое. Но подано оно в новых предлагаемых обстоятельствах.

Есть здесь и хорошие актёрские работы. Значительная часть успеха спектакля приходится на роль Маши в исполнении Анны Мигас, актрисы, давно снискавшей уважение коллег и симпатии зрителя. На ней вот уже в течение ряда лет держится репертуар. Анне дано даже в самом сложном сюжете поддерживать зрительский интерес, темпо-ритм спектакля, быть основной пружиной действия. Здесь надо отметить и умелое кукловождение, где есть отточенность жеста, классическая статуарность поз. Такие стоп-кадры   фиксируют внимание, заставляют задуматься над происходящим глубже, чем предполагалось по жанру. Опора на пресловутое «клиповое» мышление детей здесь отменена.  Быстротой смены планов, яркими вспышками, гротесковыми образами они насытятся в другом месте. Всего этого слишком много в современной реальности. Пора отдать подчас преимущество чему-то другому.

Театр – особое искусство. Он инстинктивно выносит на первый план то, что сегодня в дефиците. И за этим со стороны кто-то должен присматривать. Раз много клоунады и хепенинга, – надо подумать над тем, что мы упустили, и постараться заполнить образовавшийся пробел. Что театр, собственно, и сделал. Премьера спектакля состоялась в самом конце апреля, а третьего мая как раз и исполнилось 25 лет со дня основания театра. Но торжества, как мы уже сказали, – ещё впереди.

Елена Петрова,театровед

Фото Юрия Корчагина и Дарьяны Востриковой

Комментарии:

добавить комментарий

Комментариев к этой статье пока нет.