Мы уже писали об угрозе, нависшей над заповедником Лагонаки
1482
Мы уже писали об угрозе, нависшей над заповедником Лагонаки, в связи с исключением из его территории Фишт-Оштенгского горного массива и планами строительства горнолыжного курорта (см. «Лагонаки застроят?» от 31.03).
Однако, как оказалось, атака на немногие оставшиеся относительно нетронутыми, целыми и чистыми земли носит значительно более масштабный характер. 6 апреля в первом чтении Госдума приняла законопроект, разрешающий застройку особо охраняемых природных территорий. Он вносит поправки в Градостроительный кодекс и другие документы, которые давно вызывали острую неприязнь со стороны строительного лобби. Откровенную ангажированность даже не пытаются скрыть. Так в сопроводительной записке Правительства России – а именно оттуда в Думу поступил законопроект – его цель без обиняков определяется как «повышение устойчивости строительной отрасли в связи с макроэкономической и внешнеполитической ситуацией». Земли под «объектами инфраструктуры» предлагается попросту исключать из территории заповедника. Причем при строительстве можно даже обходиться без экологической экспертизы.
В записке также говорится, что изменения «позволят обеспечить запуск приоритетных инфраструктурных проектов по модернизации и расширению объектов инфраструктуры опережающими темпами». Вот так, значит, дело в заповедниках? Именно в них корень зла и торможения? А как снимут ограничения, так всё пойдёт развиваться «опережающими темпами»?
Позвольте не поверить ни правительству, ни его пояснениям в «записке». Важнейшие объекты в стране – это крупные города. В них, как известно, заповедников вовсе нет. А объектов критической инфраструктуры – сколько угодно. Но те, что есть, зачастую не модернизируются не просто годами, а десятилетиями. А скольких просто нет, что мешает их построить? О каких «опережающих темпах» вообще может идти речь, если одно оформление землеотвода под подстанцию в Краснодаре заняло более двух лет? И это при том, что проект был приоритетным и пользовался поддержкой властей на всех уровнях. А, простите, построить упомянутые «объекты» и напоить наконец водой из Крымского водозабора Новороссийск тоже заповедник мешает? Тогда почему он не стал помехой нефтяной трубе КТК, проходящей в тех же самых местах? Очистные сооружения в регионе не строят уже пару десятков лет (кроме как под Олимпиаду), энергоснабжение Туапсе «висит» на одном фидере, мусорных полигонов как не было так и нет, – буквально кричащие инфраструктурные проблемы можно перечислять до бесконечности. Что, заповедники виноваты?
Но вместо их срочного решения нам предлагают под видом заботы об экономике (как же – «повышение устойчивости строительной отрасли»!) попросту начать планомерное уничтожение природы. Цинизм, конечно, невероятный. Ссылки на экономический кризис, чтобы органично дополнить его кризисом экологическим, – что может быть абсурднее. Но это, конечно, если говорить с точки зрения интересов общества.
Увы, но успехи в прохождении сего законопроекта иначе как удручающими не назовёшь. Помимо первого чтения, 14 апреля закончился срок предоставления поправок. Особых изменений не предвидится, ибо «против» выступили только два комитета – по экологии и аграрный. Остаётся разве что высказать свое мнение в адрес его главной движущей силы – комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (stroy_gkh@duma.gov.ru). Или оппонентов из комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды (eco@duma.gov.ru).