Экономика:

«Бездоговорное отключение»

15.08.2017

Отключение электроэнергии без предупреждения для краснодарского предпринимателя обернулось убытками в несколько миллионов рублей

2730

 

Отключение электроэнергии без предупреждения для краснодарского предпринимателя обернулось убытками в несколько миллионов рублей

Небольшое частное предприятие, производящее молочные продукты, сегодня оказалось на грани ликвидации. И все из-за того, что его производственные мощности в пос. Колосистом на две недели были обесточены.

Оказывается, сломать бизнес любому предпринимателю или организации очень легко. Для этого вовсе не надо руководить силовыми структурами или управлять финансовыми потоками. Достаточно быть поставщиком энергоносителей, и лучше монопольным. У энергетиков есть такая формулировка – «бездоговорное подключение». Это когда потребитель электроэнергии подключается к сетям, не имея договора о подключении с компанией-поставщиком электричества.

Именно на этом основании 17 июля 2017 года и была прекращена подача электричества в здание по переулку Звездному в поселке Колосистом, которое переработчики молока – ООО «Молочные продукты СССР ГОСТ» – арендуют у предпринимателя Армена Степаняна.

Ранее это здание в переулке Звездном принадлежало на правах аренды Владимиру Арутюнову, у которого с 2008 года действовал договор об электроснабжении с АО «НЭСК». Но в мае этого года Арутюнов передал здание новому арендатору – Армену Степаняну, который, как и положено, по закону тут же подал в «НЭСК» заявку на технологическое присоединение с последующим заключением договора об электроснабжении уже с новым арендатором. С Арутюновым договор у НЭСКа действовал до конца июня, но он еще в мае подал заявку на расторжение договора об электроснабжении в связи со сменой арендатора.

Степанян получил акт о технологическом присоединении 9 июня, произвел все необходимые оплаты, а после 30 июня, как ему пояснили в офисе АО «НЭСК-электросети», будет оформлен акт допуска и подписан договор. Однако уже в следующем месяце – 13 июля ему позвонил представитель НЭСКа и сообщил о том, что надо составить акт о недоговорном потреблении.

– Какое может быть недоговорное потребление, если у них еще с Арутюновым договор не расторгнут? – возмутился Армен Степанян и направил официальное письмо в адрес гендиректора компании Ольги Краснянской.

Вместо ответа и разъяснений со стороны руководства НЭСКа 17 июля на предприятие в Колосистый приехали сотрудники энергокомпании и отключили электричество, составив акт о «бездоговорном потреблении», но уже на нового владельца помещений – Степаняна, который до этого весь июнь терпеливо ждал, когда же господа из НЭСКа отреагируют на его заявку на отпуск электроэнергии. А они вместо того, чтобы заключить договор с новым потребителем, его обесточили! Причем, безо всякого предупреждения!

Да, у Армена Степаняна на тот момент не было еще договора, потому что НЭСК не расторгнул договор об энергоснабжении с Арутюновым, который исправно оплачивал счета за электроэнергию вплоть до 30 июня. Но это уже внутренние проблемы энергокомпании, и она их упорно пыталась переложить на голову потребителя.

А спустя полтора месяца история с отключением повторилась уже в Краснодаре, в офисном здании по Северной, 510, которое тоже принадлежит Армену Степаняну. Простым совпадением назвать это трудно.

Всего без электроэнергии 10 августа оказались более 20 предприятий и компаний, арендующих помещения в этом здании. По этому адресу расположен ресторан, стоматологическая клиника и зубопротезная мастерская, а также офисы нескольких коммерческих фирм.

– Когда отключили свет, – рассказала корреспонденту «НГК» врач-стоматолог Лариса Бояринцева, – у меня в кабинете был пациент, а еще два человека ожидали приема, и еще двое по предварительной записи. Пришлось всем отказать в лечении. Кроме того, некоторым пациентам был назначен сегодня прием. У меня ведь ни оборудование не работает, ни кондиционер. Со многими стоматологическими материалами необходимо работать при температуре не выше 25 градусов, нельзя при жаре делать пациенту анестезию – это очень опасно. А перепады в напряжении либо отключение, как сегодня, может вывести из строя стоматологическое оборудование.

Массажист Петр Жижин тоже был вынужден отменить прием клиентов.

– Казалось бы, что в массажном кабинете никакого такого электрооборудования и не должно быть, но это не так. Даже неработающий кондиционер – уже большой минус. У меня в помещении уже сейчас температура подскочила почти до 50 градусов. К этому добавьте электрокушетку, без которой ни один сеанс не обходится, – говорит Петр.

Больше всего, однако, пострадали зубопротезная мастерская и ресторан, расположенный на первом этаже. В пищеблоке ресторана пришли в негодность практически все скоропортящиеся продукты. С учетом того, что электричества в здании не было порядка семи часов, можно только представить, что стало с мясом в сорокаградусную жару?!

Зубным техникам тоже «повезло» не меньше, чем рестораторам. Мастер Анжелика Вишняк рассказывает, что как раз в тот момент, когда она утром поместила в электропечь формы, отключили электричество.

– Что тут скажешь? Теперь эти заготовки надо переделывать, потому что после отключения печей нарушен температурный режим. Но вся проблема в том, что мы обязаны сдавать свою работу точно в назначенный срок. Например, одна из моих работ застряла в печке, а пациенту назначено на 14.00 – и что делать?

Менеджер снабженческой компании «Регион» Олег Кудряк сказал в беседе с корреспондентом «НГК», что отключение электроэнергии стоило ему сделки на сумму более 2 млн рублей:

– Сегодня надо было подготовить документацию на поставку нашему партнеру партии труб для нефтепровода, но все компьютеры в офисе отрубились, и я не отправил пакет документов заказчику. В итоге договор оказался под угрозой срыва.

Так что же произошло 10 августа в офисном здании на Северной, 510? Много еще в этой истории непонятного, но частично свет на произошедшее пролил сам Армен Степанян:

– Ну что сказать? Была парализована работа, а мы полностью несем ответственность перед арендаторами, – констатирует предприниматель. – НЭСК пользуется своим положением монополиста на рынке сбыта электроэнергии, потому и делают, что хотят. Это же было не аварийное отключение. Никто нас не предупреждал об отключении электричества. Но утром обесточили все здание без объяснения причин.

У нас, кроме этого объекта, есть еще один объект, который находится в пос. Колосистом. Это производственное здание, где арендатор занимается переработкой сельхозпродукции, производит молочные продукты. Там было отключение электроэнергии на две недели. Приехал туда 17 июля инженер из НЭСКа и отключил электроэнергию за, якобы, так называемое «бездоговорное подключение», что не соответствует действительности. Мы 14 июля предоставили в компанию документы, подтверждающие факт, что на момент отключения между НЭСКом и прежним арендатором объекта – Владимиром Арутюновым – действовал договор энергоснабжения, датированный еще 2008 годом. Поэтому никакого бездоговорного подключения априори быть не может. В ответ на это они предложили г-ну Арутюнову подписать соглашение о расторжении договора задним числом – 12 мая сего года, но он эту «липу» подписывать отказался.

– Я стал обращаться во все инстанции с заявлением о том, что такое отключение незаконно, направил заявление в антимонопольную службу. Я считаю, что это месть за то, что я и Арутюнов проявили принципиальность в ситуации с объектом в пос. Колосистом. Там арендатор ущерб понес на 9 млн рублей! Кто теперь возместит им убытки?

Договор с НЭСКом Степанян так и не подписал и стал сотрудничать с другой сбытовой компанией – «Кубаньэнергосбыт», которая закупает электроэнергию все у того же НЭСКа и продает уже со своей наценкой. Так что, не факт, что на этом проблемы Армена Маратовича с энергоснабжением могут закончиться. НЭСК де-факто продолжает держать руку на «рубильнике». Ведь энергокомпания, формально не являясь монополистом, но фактически монополизировавшая в кубанской столице рынок сбыта электроэнергии, в силу этих обстоятельств находится в привилегированном положении во взаимоотношениях «поставщик-потребитель».

Остается ждать, какой вердикт вынесет по этой конфликтной ситуации антимонопольная служба, а редакция «НГК», в свою очередь, обратилась за разъяснениями с официальным письмом к генеральному директору АО «НЭСК» Ольге Краснянской.

Создается такое впечатление, что на Кубани призыв федеральной власти прекратить «кошмарить» малый бизнес наследники Чубайса восприняли с точностью до наоборот.

 

Сергей ЛАДОЖСКИЙ