Правительство РФ утвердило проект строительства автодороги Сочи – Минеральные Воды
4556
Он будет осуществляться в рамках концепции социально-экономического развития Северного Кавказа до 2030 года и задумывается как важнейший транспортный коридор, который должен соединить курорты Ставрополья и кубанского Причерноморья.
Нынешний вариант трассы наиболее короткий, хотя и весьма сложный в инженерном отношении. В частности, он предусматривает прокладку через горы нескольких тоннелей. Ещё одна сложность – получение разрешений от множества ведомств, что затруднено прохождением по особо охраняемым природным территориям Кавказского биосферного заповедника.
Протяжённость действующей дороги из Кисловодска в Сочи составляет около 700 км, в то время как у будущего шоссе она сокращена вдвое. Проект включает в себя строительство 103 км шоссе и реконструкцию ещё 159 км. Также необходимо проложить два тоннеля протяжённостью 7,6 и 5,1 км. Вся дорога будет четырёхполосной. Её стоимость оценивается примерно в 100 млрд рублей. Завершить строительство планируется в течение трёх лет. Хотя, конечно, в плане сроков и стоимости проект выглядит, мягко говоря, чересчур оптимистичным.
Существует целый ряд обстоятельств, усложняющих проект. В первую очередь, они касаются экологического аспекта:
– Кавказский биосферный заповедник создавался именно для того, чтобы сохранить особую экосистему, которая должна находиться в первозданном, девственном состоянии. Если провести через нее дорогу, то уже нечего будет заповедовать, – говорит председатель краснодарского отделения «Зелёной лиги» Евгений Витишко.
Власти не отрицают необходимость тщательного экологического контроля. Вот что говорит один из самых активных лоббистов проекта губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров:
– Если мы не ослабим напор, а сегодня очень много сторонников этой дороги, и в правительстве РФ, и у нас, я уверен, что дорога будет, Она поможет нам в дальнейшем развитии. Конкурировать никто ни с кем не будет, просто будем организовывать разнообразные виды отдыха… Речь идёт о большом переходе, двух тоннелях. Мы хотим добиться решения этого вопроса, но пока не начнётся проектирование, выделение земель, я не могу сказать, что вопрос на 100 процентов решился. Известно, что дорога заходит в биосферный заповедник. Нужна экологическая экспертиза.
Независимые эксперты, не отрицая экологических проблем, всё же связывают с новой дорогой надежды на развитие сопредельных территорий:
– В идеале трасса не только соединит две курортные зоны, но и будет стимулировать развитие территорий, по которым пройдёт, – говорит управляющий директор консорциума «Леонтьевский центр – AV Group» Алексей Крыловский. – В частности, это относится к Мостовскому району Краснодарского края, территории Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии.
Что касается финансирования проекта, то здесь может быть применено государственно-частное партнерство.
– Скорее всего, реализация будет проходить в рамках нацпроектов «Безопасные и качественные дороги» и «Туризм и индустрия гостеприимства», – рассуждает эксперт Вячеслав Пышко. – Возможно, трасса станет платной, если найдётся инвестор, который заключит с властями регионов концессию.
Привлекательности проекту добавляет также то, что он может стать третьим круглогодичным переходом через Большой Кавказ наряду с Военно-Грузинской дорогой и Транскавказской магистралью. Причем, что очень важно для логистики, наиболее современным и коротким из них. Также из плюсов – не последним по значимости – отмечается и его военно-стратегическое значение.
В целом проект выглядит важным, даже ключевым в плане развития инфраструктуры, туризма, некоторых территорий в целом. Однако до сих пор нет удовлетворительного ответа на один вопрос, что же станет с Кавказским заповедником?