Экономика:

КТК: ремонт затягивается

15.04.2022

Мы уже предполагали, что авария на КТК носит скорее политический, нежели технологический характер

Автор: Игорь ЯРМИЗИН

1353

Мы уже предполагали, что авария на КТК носит скорее политический, нежели технологический характер (см. «КТК начал качать», «Новая газета Кубани», 30.03), и судя по сегодняшним сообщениям, наш прогноз подтверждается. Так, агентство Интерфакс со ссылкой на интервью Министра энергетики Казахстана Болата Акчулакова агентству Блумберг сообщает, что ремонт на трубопроводе продлится до конца апреля. Хотя, если они продлятся до мая, по словам Министра, «это будет нехорошо».

Болат Акчулаков признался, что запустить трубу на полную мощность предполагалось к сегодняшнему дню, 15 апреля. Но вот этот день наступил, «но они ещё даже не начали ремонт, так что это может быть до конца апреля».

Если бы это были наши родные строители, никто бы даже не удивился. У нас сдвижка на месяц-другой считается верхом пунктуальности. Но это же ведь КТК, а у них всё по-другому. Это вам подтвердит каждый, кто работал с ними как на этапе строительства, так и эксплуатации. Помню, лет 20 назад общался с одним из наших строителей, пожилым человеком, бывшим на той великой стройке субподрядчиком. Он с трудом, но всё же нашел в себе силы переступить через свою гордыню, сказав «они нас научили, как по-настоящему надо работать».

Вместе с тем, похоже, в самом Консорциуме, в отличие от любой другой ситуации за последние четверть века, особенно не переживают и никуда не торопятся. Поэтому в Правительстве Казахстана даже предполагают, что до трети добываемой нефти могут направить по другим маршрутам. Ранее тот же Болат Ачкулаков прогнозировал и более худший сценарий, по которому КТК может не выйти из ремонта даже до конца года, и тогда план добычи нефти в стране придётся уменьшить на 2,5 млн тонн. 

КТК можно понять. И вот почему. К нему нельзя относиться с теми же критериями, что и к другим обычным крупным компаниям. Он не может просто закрыться и «уйти с рынка», пусть и потеряв немало денег. В таком случае Консорциум просто прекратит существование как таковой. То есть он не хочет совершать самоубийство. За это трудно упрекать.

Кроме того, далеко не всю нефть удастся «распихать» по другим маршрутам, а значит, придётся сокращать добычу, глушить скважины и т.д. С совершенно, кстати, неясными перспективами последующего восстановления. Поэтому нынешнее поведение руководства и акционеров КТК, пожалуй, наиболее оптимальная, если не единственно верная стратегия.