Российским кредиторам собираются усложнить доступ к информации о своих заемщиках
4120
Любой клиент кредитно-финансового учреждения может самостоятельно принимать решение, кому предоставлять свои персональные данные. Подобную позицию озвучили Центробанк и Роскомнадзор, изложив ее в совместном письме, опубликованном на официальном ресурсе регулятора. Предложение имеет характер рекомендаций, но может снизить риски утечки персональных данных и стать защитой для клиентов от навязчивой рекламы.
В ЦБ РФ пояснили, что сейчас большинство кредиторов при оформлении ссуд используют широкие формулировки, поэтому клиенты часто соглашаются передавать личные данные не только представителям банка или микрофинансовых организаций, но и третьим лицам. Это касается даже легальных МФО, выдающих микрозаймы на банковские карты на 1mbank.ru – через финансовый портал. Это может привести к тому, что информация будет использоваться не только при оформлении и обслуживании ссуды, но и для иных задач, не связанных с кредитованием (реклама, спам и прочее).
Регулятор и Роскомнадзор дали рекомендацию всем кредиторам брать у каждого конкретного заемщика отдельное разрешение на передачу его личной информации третьим лицам. В ведомствах отметили что нужно также запрашивать разрешение на обработку биометрических и любых других данных, если банковские или микрофинансовые организации планируют с их помощью продвигать различные товары или услуги. При этом в ЦБ дают рекомендации заемщикам, чтобы они не подписывали бессрочное действие и не продлевали соглашение на разглашение данных.
Роскомнадзор сообщил, что письмо адресовано тем кредитным учреждениям, которые при оформлении ссуды дают клиентам шаблонные договора, где необходимо только проставить свои личные данные. Выполнение или невыполнение рекомендаций ведомств вкупе с другими материалами может стать доказательством соблюдения или несоблюдения закона о защите прав потребителей финансовых услуг при судебных разбирательствах. Сейчас клиенту, отказавшемуся предоставлять персональные данные кредитору, могут отказать в оформлении ссуды.
Эксперт Илья Жарский утверждает, что кредитору придется выполнять корректировку текста договора займа, а на это уходит большое количество времени. Кроме того, чтобы выдать кредит, финансовое учреждение обязано провести идентификацию клиента, а это невозможно без предоставления персональной информации посредством согласия на ее обработку. Жарский считает, что в такой ситуации, лучшее решение – это разделить документы на выдачу кредита и на подписание согласия на обработку личной информации, где все спорные моменты будут указаны. Кредиторы, работающие в соответствии с законом, вероятно придут к такой схеме работы с заемщиками.
Любой клиент кредитно-финансового учреждения также может отказаться от предоставления ему рекламных материалов различного формата. Причем сделать это он вправе в том случае, если до этого ставил подпись под разрешением. Юрист Юрий Федюкин утверждает, что такая опция доступна заемщику в любой момент времени (до оформления и после выдачи ссуды), при этом, банк или МФО не имеет права отказать человеку.