Законопроект о лекарственном опьянении водителей могут рассмотреть уже в марте
04.03.2025
Однако будущее инициативы пока что туманно – скорее всего, ее ждет глубокая доработка
79
Комитет Госдумы по государственному строительству и конституционному законодательству поддержал законопроект о лекарственном опьянении водителей. Но только концептуально – в целом же инициатива требует серьезной доработки, а ее будущее пока что остается туманным. Подробности – в материале «Парламентской газеты».
«Слишком много неясностей»
Напомним: законопроект начали разрабатывать еще в 2022 году по инициативе Конституционного суда. Его цель – устранить пробел в существующем законодательстве, согласно которому езда на автомобиле под воздействием некоторых лекарств, способных повлиять на поведение и реакцию водителя, де-юре запрещена, но де-факто не образует состава правонарушения. Чтобы этот пробел устранить, законодатели предложили уточнить примечание к статье 12.8 Кодекса об административных правонарушениях. Разработанный законопроект содержит его более точную и объемную формулировку – в частности, добавляет абзац, в котором прямо относит вождение автомобиля после употребления ряда лекарств к наказуемым деяниям.
Как сообщил первый заместитель председателя думского Комитета по государственному строительству и конституционному законодательству Юрий Синельщиков, законопроект парламентарии в ходе заседания комитета поддержали концептуально, но решили все же отправить на доработку. Вносить его на рассмотрение в том виде, в котором он есть сейчас, еще рано.
– Пока что относительно перспектив этого законопроекта очень много неясностей, — пояснил Синельщиков. — Конституционный суд нам задачу поставил, а как ее решать — пока что не вполне понятно.
Так, по словам первого зампреда комитета, основная сложность заключается в том, чтобы определить конкретный перечень веществ, которые будут считаться потенциально опасными. Ни одна из уже существующих номенклатур (например, анатомо-терапевтически-химическая), предложенная ВОЗ и включающая, некоторые препараты (например, анестетики и противоэпилептические препараты), сюда не годится.
– Если с алкоголем все понятно (собственно, алкоголь он и есть алкоголь, неважно, в какой товарной форме он представлен, химическая формула у него все равно одна), то в случае с препаратами необходима основательная и длительная фармакологическая экспертиза, — подчеркнул парламентарий. — Также неясно, как нам быть с индивидуальными особенностями организма каждого водителя. Понятно, что тут ситуация проще, но, тем не менее, этот аспект тоже нужно учитывать.
По словам Юрия Синельщикова, законопроект все же могут рассмотреть уже в марте. Однако, скорее всего, по итогам этого рассмотрения он и будет направлен на доработку.
Сами автомобилисты, между тем, признают, что поправки в законодательство, связанные с лекарственными препаратами, нужны. В то же время, они не вполне представляют, как их грамотно реализовать.
– Сейчас у нас ситуация складывается таким образом, что буквально пять из десяти водителей признают правонарушителями, — отметил в разговоре с «Парламентской газетой» вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Ян Хайцеэр. — При этом корни такой ситуации вполне понятны. Если помните, у нас еще несколько лет назад было масштабное поветрие, когда люди пытались вводить себя в состояние наркотического опьянения при помощи лекарств из аптек, которые продавались в свободном доступе. Но сейчас мы это явление подавили. Те же кодеиносодержащие препараты, из которых изготавливали наркотики, теперь можно купить только по рецепту. То есть, сегодня водители, принимающие необходимые им лекарства, должны с осторожностью относиться к вождению автомобиля в таком состоянии.
Ян Хайцеэр также подчеркнул, что для того, чтобы заставить инициативу работать, нужны тщательные, долгие и, вполне вероятно, недешевые исследования, которые позволят установить, как то или иное действующее вещество сказывается на поведении, состоянии и реакции водителей, в какой дозировке оно должно содержаться в организме и так далее. Но вопрос о том, когда эти исследования удастся организовать, а их результаты систематизировать и положить в основу законопроекта, пока остается открытым.
Николай Козин
Свежее из рубрики
