Культура:

Берег этот и тот…

16.12.2024

Книга «Голгофа атамана» Андрея Дюкарева ценна уже тем, что спасает нас от сознания непогрешимости

Автор: Галина Ташматова

2146

Нет в истории дореволюционного кубанского казачества фигуры столь драматичной и неоднозначной, чем Вячеслав Науменко. Судьбы других известных казаков: Василия Рябоконя, партизанившего в плавнях до средины 1920-х, легендарного рубаки Сергея Улагая, Андрея Шкуро и Михаила Фостикова обрели свою завершенность в истории и не вызывают более полемики в научном мире и среди тех, кто увлечен «преданьями старины глубокой». Неумолимое время примирило бывших антагонистов, и только генерал Науменко остается до сих пор личностью спорной.

Эта двусмысленность все еще гнездится в сознании кубанцев, мешает примирению с прошлым, а значит, и принятию его как части нашей общей истории.

Вячеслав Григорьевич Науменко поднялся до вершины в казачьей иерархии — Войскового атамана Кубанского казачьего войска в зарубежье из казаков станицы Петровской Кубанской области. Завещал вернуть казачьи регалии на родину, и 273 раритета, составляющие славу кубанского казачества, в 2011 году были возвращены на Кубань. Личность незаурядная! При этом в конце Второй мировой войны наш земляк Вячеслав Науменко сотрудничал с главным управлением казачьих войск вермахта. В 1945 году сдался в плен в американской зоне оккупации, находился в лагере и в 1949 году выехал вместе с семьей в США, где и завершил свой земной путь. Неоцененность этого сложного, противоречивого, полного драматизма пути будоражит до сих пор умы современного казачества. Мнения о том, кто он — герой или предатель, — разделились, и споры на эту тему не утихают.

В этом году случилось сразу три знаменательных события, связанных с именем атамана Науменко.

Летом 2024 года вышел в свет первый том дневниковых записей атамана, охватывающих 1920—1925 годы. Осенью этого года на международном аукционе были выкуплены терскими казаками документы из архива кубанского атамана В.Г. Науменко. А к концу года вышла в свет книга кубанского ученого историка Андрея Дюкарева «Голгофа атамана». Издание это заслуживает отдельного разговора.

До сих пор Андрей Викторович, автор многочисленных публикаций о казачестве, воспринимался только как исследователь дореволюционного казачества. Книга об атамане Науменко, на мой взгляд, ставит А.Дюкарева в ряд писателей, обладающих недюжинным даром литературного творчества. Новое литературное произведение Андрея Дюкарева можно поставить в один ряд с книгой Виктора Лихоносова «Наш маленький Париж». Последняя до сих пор считалась непревзойденной в постижении судеб дореволюционного кубанского казачества. Подчеркиваю, речь идет не о документально-исторических, а о художественно-литературных произведениях о казачестве, написанных кубанскими авторами.

Честный взгляд Андрея Дюкарева на острую тему оценки личности Вячеслава Науменко заслуживает уважения.

Автор не пытается обелять или очернять генерала, как делали те, кто брался за эту тему.

Дюкарев погружает своего героя в Лету — реку времени и проводит его по дороге воспоминаний. Тем самым он дистанцирует его от читателя, сбивает градус наших эмоций, заставляет подняться над схваткой «белые-красные». И хотя дело происходит по ту сторону жизни, и атаман встречается на своем пути к высшему Суду с теми, с кем при жизни реальной встретиться не мог ни при каких обстоятельствах, у читателя не складывается ощущения вычурности сюжета. Невольно начинаешь сверять оценки героев с собственными. Все мы, и грешники и праведники, — смертны, каждого ждет своя Голгофа.

Младший брат Александр, погибший накануне революции, отец генерала Науменко — Григорий Потапович,казачий историк Федор Щербина, боевой соратник Андрей Шкуро, дочь Наталья Вячеславовна, ставшие былинными отцы-основатели казачества Антон Головатый, Сидор Белый и Захарий Чепега встречают и провожают атамана к главной Встрече. Диалоги Науменко с историческими личностями кубанского казачества — это оценка всего пути кубанского казачества, в том числе и современного. Это итог осмысления самим автором книги темы казачества вообще и кубанского в частности.

Самый важный вывод писатель вкладывает в уста старого Науменки — отца атамана, оставшегося в станице с женой после ухода сына в зарубежье: «То, что ты здесь, означает конец твоего пути земного, каков бы он ни был. Все мы грешны вольно или невольно в содеянном или в несовершенном, пребывая в юдоли нашей земной. Но, очутившись здесь, мы возлагаем на чашу весов Божьего суда все содеянное — как во благо, так и супротив Божьего замысла. Только неведомо нам, душам греховным, заблудшим и заблуждающимся, какие из поступков наших как оценены будут и на какую чашу весов лягут…»

Простая христианская заповедь «не судите, да не судимы будете» напрашивается к концу повествования сама собой. Но нет! Глава «Последняя дорога», венчающая книгу, будит новые чувства, заставляет думать и взвешивать, примерять ситуацию на себя, возвращаться в мыслях к прочитанному. Это побуждение читателя к работе души безошибочно указывает на присутствие таланта.

Книга Андрея Дюкарева «Голгофа атамана» написана в лучших традициях классической русской литературы, главным мерилом которой всегда были вера в Бога и любовь к людям. Иллюстрации, выполненные художником Евгением Орловым, выигрышно отличают это издание от сделанных наспех.

 Жаль , что тираж книги всего лишь 300 экземпляров, и вряд ли она будет доступна читателям кубанских библиотек.

Галина Ташматова