Культура:

Беспамятство

23.10.2013

В этом году 17 ноября исполняется 150 лет выдающемуся фольклористу и композитору Григорию Митрофановичу Концевичу (1863-1937), уроженцу станицы Старонижестеблиевской Красноармейского района. 14 лет, до 1906 года, Григорий Митрофанович был регентом войс

529

Вот подлинный образчик отношения к выдающимся деятелям на Кубани

В этом году 17 ноября исполняется 150 лет выдающемуся фольклористу и композитору Григорию Митрофановичу Концевичу (1863-1937), уроженцу станицы Старонижестеблиевской Красноармейского района. 14 лет, до 1906 года, Григорий Митрофанович был регентом войскового певческого хора, создав один из лучших хоров в России. Человек, безмерно влюблённый в народную культуру, он всю жизнь собирал кубанские песни, издавал их отдельными сборниками, также составлял и издавал пособия по пению для школ. Восстановил Кубанский казачий хор в советский период истории. И… был репрессирован именно за любовь к народной песне, то есть за пристрастие к духу человеческому и народному самосознанию в то время, когда они нещадно подавлялись.
О выдающейся личности и трагической судьбе Г.М. Концевича "Новая газета Кубани" писала, в том числе и недавно – 15 апреля 2013 г.

Не столь уж много на Кубани было таких выдающихся деятелей культуры, как Г.М. Концевич за всю её более чем 220-летнюю историю. А потому и казалось, что такой юбилей, как 150-летие фольклориста и композитора, станет знаменательным событием для Кубани. Однако происходит, во всяком случае, пока нечто обратное.
Кстати, поводом для рассказа о Г.М. Концевиче на страницах "Новой газеты Кубани" стала книжка, вышедшая в начале года в Москве "Фольклорист, композитор Г.М. Концевич". Редактор-составитель книжки – известный писатель Пётр Иванович Ткаченко (книжка вышла уже двумя изданиями). И поскольку для читателей нет и не должно быть дела до того, как сегодня издаются книги, отметим, что книги теперь издаются или издательствами, имеющими свою "рыночную" политику, или за счёт средств автора, или при поддержке администрации, или с помощью спонсоров – людей, понимающих значение культуры в обществе. Книга о Г.М. Концевиче вышла при поддержке не кубанских спонсоров, а из Санкт-Петербурга. Значительную часть тиража редактор-составитель подарил краю, своей малой родине, для распространения. Получилась эдакая благотворительность писателя-пенсионера, который, как литератор, свой вклад к юбилею Г.М. Концевича внёс.
Но этого было явно недостаточно. Дело в том, что ещё в августе 1995 года, когда в станице проводились литературные чтения и презентация книги П.Ткаченко "Где спит казацкая слава", на здании станичной библиотеки в честь Г.М. Концевича была открыта мемориальная доска (стараниями краевой писательской организации с участием Кубанского казачьего хора). Тогда же администрация станицы заверила общественность, что одной из улиц уже присвоено имя композитора Г.М. Концевича (об этом рассказано в книге). Прошло 18 (!) лет, но улицы фольклориста и композитора в станице так до сих пор и нет. Ведь 150-летний его юбилей – такая дата, что, отмечая её, можно было бы исправить эту оплошность. Но этого не произошло и пока не предвидится.
Один из энтузиастов обратился в районную администрацию с предложением одной из улиц станицы Старонижестеблиевской присвоить имя Г.М. Концевича. Ответ по поручению главы муниципального образования Красноармейского района Ю.В. Васина за подписью Л.В.Сидоркиной – начальника управления по социальным вопросам – он получил поразительный. В нём говорилось, что "станичники свято чтут и гордятся своим земляком". Однако присвоить улице его имя "не представляется возможным". Без каких-либо объяснений того, что же подразумевается под этими возможностями… И можно было бы согласиться с районной администрацией, если бы тут же не демонстрировалось, что такие возможности есть.
В станице долгое время сохранялась довольно казусная ситуация, когда перед детской школой Искусств находился памятник М.И. Калинину. Как понятно, не самому большому музыканту или деятелю культуры. Когда-то в здании нынешней школы Искусств находилось правление колхоза, носящего имя М.И. Калинина. И тогда памятник этот был вполне уместен. Тем более что он довольно искусен. Но теперь… И вот совсем недавно памятник народному старосте, не без помощи краевой администрации, был перенесён на другое место.
По всякой логике теперь напрашивалось, что перед детской школой Искусств должен быть установлен бюст Г.М. Концевича в год его 150-летия. Тем более что талантливый известный скульптор Константин Чернявский уже работает над ним. Работы Константина Чернявского установлены во многих регионах России, в том числе и в г. Сочи – памятник благоверным Петру и Февронии.
Однако на том месте, где должен быть бюст Г.М. Концевичу, срочно сооружается… фонтан. Почему именно фонтан, неизвестно. Видимо, для поднятия у станичников оптимизма. Хотя остатки старого фонтана, так и не фонтанировавшего с семидесятых годов прошлого века, находятся поблизости.
Но в довольно спешном сооружении фонтана поражает другое. К нему уже выкладываются широкие дорожки из такой, по всей видимости, недешёвой плитки, свидетельствующие о том, что возможности как для переименования улицы, так и для установки небольшого бюста Г.М. Концевичу всё-таки есть… Нет чего-то иного.
Поразительно, что в "Календаре праздничных дней, памятных дат и знаменательных событий Краснодарского края" на 2013 год 150-летие выдающегося фольклориста и композитора не значится. Но зато 18 ноября отмечено как день рождения Деда Мороза, хотя известно, что "родился" он не в Краснодаре, а в Устюге. По такой логике можно отмечать и день бабы-яги или, скажем, Кощея Бессмертного… Но только не выдающихся людей, внесших неоценимый вклад в культуру и жизнь Кубани и России в целом.
Может быть, станичная и районная администрации относятся столь предвзято лишь к деятелям культуры? Как бы не так. В станице Старонижестеблиевской до сих пор нет ни улицы, ни бюста в честь выдающегося конструктора артиллерийских систем периода Великой Отечественной войны, генерал-полковника, Героя Социалистического Труда, четырежды лауреата Государственной премии Василия Гавриловича Грабина (1900-1980). О столь знаменитом станичнике свидетельствует лишь пушка ЗИС-3, установленная в парке, которую исхлопотал для станицы вот уже около тридцати лет назад всё тот же писатель Пётр Иванович Ткаченко. За все эти годы назвать одну из улиц именем конструктора В.Г. Грабина тоже "не представилось возможным".
Может быть, столь знаменательный юбилей Г.М. Концевича прервёт это беспамятство, граничащее с каким-то упорным и последовательным историческим вандализмом, при котором никакого благонамеренного и цивилизованного жития быть не может.


В. КАВУН,
Краевед