Культура:

Благодарю жизнь! 

23.09.2024

К шестидесятилетию творческой деятельности художницы Галины Забелиной

Автор: Татьяна Соколинская

621

С 19 сентября по 16 ноября 2024 г. краснодарская «Художественная галерея «САНТАЛ» представляет персональную ретроспективную выставку Члена Союза художников РФ, заслуженного деятеля искусств Кубани, художницы Галины Константиновны Забелиной. В экспозицию вошло 53 произведения живописи и графики, созданные с 1964 по 2024 год. На выставке также представлен каталог живописи мужа художницы Вячеслава Тахтамышева (1941–2011).

Выставка проводится в Год семьи в России и 65-летия образования художественно-графического факультета КубГУ.   Галина Константиновна Забелина родилась 13 февраля 1941 года в Тбилиси. Ее отец – Константин Забелин – родом из ярославских дворян – был артистом театра и кино и большим любителем искусства. В 1958 году она приехала в Краснодар и поступила на физико-математический факультет Краснодарского пединститута им. 15-летия ВЛКСМ. В 1959 году открылся набор на факультет изобразительного искусства и труда (переименованный впоследствии в художественно-графический), который располагался в том же здании. И Забелина резко изменила свою судьбу, раз и навсегда связав свою жизнь с искусством.

Сдав необходимые экзамены, она перевелась со второго курса на первый нового факультета, который готовил учителей рисования и труда. Это были годы, когда на Кубань приехали работать молодые художники-преподаватели из Москвы, Харькова, Нижнего Тагила – Г. В. Беда, Л. И. Лунин и И. Т. Лунина, Г. М. Кошельников, Ю. Н. Шальнов, В. А. Нукало. Здесь на худграфе Галина встретила свою первую и единственную любовь – Вячеслава Тахтамышева, который впоследствии стал одним из известных на Кубани живописцев. Забелина выбрала для себя графику, чтобы не было соперничества с любимым человеком.

По распределению Забелина поехала работать в Кореновск, в общеобразовательную школу №3, но уже через месяц ее пригласили на художественно-графический факультет, где она прослужила до 2004 года, преподавая рисунок, живопись, композицию, а также станковую графику. С тех пор художница развивалась и как график, и как живописец. Она работала почти во всех техниках тиражной и оригинальной графики, станковой и книжной, а впоследствии увлеклась и фотографией, увидев в ней один из видов изобразительного искусства. Галина Забелина – мастер книжной графики и плаката. За многие годы она оформила десятки видов печатной продукции (к примеру, плакаты о вредоносных и полезных растениях, о необходимости сохранения растительности России), работала с краснодарским (роман Бориса Васильева «А зори здесь тихие») и майкопским издательствами (Гарий Немченко «Красный петух - примутрок», сборник стихов пяти русских поэтов на адыгейском языке – Пушкина, Некрасова, Маяковского, Есенина, Лермонтова).   За свою творческую жизнь Забелина создала более 1000 законченных произведений и эскизов. Она работала в Краснодаре, Ленинграде, Подмосковье, станицах Шабановке, Андреевской, в поселке Бетта.

В период преподавательской деятельности часть творческих работ, особенно гравюр, была создана на курсах повышения квалификации в Москве и Ленинграде, в Доме творчества «Челюскинская» и в Ленинградском институте живописи, скульптуре и архитектуре им. И. Е. Репина. Это графические серии пейзажей – «Краснодар», «Загорск», «Ленинград», «Подмосковье», «Природа Кубани». А из живописных любимых ее жанров – натюрморт, реже – портрет и пейзаж.     Еще в студенческие годы Галина была очарована творчеством художников Серебряного века, модерна, в котором преобладало плоскостное начало, стилизация и упрощение. Особенно ей нравилась Анна Остроумова-Лебедева – единственная женщина среди объединения «Мир искусства». В то же время предметом увлечения ее будущего мужа был Михаил Врубель, и это вызывало бурную негативную реакцию у Георгия Васильевича Беды – автора диссертации и монографии по теории живописи. Начинающие художники мыслили родственно, осознавая необходимость соединить «времен связующую нить». Имея общую цель, они избрали для себя разные языки. Творческая жизнь началась в 1964 году, когда ее работу «Студентка» (Бумага, тушь) взяли на Всесоюзную художественную выставку «Зона Юга». Это был первый год ее преподавательской работы на худграфе. В небольшом графическом листе чувствовались монументальные черты «сурового стиля». Парадный, репрезентативный портрет худенькой студентки с блокнотом в руках отвечал запросам эпохи шестидесятников с их романтическим стремлением к созиданию нового светлого будущего. Это был большой успех и признание у коллег и, вероятно, у молодой публики, видевшей себя в этом образе юной девушки, которая была героиней того времени. Она изображена почти в полный рост, в контражуре, на фоне большого окна факультета, за которым мы видим маленькие фигурки студентов, расходящихся после занятий. Вспоминаются студенческие диспуты того времени о месте художника в обществе и истории.  

В студенческие годы закладывалась не только эстетика, но и отношение к жизни. Природа стала альфой и омегой ее творчества, а городской пейзаж – основным жанром. Художница любила не южное буйство красок и растительности, а переходные состояния природы. Созерцательное отношение к окружающему миру, бережное любование им, стремление сохранить свое чувство и передать это на листе сочеталось с возвышенным состоянием ее души. Два молодых деревца, только начинающие цвести («Весна. Затон». 1972. Бумага, тушь) – это как два любящих сердца, еще не искушенные в жизни, с надеждой предстают перед нами.   Работа «Весенние хороводы» (1977. Бумага, тушь, перо) тоже о весне. Хороводы ведут все: проснувшиеся кроты вокруг дерева, стадо овец на заднем плане, радующихся молодой травке, ветки огромного стареющего дерева, на котором набухают листья. И сама Весна в весеннем хороводе. Художница начинает мыслить метафорами, наполненными пантеистическими гимнами природе. Об этом же и «Автопортрет из осенних листьев Летнего сада» (1978. Бумага, уголь). Юная женщина с венком на голове, словно иллюстрация античного или славянского мифа, представляет идеи о единстве природы и человека. Романтическая эстетика, которая обожествляла природу и в которой художественный образ принадлежал и небу, и земле, привлекала внимание Забелиной. Но столкновение двух стихий в целом происходило мирно («Зимняя сирень». 2005. Бумага. пастель), потому что гармония у нее была главным критерием истины и красоты и основой творчества.   Галина Константиновна – человек, которому хотелось достичь в профессии многого, она постоянно искала, экспериментировала. Но самое главное – находила себя. Первый офорт («Цыганка».1963. Бумага, сухая игла) был сделан под руководством В. Г. Зайцева на третьем курсе. В нем уже стали намечаться черты поэтического отношения к жизни, преобладание впечатлений от увиденного.   Эти качества проявились в последующих сериях гравюр. Излюбленной техникой тиражной графики стал офорт (мягкий лак). Цинковую пластину закатывают специальным мягким (срывным) лаком, потом кладут на нее бумагу и рисуют карандашом. И когда бумагу снимают, то лак срывается по рисунку. Подготовленную к травлению доску (твердым лаком покрываются края и тыльная сторона)опускают в кислоту и травят. После того, как доску вытаскивают из кислоты, с нее снимают лак керосином и набивают краску, которую потом снимают ладонью, и она остается только в протравленных линиях. После чего печатают на офортном станке. В результате получается карандашная техника, похожая на рисунок по бархатистой бумаге. Забелина много лет преподавала композицию, но сама постоянно экспериментировала с плоскостью и пространством, образами на переднем и заднем плане, избегая формальной компоновки. Для нее всегда был важен смысл.  В офорте «Абрикос зацвел. Весна» (1980. Бумага, офорт, мягкий лак) изсерии «Кубань» художница добивается единства динамики и покоя. В зацветающих ранней весной абрикосовых деревьях передается вибрация колышущихся под ветром листьев и цветов. Это главные, репрезентативные образы, за которыми целый ряд тополей, замыкающих пространство слева. И излюбленный прием – это взгляд направо и вверх – в бесконечную даль. Ей удалось, кажется, передать запах свежевспаханной земли, изображенной справа, ближе к переднему плану. И это без цвета, одной выразительной и гибкой линией. Другим видом гравюры, которую художница любила и в которой работала достаточно часто, была литография.  Для литографии используют шлифованный известняк, на который наносится рисунок специальным жирным литографским карандашом. Камень травят кислотой и для печати кладут его на специальный станок. Смачивают камень водой и начинают валиком накатывать краску, которая фиксируется только на изображении. Накрывают бумагой и сверху опускают специальный пресс. В результате получается изображение, необходимое художнику. В литографии «Деревья Летнего сада» из серии «Ленинград» (1978. Бумага, автолитография) представлены «портреты» старых дореволюционных, скрюченных деревьев, в изогнутых стволах которых автор увидела лица сказочных персонажей – леших, водяных… Она часто олицетворяла природные объекты, наделяя их антропоморфными чертами.  

Творчество Забелиной во многом личное, связанное с ее семьей, мужем, воспоминаниями о начале их совместной жизни («Воспоминание». 1980. Бумага, тушь, перо), о встречах на творческой даче «Челюскинская», куда однажды приехал Вячеслав на три дня из Уренгоя по дороге в Краснодар («Осенний букет. А за окном дождь, дождь». Бумага, тушь, перо, аппликация, цв. карандаши; «Зимка». 1989. Бумага, акварель). В литографии нередко   художница использовала цвет. Он всегда был подчинен логике рисунка и связан с ним в единое целое. Ей хотелось создать нежное, уютное пространство, более декоративное и изысканное («Загорск. Первый снег». 1989. Цветная автолитография). Здесь гармонично сочетался передний план с неглубокой перспективой.     Галина Константиновна в период работы на худграфе еще преподавала в Краснодарской художественной школе № 3 (Филиал «Юбилейный»). Она вела рисунок, живопись, батик и различные виды печатной графики. Ученики знакомились, в частности, с такой редкой и, на первый взгляд, простой техникой, как прорезная трехцветная гравюра, дающая основы знаний для будущего художника- графика.   Графические серии последнего периода выполнены в оригинальной технике. И, как правило, это дополнение к многочисленной серии «Кубань» («Февраль на Кубани». 2021. Бумага, гелиевая ручка). Художница рисует, создает образ родной земли, которая не перестает ее удивлять и восхищать. Это снова пейзаж и снова переходное состояние от холода к теплу и свету. Живопись у Забелиной всегда сопутствовала графике. В ней шло развитие пластических идей, которые невозможно осуществить средствами черно-белой и даже цветной графики. Натюрморт был за редким исключением тем жанром, в котором осуществлялось стремление окунуться в магию цвета и света. Но врожденное чувство меры не позволяло вырваться упорядоченным формам в безбрежный океан стихийных сил. Забелина – мастер полутона. Картина мира в живописных откровениях художницы, может быть, еще более строгая, чем в графике. Иконография цветочных натюрмортов тяготеет к своего рода парадности. Они могут быть более или менее декоративными, но почти всегда величественны и гармоничны. Художница одушевляет цветы и другие предметы, наделяет их человеческими качествами. Ранние натюрморты тяготели к классической технике старых мастеров – лессировкам и сдержанному отношению к цвету, в более поздних работах цвет стал более открытым и жизнеутверждающим.       

Классика и современность, реализм и импрессионизм, цвет и линия, природа и человек – все проникнуто благородством, сдержанностью, чувством собственного достоинства, ясностью и выразительной простотой. Забелина не искала себя ни в авангардных стилях ХХ века, ни в соцреализме. Она вообще всегда была чужда крайностей, развивая традиции и экспериментируя с архетипами русской культуры Х1Х – начала ХХ веков: от Золотого до Серебряного века. Прослужив 40 лет преподавателем художественно-графического факультета, она во многом сформировала поколение художников, для которых главным было ответственное отношение к ремеслу, стремление довести работу до логического конца, верность культурным художественным традициям. Среди ее учеников – многочисленные российские художники, живущие в Краснодаре и других частях РФ.  

Искусствовед, член АИС Татьяна Соколинская