Культура:

Борис АЙРАПЕТОВ: «Для души пою, а не для славы…»

05.05.2014

В Сочинском органном зале с большим успехом прошел аншлаговый юбилейный концерт «Для души пою, а не для славы…» солиста Сочинской филармонии Бориса Айрапетова. Вместе с юбиляром на сцену выходили оркестр народных инструментов «Русский сувенир» имени П.

1027

В Сочинском органном зале с большим успехом прошел аншлаговый юбилейный концерт "Для души пою, а не для славы…" солиста Сочинской филармонии Бориса Айрапетова. Вместе с юбиляром на сцену выходили оркестр народных инструментов "Русский сувенир" имени П.И. Нечепоренко под управлением главного дирижера заслуженного артиста России Вячеслава Абрашкина, квартет народных инструментов "Сочи – Сюрприз", а также коллеги и друзья артиста. Вел программу заслуженный работник культуры РФ Александр Трошев

Имя Айрапетова хорошо знакомо сочинцам, а вот вехи творческой и весьма любопытной биографии известны немногим. На свет Борис Петрович появился в 1938 году в Карачево-Черкесии в станице Зеленчукской. Его отец погиб во время войны. Мама воспитывала сына одна, перебиваясь на нескольких работах. Поэтому мальчик был нередко предоставлен сам себе, и большое участие в его жизни приняла улица, "выковавшая" норовистый, независимый характер. Боря не отличался послушанием и примерным поведением, нередко убегал из дома, побывал в приюте и детдоме – рос далеко не "паинькой". Видимо, тогда и сформировались ершистая прямота Айрапетова, бесхитростность и обостренное чувство справедливости.
Артистизм Бори – от отца. По рассказам мамы, мальчик знал, что тот хорошо пел и танцевал. Эх, если б не Великая Отечественная!.. Зеленчук был оккупирован немецко-фашистской армией. К пленным в Стране Советов всегда относились с подозрением. Вот и на судьбе Айрапетова тень неблагонадежности оставила свой отпечаток – помешала осуществлению мечты об учебе в Суворовском военном училище.
В 1956-м Борис окончил фабрично-заводское училище по специальности "столяр-краснодеревщик". Тогда же вместе с мамой он переехал на постоянное место жительства в Адлер, где по полученной профессии успешно проработал до армии. С 1958-го четыре года Борис Петрович нес службу на Северном флоте в спортроте. Занимался боксом, играл в водное поло (был вратарем), получил дополнительное образование водителя, пел во флотской самодеятельности. Но и тут его принципиальность чуть не довела до дисбата – дал сдачи задиравшему офицеру.
В 1961-м по окончании службы Айрапетов поступил водителем в сочинский аэропорт, находившийся в те годы в структурном подчинении у Ростовского авиапредприятия. Бориса, с его теплым и проникновенным тенором, пригласили в местный самодеятельный ансамбль, где талантливого певца приметила Зоя Ивановна Кравченко, ставшая впоследствии его первым профессиональным педагогом по вокалу. Именно она поставила Борису Петровичу голос, привила культуру и эстетику исполнительского мастерства.
Вскоре творческий коллектив за особые достижения наградили поездкой на фестиваль-смотр самодеятельности в Москву. Там музыканты завоевали особое расположение жюри и столичной публики, удостоились звания лауреатов. А по возвращении попали в неприятную историю, имевшую роковые последствия.
На одном из концертов в Ростове, когда репертуар был исчерпан, а публика все вызывала и вызывала на бис, Борис Петрович по предложению коллег исполнил шуточную песенку "А я – умный армянин". В безобидном, на первый взгляд, тексте бдительные ценители прекрасного от партийных органов разглядели вбивание клиньев в межнациональную дружбу. Разразился страшный скандал. Айрапетова и тех, кто его подначивал на "аполитичную акцию", едва не уволили из аэропорта, а весь ансамбль от греха подальше оперативно расформировали.
Но если судьба что-то у нас отнимает, то тут же что-то предлагает взамен. Замминистра гражданской авиации Российской Федерации, обративший внимание на незаурядного авиатора, отправил документы Айрапетова в высшее авиационное училище. Дескать, почему бы не вырастить из него начальника аэропорта?! Но Борис после длительных размышлений поблагодарил высокопоставленного чиновника за участие и… отказался от карьерных перспектив в авиации. Вместо этого в 1964-м поехал на Всероссийский конкурс авиационной самодеятельности в Ленинград, вновь получив признание и диплом лауреата.
По словам Бориса Петровича, он всю жизнь догонял "уходящий поезд". Экзамены в школе сдавал экстерном, в спешке наверстывая учебную программу и упущенное из-за своевольных отлучек время. Точно так же и в творчестве. Однако лавры победителя в "Городе над вольной Невой" позволили в Сочи компенсировать вынужденные простои и заминки: Айрапетова стали включать во все городские концерты на площадях и стадионе. Он солировал в ансамбле "Чайка" под руководством Бориса Дмитриевича Кудрина, выезжал в составе творческих коллективов с выступлениями за границу.
На волне успеха молодого и одаренного певца по направлению Сочинской филармонии отправили на учебу в Москву во Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства, где его наставником стал Георгий Павлович Виноградов, известный в Союзе лирический тенор, один из первых исполнителей песни Матвея Исааковича Блантера "Катюша". Айрапетова он называл "вторым Лемешевым" и пророчил ему на эстраде звездное будущее.
В то же время в эту мастерскую для постановки новой концертной программы директор Сочинской филармонии Семен Яковлевич Инкин командировал филармонический ансамбль "Русский сувенир" под управлением Вячеслава Ильича Абрашкина. Созданием программы занялись поэт Николай Иванович Ножкин и композитор Давид Федорович Тухманов. Однако программа, ориентированная на курортную публику и названная "У самого синего моря", получилась не очень удачной, или, как говорят профессионалы, халтурной. Заказчик – Семен Яковлевич Инкин – отказался принимать ее в таком виде, потребовал возвращения аванса, забрал артистов и вернулся с ними в Сочи.
Директор Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства Леонид Семенович Маслюков схватился за голову – Ножкин и Тухманов не признавали свое поражение, а на концертные декорации уже были потрачены большие деньги. Поэтому Маслюков отрядил для переговоров с директором Сочинской филармонии сочинца Бориса Айрапетова. И как тот ни упирался, объясняя, что не имеет к проекту никакого отношения, вынужден был несколько раз с щекотливой посольской миссией ездить домой. Благо, в спокойные советские времена знакомые пилоты могли провести на борт самолета бесплатно.
Но все усилия оказались тщетны – Инкин был непреклонен: "деньги платить не за что". А тут в московской мастерской наряду с невыполненным заданием Маслюкова у Бориса Петровича случился неприятный казус с одним из педагогов, невзлюбившим Айрапетова за то, что перспективный вокалист стал не его учеником, а Георгия Павловича Виноградова. Ревнивый наставник, проходя мимо Бориса, всякий раз задевал строптивца плечом, как бы напоминая о "неверном" выборе. И однажды Айрапетов не выдержал – отзеркалил толчок, да так неудачно, что педагог оступился и упал с лестницы, получив множественные переломы…
Возбуждать уголовное дело не стали, однако Борису Петровичу пришлось покинуть стены учебного заведения и вернуться в Сочи – в концертную программу "У самого синего моря". А когда весть о московском происшествии дошла до директора Сочинской филармонии, приказ об увольнении не замедлил себя ждать.
И вот перед Айрапетов вновь замаячила баранка водителя в Сочинском аэропорту. Но тут его пригласил на московские гастроли Рэм Иванович Джохая, руководитель хора таксистов, гремевшего в ту пору. На концертах в Москве на молодого и талантливого исполнителя обратили внимание руководители Министерства культуры РФ. А Семена Яковлевича Инкина на посту директора филармонии тем временем сменила Татьяна Дмитриевна Попова, предложившая Борису Петровичу вернуться в солисты.
Министр культуры Российской Федерации Юрий Серафимович Мелентьев, услышав на одном из концертов в Сочи выступление Айрапетова, назвал его самородком и поручил своему заместителю Владимиру Васильевичу Кочеткову опеку над творческой судьбой певца. Бориса Петровича тут же приняли в Сочинское музыкальное училище на класс вокала к Виктору Васильевичу Кузнецову. Четыре года тот обучал коллегу секретам мастерства. Борис Петрович до сих пор величает друга c любовью – "Профессор".
История жизни юбиляра навевает в памяти строки известной песни из детского кинофильма:

Что же это делается в мире,
Что же это сделалось с людьми?!
Турниры отменили,
турниры отменили,
Как будто нет на свете ни отваги, ни любви!

Конечно, плащ мушкетера Борису Айрапетову был бы к лицу не меньше, чем эстрадный костюм. Ведь в мире эстрады клеветников и завистников всегда было немало. Но, несмотря на это, Борис Петрович всегда с честью и большим достоинством нес гордое звание солиста Сочинской филармонии.
С программами, включающими народные песни и популярные песни советских композиторов, артист объездил всю страну, был на гастролях в Афганистане, Монголии, Турции. А с хоровой капеллой "Камерата" представлял русское искусство в городах Испании. Репертуар Бориса Айрапетова широк и разнообразен: романсы русских композиторов, арии из оперетт, народные песни. Певец активно сотрудничает с известными сочинскими коллективами – оркестром народных инструментов "Русский сувенир" и квартетом народных инструментов "Сочи – Сюрприз".
В декабре 2013 года Борису Петровичу исполнилось 75 лет. Окидывая мимолетным взглядом этот долгий и трудный, но счастливый жизненный путь, невольно проводишь параллель с биографией героя фильма "Музыкальная история" – шофера Пети Говоркова, имевшего от природы уникальный голос. Роль Пети блистательно исполнил Сергей Яковлевич Лемешев, с которым Айрапетова в течение жизни заслуженно сравнивали не раз. Несмотря на столь почтенный возраст, артист и сегодня полон творческих сил и идей, а прекрасный голос Бориса Петровича звучит молодо и свежо, в чем убедились все, кто собрался в Органном зале поздравить певца с юбилеем.

Виктор ТЕРЕНТЬЕВ