Как найти золотую середину между желанием состояться и необходимостью заработать на жизнь?
4115
Как найти золотую середину между желанием состояться и необходимостью заработать на жизнь?
Уже восьмой сезон в поселке Лазаревский, что является частью большого Сочи, действует проект под названием «Гастрольное лето». Его автором является режиссер Лариса Александровна Торженсмех. Много лет она мечтала о создании своего театрального дела. Ученица великого мастера Зиновия Корогодского, она плодотворно руководила народным театром. Теперь ее детищем стал частный театр, который ныне называется Камерным. Его учредителем стал Валерий Федорович Посаднов. Обязанности художественного руководителя взяла на себя Лариса Александровна. Эта семейная пара и творческий тандем в некотором роде уникальны, а потому заслуживают, чтобы о них узнали те, кто ропщет на то, что время сегодня плохо приспособлено для творчества.
В Камерном у каждого своя роль. Валерий Федорович отвечает за сложное техническое обеспечение (театр – это сложный творческий и инженерный организм). Но здесь система работает без сбоев и ни о каких интригах речь идти не может. Лариса Александровна – генератор творческих идей, ее супруг – технических. Здесь есть, к чему стремиться. Впереди планы по созданию своих спектаклей, благо артистов незанятых сегодня в стране предостаточно.
Сезон – круглый год
С осени по весну плодотворно работает детская студия. Но сегодня лето, дети на каникулах. Однако жизнь в маленьком театре на 80 мест не замерла. Наоборот, летом театральная жизнь в разгаре! Со всех концов страны сюда съезжаются театры все эти семь волшебных лет. Это значит – новые встречи и знакомства, совместный труд, дружба и расставания, может быть, навсегда.
Антрепренерская деятельность в широком смысле этого слова только зарождается в нашей стране. Нет, конечно же, ездят по стране отдельные «звезды» театра, кино и ТВ. Но актеров и режиссеров в стране намного больше, а страсть к театральному эксперименту со времен Станиславского и Мейерхольда никуда не делась. Ее не могут отменить ни экономические трудности, ни страсть к гламуру последних десятилетий, ни успехи шоу бизнеса. Насыщенная летняя жизнь Лазаревского Камерного театра – ярчайшее тому подтверждение. За семь лет здесь побывали театры из Москвы, Санкт-Петербурга, Сергиева Посада, Перми, Хабаровска, Барнаула, Новосибирска и многих других городов. За лето здесь можно посмотреть около 150 спектаклей! В этом году подали заявки уже 12 театров.
Гольдман в поисках правды жизни
В середине июля, когда в Краснодаре театры на каникулах, я отправилась в Лазаревскую, чтобы посмотреть спектакли разных театров, прибывших на гастроли в Камерный. Собственно, первый коллектив еще не вполне оформился в театр. Главный режиссер Ставропольского театра кукол Григорий Гольдман и актриса того же театра Надежда Дробышева начали свое знакомство со зрителем со сцен из пьесы Жана Ануя «Антигона». Написанная в разгар войны, в 1942 году она вышла на подмостки Парижа. Это был тот момент, когда Франция переживала немецкую оккупацию. Естественно, старый миф не мог не быть ассоциирован с ситуацией за окнами театра. Перед нами две правды, правителя Креона, защищающего позицию верховной власти, и его юной племянницы Антигоны, бросающей этой самой власти вызов. Правда не одна, их как минимум две, а то и несколько. Маленькой и худенькой девочкой в коротком платье и тонкими косичками предстает перед нами Антигона Надежды Дробышевой. Она играет в песочек, ее ждет впереди успешный брак и счастливая жизнь, но она все решает по-своему. Власть непримирима, и Креону предстоит трудный выбор: простить или казнить отступницу. Он вынужден выбрать второе. У власти нет человеческого лица, она всегда воплощает только плохое, считает режиссер. Но Григорий Гольдман еще выступает здесь как актер и в образе Креона он являет нам образ немолодого мужчины, которого нам бесконечно жаль. Ведь любой из его выборов станет неверным. Он заложник ситуации. Его жизнь тоже полна разочарований. Увы.
Вызывает сострадание и герой моноспектакля «Елочка» по пьесе современного писателя Алексея Слаповского. Перед нами экзистенциальная драма, где человек существует по законам жанра за гранью отчаяния по ту сторону добра и зла. Все самое плохое с этим персонажем уже случилось, и он обречен вести бесконечный спор с женой, которой уже нет в живых. Кто здесь прав, кто виноват, разобраться уже невозможно. Да и стоит ли? Он продолжает жить в этом своем частном аду и даже в этом существовании находит некий странный смысл и удовольствие. Интересна история создания спектакля: Слаповский однажды написал, а потом потерял эту свою небольшую, но насыщенную смыслом пьесу. А потом в глубинах интернета ее отыскал для своей постановки режиссер. Григорий Гольдман сам талантливо исполнил главную роль. Началось рождение нового сюжета, что доставило большое удовольствие автору, признавшему постановку успешной. Теперь ее видели уже многие фестивальные подмостки страны.
Но вернемся в Камерный театр. Зритель здесь свой, особенный, и, конечно же, подчас ему, приехавшему отдохнуть или живущему здесь, хочется просто комедии. Наверное, этим следует объяснить тот успех, что пришелся на долю другого спектакля проекта.
Корень растет вверх
Молодежный театр из Сочи привез на следующий день постановку в этом жанре. 13 июля на сцене Камерного театра было показано представление «Два в одном, или хроники семейной жизни». Первый акт – пьеса Андрея Курбского, драматурга начала ХХ века, «В дамском белье, или ливмя лил дождь». Действие перенесено в наши дни, и вот мы видим артиста Рудольфа Карловича Воскресенского, попадающего из-за дождя в дом своей поклонницы. Ее играет одна из ведущих актрис театра Кристина Чолокян. А тут, как в анекдоте: муж возвращается из командировки. Точнее, это дальнобойщик Коля, которого с блеском исполнил главный режиссер, он же директор, он же антрепренер театра Максим Корень. Публика, которой в этот вечер было много (некоторые взрослые люди даже согласились сидеть два акта на знаменитых подушках, что театр предоставляет, как правило, детям), признала в Коле знакомый им типаж.
Во второй части перед нами была разыграна знаменитая пьеса Эдуардо де Филиппо «Риск». Это история про семью, где муж в порыве итальянских страстей постоянно пытается пристрелить свою жену, после чего она, что называется, становится шелковой. За всей этой кутерьмой с ужасом наблюдает давний друг хозяина. Стоит ли говорить, что роль мужа вновь достается Максиму Корню, которую он играет в других акцентах, но так же весьма смешно, не избегая фарсовой, дель’артовской откровенности. Ему можно, он актер профессиональный. В 2004 году Максим окончил актерский курс у профессора Валентина Теплякова в ГИТИСе (ныне РАТИ). В 2013 году он создал свой театр, где труппа большей частью профессиональная. Петр Куксов его партнер по образованию, врач, а не актер. Если в первой водевильной одноактовке он демонстрирует травестийность, переодеваясь в женское платье, то здесь он более - менее в своей шкуре. Его гость в «Риске» все время демонстрирует такое удивление и даже потрясение от увиденного, что это не может не вызвать смех. Талантливая работа обоих артистов, а также актрисы Нины Воскресенской не оставили равнодушными не только зрителей, но и жюри международного театрального фестиваля «KULTURONTOUR» в городе Бремен (Германия), откуда наши артисты вернулись победителями.
Однако эта поездка не была настолько уж радужной. С какого-то момента чиновники проявили странную «заботу». На просьбу дать возможность сыграть на кассу девять спектаклей, дабы самим заработать денег на поездку, Максим вдруг натолкнулся, как водится, на препоны и рогатки. В одной из сцен «Риска» в соответствии с авторской ремаркой появляется пистолет. Полетело обвинение в пропаганде насилия или что-то в этом роде. Собралась комиссия из представителей заинтересованных ведомств. Ни одного театрального критика или театроведа на совещание приглашено не было. Никто из обвинителей спектакля, естественно, не видел. Даже во времена советской цензуры такое, наверное, себе представить было не возможно. Пришлось театру влезть в долги, впоследствии познакомиться со службой коллекторов. Так что победители получили от «благодарных» земляков по этому поводу по полной программе.
Но они продолжают заявлять о себе, мечтают выехать на фестиваль самостоятельных актерских работ в Краснодар. Максим мечтает вступить в ряды членов союза театральных деятелей. А еще поступить на режиссуру в РАТИ (ГИТИС). Он считает, что ему еще есть, чему учиться. Он помнит своих первых учителей, например, своего режиссера в Сочи, ученицу Петра Наумовича Фоменко Напалову Марианну Викторовну. Она, к сожалению, несколько лет назад рано ушла из жизни.
Максиму 35 лет, он полон сил и желания работать. У его театра очень любопытный репертуар. Это и моноспектакль актрисы Нины Воскресенской «Эдит Пиаф», где на великую певицу здесь решили взглянуть с точки зрения ее двоюродной сестры, есть спектакль «Роман в чешуе» по пьесе Нила Саймона «Последний пылкий влюбленный». А еще оригинально прочитана пьеса Патрика Зюскинда «Контрабас». В версии театра название звучит так: «Он, она и контрабас» или «Страсти по контрабасу» и включает в себя трех персонажей. И уже почти готов к выпуску спектакль «Девчонки» по повести Светланы Алексиевич, лауреата Нобелевской премии за произведение «У войны не женское лицо». В Москве уже шьют на заказ аутентичную военную форму времен Великой Отечественной. В 2008 году вместе с Марианной Напаловой был создан моноспектакль по пьесе английского драматурга Марка Равенхилла «Продукт». И он также гастролировал в эти дни в Лазаревском. Афиша уведомляет: «Людям, лишенным чувства самоиронии, просмотр не рекомендуется!!!».
Комедия? Фарс? Скетч? Зритель останавливается в задумчивости. Компания москвичек долго после спектакля не желала расходиться. «Мы будем долго думать об этом спектакле, и когда будем завтракать, и когда будем загорать на пляже», – говорили музыкантши из столицы.
И в самом деле, спектакль необычен. Искренне и подробно Максим Корень (а это моноспектакль) препарирует историю любви успешной бизнес леди и антиглобалиста (можно прочесть и террориста), возникшей вдруг и, кажется, ниоткуда. Современно брошенный взгляд на ситуацию, ее почти бесстрастный анализ на фоне изысканной музыки создают именно продукт для гурманов. Здесь нет мелодраматизма, надрыва или романтического флера. От жесткости материала внутри возникает какое-то чувство странной терпкости, а от него – необычного удовольствия. Так вот она какая, современная любовь, как все просто и как все сложно! И поскольку это действо завернуто в хорошую упаковку из внятной речи, где даже обсценная лексика звучит весьма кстати и кажется проявлением хорошего вкуса, точной продуманной пластики, талантливой фабулы, получаешь подлинно зрительское удовольствие. Остается ощущение, что ты побывал там и тогда, где тебе надлежит быть в сегодняшнем дне.
Знакомство с новым материалом – давно забытая задача театра. Он и раньше знакомил людей с сюжетами. Но кто не знает их нынче? Поэтому новое ощущение, как всякая редкость, радует слух и зрение. Мы замечаем, что артист с нами заодно, что он опытным жестом направляет наше внимание по хитросплетениям сюжета. «Чем же все закончится?» – испытываем мы давно забытое волнение.
В Лазаревской вызрело окончательно убеждение, что частные театры, частные театральные инициативы – это не разовые пробы, а заявившие о себе театральные коллективы, которые способны конкурировать. Они должны существовать. Ибо «академические гробницы», как, может быть, несколько резко называет их режиссер Максим Корень, имеют шанс выжить только там и тогда, где есть потоки, пусть пока не очень бурные, авангардных форм. Я решила для себя пристальнее наблюдать за жизнью этих театров. Тем более, что «Гастрольное лето 2017» в Камерном театре поселка Лазаревский продолжается. А под занавес скажу, что Лариса Торженсмех и Максим Корень договорились дружить домами. Это тем более актуально, что у сочинцев нет своего помещения. Кстати, в Сочи, именующего себя гордо – культурной южной столицей России – нет ни одного государственного театра. Зато, как выяснилось теперь, есть весьма перспективный – частный.
Елена Петрова
Театровед.
"Антигона"
"Продукт"
"Елочка"
"Риск"