В поисках уникальной музейной коллекции краснодарского фарфоро-фаянсового завода
2499
Я стараюсь не верить в предопределённость событий, но тут, что называется, сошлось. В художественной галерее «Сантал» 13 февраля отмечали 90-летний юбилей известного кубанского художника Николая Туркова. А накануне в одном из краевых изданий вышла статья об успехах относительно нового ООО ПКФ «Кубаньфарфор», считающегося правопреемником знаменитого фарфоро-фаянсового завода «Чайка». Сам собой возник вопрос о судьбе уникальных экспонатов заводского музея – главного детища супругов Турковых.
Вместе с заместителем главы по социальным вопросам г. Краснодара Лилианой Егоровой мы отправились с поздравлением в мастерскую юбиляра. Ветхая крошечная пристройка словно прилепилась к старинному запущенному особняку в центре Краснодара, в котором располагается Краснодарское отделение Союза художников Кубани. На фоне этой «уходящей натуры» ровесник века Николай Турков выглядит особенно стильно. Художник показал несколько новых работ, написанных недавно левой рукой. В январские снежные заносы Николай Петрович поскользнулся и сломал правую руку. Для иного это равносильно потере профессии. Но Турков по этому поводу не комплексует, даже чёрная лангетка придаёт ему особый шарм. Упреждая мои вопросы, он сам определил главной темой разговора судьбу музейных экспонатов краснодарского фарфоро- фаянсового завода. О собственном творчестве, как я ни пыталась его разворошить, говорил без интереса, как о чём-то всем давно известном. Для тех, кто не знаком с патриархом кубанских художников, напомню, что Николай Турков является ещё и основателем экспериментального участка при фарфоро-фаянсовом заводе «Чайка».
За 60 лет творческой деятельности созданные Николаем и Эммой Турковыми произведения живописи, керамики, прикладного искусства могли бы заполнить целый музей. Династию художников Турковых продолжили дочь Наталия и сын Виктор. В 2008 году в Краснодаре с большим успехом состоялась выставка «Турковы. Семейный альбом». Но после приватизации витражи, панно из дерева, мозаика, керамика Турковых, украшавшие интерьеры общественных заведений Краснодара, Сочи, Новороссийска, предприятий общепита, были по большей части утрачены. Новые собственники произведениям известных мастеров предпочли евроремонт. А то, что сегодня хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в Москве, в Краснодарском краевом художественном музее им. Коваленко, в частных коллекциях – лишь малая часть созданного ими за долгую творческую жизнь.
– Николай Петрович, что Вам известно о судьбе музея, инициатором создания которого Вы являлись? Какая участь постигла его экспонаты после того, как завод на улице Уральской прекратил свою деятельность?
– В 2008 году члены Краснодарского отделения Союза художников России направили письмо на имя губернатора Александра Ткачёва и председателя Законодательного собрания Владимира Бекетова с просьбой создать отдел фарфора-фаянса при краевом художественном музее им. Коваленко, и все экспонаты, находящиеся в заводском музее, передать безвозмездно с согласия художников на постоянное хранение в музей Коваленко. Письмо это подписали художники: В. Мельник, С. Демкина, Л. Павлова, Н. Уманец и Ваш покорный слуга. На этот момент фонд заводского музея насчитывал 275 единиц хранения, созданных руками известных кубанских художников. Кто-то создавал формы, кто-то – авторскую роспись. Кубанский фарфор участвовал в международных и всероссийских выставках, произведения наших мастеров были отмечены наградами Министерства культуры и Союза художников России, медалями ВДНХ СССР.
– Можно ли говорить о том, что Вашими усилиями была создана школа кубанского фарфора с её неповторимым, узнаваемым творческим почерком, как «Гжель», «Дулево» и другие?
– Мы с супругой поставили перед собой такую задачу и существенно продвинулись в этом направлении. Творческий поиск по части формы, эксперименты с цветовой гаммой постепенно выкристаллизовывали наш кубанский стиль, он был уже осязаем. Но тут грянула перестройка, творческая лаборатория была закрыта, а созданные за долгие годы художниками в стенах завода выставочные образцы: сервизы, предметы декора, бытовые вещицы куда-то разошлись. А ведь это – часть истории нашего края, его культуры.
– После закрытия творческой лаборатории на заводе «Чайка» художники-керамисты перестали создавать свои произведения из фарфора?
– Какое-то время мы работали с керамикой. Построили небольшую печь при отделении Союза художников. Делали штучные экземпляры, но поточного производства, как это было в советское время, уже не было. Соответственно, и стоимость этих вещей существенно выросла. Обычным гражданам они стали уже не по карману.
Николай Петрович в свои 90 лет переживает о том, что край наш – один из немногих, кто лишился собственного фарфорового производства. А вместе с ним красоты в быту стало меньше. Аляповатые фигурки казаков с петухами из глины, заполнившие сувенирные лавки, и художественный фарфор, который украшал наш повседневный быт, – это разные задачи. Не случайно после закрытия производства продукция завода «Чайка» сразу же появилась на аукционах.
Я пообещала Николаю Петровичу Туркову выяснить судьбу коллекции фарфора музея завода «Чайка».
Привычные вещи домашнего обихода с фирменной «галочкой» стали продавать на блошином рынке. Новый собственник перевёл производство в Белореченский район и в корне изменил политику предприятия. Собственное производство сократилось до небольших партий, это больше походит на артель, которая к тому же принимает заказы на роспись чужой продукции. Судя по открытым данным, дела у ООО ПКФ «Кубаньфарфор» идут не блестяще. По последним отчетам за 2020 год, предприятие сработало с убытком в 15 371 000 рублей. Производственная площадка завода «Чайка» на улице Новороссийской в Краснодаре являет собой немой укор тем, кто так легко отказался от известного в России бренда «Чайка».
По всей видимости, новый собственник выжидает время, чтобы избавиться от обременения – сохранять основной вид деятельности (производство фарфоро-фаянсовых изделий). А когда срок закончится, на этом месте, скорее всего, возведут элитную недвижимость. Или очередной развлекательный центр.
Электронный аукцион предлагает сегодня коллекционерам поточные суповые тарелки завода «Чайка» с фирменным клеймом в «тесте», как редкие предметы. Полистав каталог, я увидела отдельные разрозненные предметы чайных и столовых сервизов, выпущенных заводом «Чайка».
Печально, что полёт знаменитой «Чайки» на Кубани был так бесславно прерван. Наши соседи, ростовчане и ставропольцы, не в пример нам успешно наращивают объёмы производства Семикаракорского и Кисловодского фарфора, а мы не можем собрать хотя бы то, что осталось от музейной коллекции завода «Чайка».
Через пару дней Николай Петрович зашел по моей просьбе в редакцию с фотографиями и буклетами своих выставок прошлых лет. Творчество его многогранно, но чувствуется, что душа его по-прежнему тяготеет к глине, мягкая податливость которой рождала под его руками земное чудо. Не только выставочные музейные образцы, но и вещи повседневного быта. Они радовали людей, даже далёких от искусства. В этом и состоит высшее назначение настоящего художника – служить людям.