Культура:

До фонаря

18.06.2014

ИТОГИ ТЕАТРАЛЬНОГО СЕЗОНА 2014

1027

ИТОГИ ТЕАТРАЛЬНОГО СЕЗОНА 2014

Театральный сезон в Краснодаре движется к своему финалу. Был он богат на события, радостные и не очень. Была яркая премьера в Музыкальном театре творческого объединения "Премьера" им. Леонарда Гатова, где зрителю довелось не без интереса окунуться в пространство нового жанра под названием лайт-опера "Гоголь. Чичиков. Души". Здесь мы обнаружили высокий стиль, избыточность, привкус постмодерна, хорошие голоса и первоклассную современную музыку. Был и модерн, представленный на тех же подмостках в балетах краснодарского балетмейстера Александра Мацко, Владимира Варнавы из Санкт-Петербурга, Татьяны Багановой из Екатеринбурга. Здесь фантастический реализм был перемешан с вкусным и таким любимым в России сюрреализмом. Был и лаконичный Славомир Мрожек в Молодежном театре. В пьесе "В открытом море" перед нами предстал театр абсурда. Но,как водится, сезон оставил и массу вопросов. Правда, на некоторые мы все же получили ответы.

В апреле Краснодарский академический театр драмы лишился своего экстравагантного директора Татьяны Германовны Кривошеевой. Краснодар получил ответ на вопрос "доколе?". Помнится, как 8 марта 2013 терпение публики иссякло настолько, что она потребовала прокуратуру в зал, а себя при этом добровольно вывела из зала. И вот демократия восторжествовала. Правда, не везде и не вдруг. На наших глазах один странный, мягко скажем, режиссерский взгляд на вещи сменялся с другим. Не исключением стала и последняя премьера драмтеатра. О спектакле "За двумя зайцами" я уже была наслышана. Увиденное превзошло ожидание. Увы, нам запрещено употреблять экспрессивные оценки… Лучше всего ситуацию обрисовала терпеливая зрительница, досидевшая до конца. По сотовому телефону она объясняла, видимо, обеспокоенным родным так: "Да, мог спектакль закончиться и раньше. Тем более что там было что сокращать". Это мягко сказано. Из веселой музычно-драматичной комедии М. Старицкого (вот не будем вспоминать легендарный фильм с Олегом Борисовым в главной роли) перед нами развернулась унылая череда событий в духе абсурда и с претензией на Антона Чехова. И все это нам представил постановщик и автор музыкального оформления москвич Александр Горбань.
После его "Ревизора", случившегося несколько лет назад в этих же стенах, Краснодар в него почему-то уверовал. Молодежи понравилось, некоторым взрослым тоже.
Но тогда на премьере главные роли городничего и городничихи исполняли Станислав Сальников и Наталья Иванцова. Теперь понимаешь – их актерский талант взял верх над беспомощной режиссурой. Здесь поправлять было некому. Вот и получился всего лишь жалкий капустник, звучащий на неопределенном языке. Кстати, насчет последнего. Я не бьюсь сейчас за русскую идентичность, но театру пора заводить своего специалиста по речи. По-каковски говорят эти люди, понять невозможно. Это не балачка, не суржик, и уж, прости меня, никак не украинский. А за такой русский с постановщиком хочется объясниться.
Но вернемся к сюжету. Молодой мужчина с непонятной компанией на манер стиляг весело проводит время. Понятно, Горбань выбрал эту роль под Арсения Фогелева. Итак, его герой, некто Голохвастов, делает предложение одной обеспеченной девушке из мещан. Да, конечно, героиня Юлии Романцовой Проня отучилась пару месяцев в каком-то пансионе. Но вряд ли это могло сделать пусть и безвкусную девушку такой законченной идиоткой. Бедный Голохвастов. Это же до какой степени нужно любить деньги, чтобы всерьез делать предложение полоумной. Однако, удивления на лице героя мы не видим даже тогда, когда на свидание девица является с фонарным столбом и носится с ним, как с ребенком, в течение получаса. Что это? Зачем это?

А еще как в дурном сне перед нами несется череда странных образов: то какой-то приклеенный к бороде дядя в исполнении Станислава Гронского бросается репликами, как отплевывается. Это так у нас сегодня выглядит старый еврей ростовщик Йоська. Ну, предположим. Но почему он так по – опереточному невзаправдошен. То вдруг вылезет откуда-то Дидусь в исполнении Ростислава Ярского, что приклеен на сей раз к нашлепке на голове. Этот кукольный персонаж отчего-то страшно раздражает. Он – человек-знак, как и те рубашки-вышиванки, мелькающие то здесь, то там. Видится, что московская команда понятия не имеет, что все эти лубочные признаки Украины здесь народу кажутся такими же смешными и неуместными, как коса Юлии Тимошенко. Здесь чувствуется игра в политику, неуместная и пошлая, особенно сегодня. Ведь речь идет о Киеве, столичном городе, который что в веке XIX, что сейчас многонационален. А все эти танцы, где украинские девушки в венках вдруг превращаются в гибрид из испанок?! Проня приносит папе в подарок позолоченные женские босоножки – пошлость. Парубки, зализанные под Элвиса Пресли, – пошлость, Проня, бегающая в нижнем белье среди гостей, – пошлость. И никто на сцене этого, кажется, не замечает. В зале дела обстояли получше. После второго акта публики стало в два раза меньше. Да и та, что осталась, подобно мне, решила выяснить масштабы неудачи.
Но были и те, что радовались странным вещам. Героиня выскочила на авансцену и вдруг запела под откровенный плюс голосом настоящей оперной дивы. В зале раздались бурные аплодисменты. Мне кажется, что это был бессознательный импульс – реакция на что-то по-настоящему профессиональное. В противном случае, здесь должен был раздаться смех. Актеры, кстати, поют зачастую неважно. Справедливости ради, нужно сказать, что определенный профессионализм явила нам актриса Ольги Светловой. Ее Лымариха яркая, сочная, искрящаяся, такая женщина, из народа. Вот ей бы сейчас да в стоящий спектакль, как бы это было здорово. Однако не хочется выносить приговор и молодым артистам Арсению Фогелеву и Юлии Романцовой. Актеры они яркие, перспективные. Просто, большую часть того, что заставил их делать режиссер, надо взять и выбросить из спектакля вместе с фонарным столбом. И, конечно же, финал. Почему, собственно, пьеса так называется. "За двумя зайцами побежишь – ни одного не поймаешь", – гласит пословица. По меркам XIXвека название определяет суть пьесы. Это главное предлагаемое обстоятельство. То есть финал известен: Голохвастов погнался за двумя невестами – остался один. Здесь же Проня все же женит на себе героя. Но это же никуда не годится. А где же моральный итог? А где же элементарное уважение к сюжету? Тогда хоть название сменили бы, а то ерунда какая-то получается.
А что касается всех эти Панасов и Тарасов, Кирило и Орестов, Йоськов и Дидусей, то, глядя на такую работу, зритель обычно употребляет термин "самодеятельность". Вот тут я с ним поспорю. За последние месяцы мне довелось увидеть много спектаклей народных театров и детских образцовых и почти нигде не доводилось мне видеть такого "самодеятельного" уровня. Там люди работают над собой, стараются подняться на какую-то другую ступень. И, кстати, они очень расположены к критике. Им хочется расти в профессии. Что они и делают. Артисты же Краснодарского театра драмы как-то уж очень спокойны, слишком уверены в себе.
Когда-то, много лет назад, существовала традиция вывозить лучшие народные театральные коллективы в краевой центр на гастроли. Считалось, что они таким образом причащаются к высокому профессиональному искусству. Сегодня эта традиция исчезла. А жаль. Ее бы надо возродить, но совершенно по другой причине: пусть профессионалы поучатся, скажем, у того же народного театра им. Амербекяна из Новороссийска, как надо существовать в искусстве достойно. Они за время отсутствия у нас не научились ничему плохому, избежали тех вирусов и зараз, от которых трясет краевой театр драмы. Вот скоро, по слухам, к постановке здесь будет принята "Поминальная молитва" Григория Горина. И в нашем театре драмы роль Тевье сыграет артист, которому уже исполнилось 75 лет. Извините, а сколько ж тогда будет его дочерям? Вот только что посмотрела замечательный спектакль в народном театре г. Новороссийска. Назывался он "Играй, скрипач". Тевье играл замечательный, умный, тонкий, забавный и достаточно молодой – ну, лет 50-ти, артист, он же главный режиссер театра Евгений Кушпель. И с кем же наши артисты собираются равняться? Стыдно как-то.
Сегодня у театра новый директор – Таир Багманович Рагимов. Хочется пожелать ему всяческих удач. А еще терпения и выдержки. Театр ему достался в плачевном состоянии.


Под финал хотелось бы сказать что-то хорошее. Нет, его в этом сезоне было немало. Как уже упоминалось, было много представлено жанров и направлений в театрах "Премьеры". Однако есть еще краевые куклы. Под занавес сезона здесь новая постановка. "Царь Пузан" изначально не был пьесой. Эта сказка была написана Корнеем Чуковским для своих детей в 1917 году. Сегодня она снова оказалась актуальна. И происходит это потому, что за основу взят добротный литературный материал. Мы как-то забыли, что в нашей стране творили гении детской литературы: Чуковский, Маршак, Габбе, Шварц и другие. Тут, главное, ничего не перепутать и достойно рассказать. Так, постановочная группа из Санкт-Петербурга, режиссер Петр Васильев и художник Алевтина Торик и поступили. Кстати, оба они являются лауреатами как "Золотой маски", так и "Золотого софита".
История про смешного, но доброго толстого царя рассказана в обрамлении интерьеров и аксессуаров века, так скажем, XVIII. Среди шпалер и гардин, среди ящиков комода затесалась вся эта история в стиле рококо. Кукол совсем немного, но они очень стильны. Группа то ли артистов, то ли салонных дам и кавалеров рассказывают нам ее забавы ради. Мораль, конечно, присутствует (как без нее в куртуазном веке), но не она главное. Да, чтоб похудеть, нужно много и плодотворно работать, а чтоб тебя любили, царю надобно спасать свой народ самостоятельно, а не ждать, когда это сделает кто-то другой. Но главное – надо жить радостно и весело, в забавах и развлечениях, с любовью к искусству, которое не всегда обязательно должно служить определенной утилитарной цели. Эта веселость, которая, как мне кажется, нас покинула в последние десятилетия, когда только труд и забота, а также погоня за прибылью стали сутью нашей жизни, очень понравилась детям. Они весело смеялись и готовы были играть в эти забавы вместе с артистами.
Это один из положительных итогов сезона, который дает надежду. Ведь на этих же подмостках в рождественские каникулы был показан не менее интересный, хотя более сложный, философский спектакль "Улыбка зимней ночи", созданный командой краевого театра кукол режиссером Константином Моховым и художником Еленой Мацкевич. В общем, надежда есть, что у театра не только кукол, но и в целом у всего облика краснодарских театров дела как-то сложатся. Однако некоторым труппам все же лучше как можно скорее провести переоценку своих ценностей и выйти на новый уровень, которого так ждет зритель.

Елена ПЕТРОВА
Театровед
Фото Юрия Корчагина
к спектаклю "За двумя зайцами"