Всю жизнь изучая «Слово о полку Игореве», не перестаю удивляться тому, сколь неразрывно связана древнерусская поэма (1185 г.) со всей нашей народной и государственной судьбой
1510
Ведь в ней – не только история злосчастного похода князя Новгород-Северского Игоря Святославича, хорошо известная по летописям, но то, что так или иначе определяет нашу судьбу сегодня, её духовно-мировоззренческую основу…
Есть своя логика нашей исторической судьбы в том, что переселение бывших запорожцев, верных черноморцев на Кубань в 1792 году по Указу Екатерины Великой ознаменовалось находкой Тмутараканьского камня. С такой конкретной надписью, что уже не оставалось никаких сомнений в том, что Тмутаракань русских летописей находилась на Таманском полуострове: «В лето 6576 индикта (1068 г.) Глеб князь мерил море по льду от Тьмутараканя до Корчева 10 000 сажень и 4000 сажень». Князь Глеб – это внук Ярослава Мудрого, сын Святослава Ярославича, старший брат Олега «Гориславича» – героя «Слова о полку Игореве». Произошло это накануне первого издания «Слова» в 1800 году.
Находка этого камня со столь конкретной надписью оказалась такой своевременной в связи с политикой на юге России, что не могла не привлечь всеобщего внимания. Екатерина Великая тут же повелевает измерить камень, скопировать надпись и прислать в Петербург. Что и было вскоре сделано. Неутомимый А.И. Мусин-Пушкин, открывший «Слово о полку Игореве», уже в 1794 году выпускает книгу «Историческое исследование о местоположении древнего Российского Тмутараканского княжества».
Не мог даже предположить, что в дне сегодняшнем можно встретить отзвук той давней истории с находкой Тмутараканского камня. Как-то я познакомился с Л.Д. Чумак, уроженкой кубанского г. Тимашевска, проживающей в Москве. Людмила Дмитриевна оказалась кропотливой и старательной исследовательницей своей родословной, используя при этом все возможные источники и доступные архивы. На этот труд, как я понял, её подвигло то, что в начале её рода был славный предок – Пётр Григорьевич Бурнос, сподвижник первых организаторов переселения верных черноморцев на берега Кубани – Захария Алексеевича Чепеги (1726-1797) атамана Черноморского казачьего войска, Антона Андреевича Головатого (1732-1797) войскового судьи Черноморского казачьего войска. П.Г. Бурнос был в составе депутации, возглавляемой А.А. Головатым для получения царской грамоты на «новопожалованные земли» на Тамани «с окрестностями оной». А когда, 24 сентября 1794 года было учреждено пять окружных правлений, Финагорийский (Таманский) отдел возглавил полковник армии секунд-майор Пётр Григорьевич Бурнос. Таким образом, он оказался по долгу службы ответственным за сохранность Тмутараканского камня.
Этот камень имеет свою интересную и даже экзотическую историю переправки его в Петербург. Но в конце концов атаман А.А. Головатый распорядился выставить его в Тамани для всеобщего обозрения у «фонтала», а затем – в специально возведённом для него монументе-мемориале у построенной в 1793-1794 годах на его собственные средства Покровской церкви.
Возникло «Дело Войскового Атамана Черноморского казачьего войска»: «О постановке ограды вокруг мраморного камня с надписью князя Глеба и о перенесении его к Таманской Покровской церкви». Начато 18 апреля 1793 года, кончено 16 мая 1795 года.
Здесь не может не поражать то обстоятельство, что только-только прибывшие на новые земли казаки, ещё совершенно необустроенные, когда ещё не было ни Екатеринодара, ни станиц, а лишь указаны их места, с таким усердием и осознанием значимости этого дела, занялись Тмутараканским камнем и его сохранностью, которое в документах называется не иначе как «достопамятным делом».
Для устройства монумента на месте не оказалось никаких подходящих материалов. И у Таврического губернатора и кавалера генерал-майора С.С. Жигулина испрашиваются мраморные столбы в Крыму, «в Еникале при берегу» и в других местах мраморные столбы и другие фигуры, находящиеся без употребления. Как видно, остававшиеся там ещё с античных, греческих времён…
Наконец мемориал с мраморным Тмутараканским камнем в Тамани был устроен, о чём свидетельствует этот лаконичный документ:
Высокоблагородному и высокопочтенному верного войска черноморского господину полковнику черноморской гребной флотилии, командиру и кавалеру Антону Андреевичу Головатому
Финагорийского окружного правления
Рапорт:
По предписанию Вашего высокоблагородия сего течения – 8 числа за № 236 в исправление посланному, находящийся при фонтале монумент и мраморный камень с надписью деяний князя Глеба, к таманской церкве перевезен и сложен близ показанного землемером места, о чём Вашему высокоблагородию в правление рапортует
полковник Армии секунд-майор Пётр Бурнос
писарь прапорщик Григорий Матвеев.
№ 731 Май 16 дня 1795 года Тамань.
Нет, необходимо и полезно всё-таки изучать свои родословные. Несмотря на предупреждение апостола Павла в его первом послании к Тимофею, чтобы мы «не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере» (1; 4). И в этом меня убеждает увлечённое составление своей родословной моей землячкой Людмилой Дмитриевной Чумак, которое является не только делом личным.
В настоящее время Тмутараканский камень хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Его копия – в Историческом музее в Москве, а также – надпись на камне изложена на памятнике древнерусскому князю Глебу и летописцу Никону (скульптор Андрей Голубев), открытом 15 декабря 2019 года в Керчи. Памятник создан по инициативе и на средства Российского военно-исторического общества и меценатов. Кстати сказать, этот памятник в Керчи и по исполнению, и по его глубинной связи с нашей российской историей, является одним из самых удачных монументов, созданных в последние десятилетия нашей истории…
Ну а достопамятное дело князя Игоря Святославича Тмутараканского, а затем Новгородского (где он и был убит), зачем-то измерявшего по льду расстояние от Тмутаракани до Керчи в 1068 году, живёт сегодня в грандиозном сооружении нашей эпохи – Крымском мосту…
Духовное же и мировоззренческое значение Тмутаракани в нашей народной и государственной судьбе таится в бессмертном «Слове о полку Игореве», которое нам, несмотря на многочисленные исторические исследования, ещё только предстоит познавать и разгадывать…
Пётр ТКАЧЕНКО
Тмутараканский камень
Второе, дополненное издание книги Петра Ткаченко (М., «Звонница-МГ», 2022).
Фото памятника князю Глебу и летописцу Никону в Керчи.