Ни один из краевых творческих союзов не может похвастать такой кипучей деятельностью, как СТД
856
Ни один из краевых творческих союзов не может похвастать такой кипучей деятельностью,
как СТД
В течение последних двух месяцев театральная жизнь Краснодара была равна нулю. Большие гастроли провинциальных, да и столичных театров, что в прежние годы проходили здесь каждое лето, сегодня отсутствуют. Нет, впрочем, гастролей и малых. Город этим летом, впрочем, продолжал наблюдать за театральными коллизиями, не связанными с искусством. Невольно создалось впечатление, что Краснодар легко согласился со званием театральной провинции в плохом смысле этого слова.
Но, слава Богу, это не так! В Краснодаре еще есть организация, которая пытается разбудить, растормошить, подвигнуть на действие пусть и инертные, но еще существующие творческие силы. Это краснодарское отделение союза театральных деятелей, одного из старейших творческих союзов России, которым многие годы руководит заслуженный артист России Станислав Гронский. Здесь выбивают для людей солидную материальную помощь, помогают артистам в осуществлении творческих планов, устраивают творческие посиделки, где проходят открытые обсуждения спектаклей, показы самостоятельных работ, где люди делятся своими замыслами. А еще здесь постоянно выдаются творческие командировки на престижные семинары, фестивали Москвы и Санкт-Петербурга. Какой из краевых творческих союзов может похвастать такой кипучей деятельностью?!
В начале сентября в этих стенах собрались артисты, художники, режиссеры, театральные критики, представители технических цехов, чтобы послушать истории путешествий тех, кто побывал в устроенных СТД поездках. На фоне нерадостных новостей последнего месяца эти рассказы были, как глоток надежды. Ведь снова покинули театр драмы по разным причинам ведущие артисты труппы, начиная с народной артистки России Алины Вацлавны Кузнецовой, которую многие привычно называют совестью театра. Покинули труппу Андрей Харенко, Мария Грачева, Екатерина Сокольникова.
А в СТД строили планы на будущее, осмысляли положение дел в российском театре в целом. Атмосфера совсем не напоминала пресловутый "иудин день", как иронично на театре называют первую встречу по выходе из отпуска. Это проклятие репертуарного театра, где все служат годами, подчас в атмосфере взаимной ненависти и зависти, где при встрече все улыбаются и целуются, а за душой держат камень. Этих всех тоже иронично называют "террариумом единомышленников". В СТД, наоборот, царила хорошая, добрая атмосфера. Пришли ведь те, кто хотел это сделать, кому было что сказать и кому хотелось, что немаловажно, порадоваться за коллег. Кого же душила зависть, сюда предпочли не приходить.
Вначале с рассказом о своей творческой командировке, весьма объемным и впечатляющим, выступила артистка краснодарского театра драмы Наталья Арсентьева. Весной она, а также артист молодежного театра творческого объединения "Премьера" Андрей Новопашин посетили в Москве спектакли, номинированные на "Золотую маску". Их рассказы осветили этот не однозначно ныне воспринимаемый фестиваль с разных сторон. В целом, оба участника поездки сошлись на том, что отбор на "Маску" подчас более чем странен. Продолжает иметь место тенденция ставить спектакли для критиков, которые любят, чтобы режиссеры позаковыристее да помодерновее перелицовывали классику или представляли такую "современность", от которой хочется бежать, закрыв уши. Спрос, как известно, рождает предложения.
Другая артистка молодежного театра Юлия Макарова стала участницей седьмой международной театральной школы при СТД РФ. Попасть туда было делом непростым. Даже иностранцы из Англии или Германии проходят серьезный отбор и подчас попадают сюда совсем не сразу. Некоторые пробивались туда несколько лет. А впереди их ждали спартанские условия, подъем в шесть утра, занятия до поздней ночи по таким энергоемким предметам, как сценическая речь, сценическое движение, актерское мастерство. А еще – тернистый путь к результату. В финале должен был быть показан спектакль в определенном жанре, от традиционной драмы до хэппенинга.
Но были здесь и те, кто пока еще никуда не ездил по линии СТД, но зато много путешествуют за свой счет. Актриса Нового театра т/о "Премьера" Надежда Кривомазова вот уже три года учится в Санкт-Петербургской государственной театральной академии театрального искусства на художника - постановщика театра кукол. В этот вечер состоялся первый и более чем успешный выход ее "артистов". Сначала всех очаровала ее женщина - кошка. Но подлинного фурора удостоился ее Обжора, выскочивший, казалось, из Средневековья на импровизированную сцену, которой послужил стол союза театральных деятелей. Он представлял один из смертных грехов, но, как это часто бывало еще в литургической драме, порок был столь красочен и привлекателен, что завоевал все симпатии и улыбки. Актеры, которым Надя предложила устроить некое песенное сопровождение своему марионеточному герою, моментально втянулись в игру. Так на наших глазах родился кукольный номер, который может вполне порадовать публику. Тут же родились планы на будущее, тем более что у актрисы - художника уже целая труппа таких персонажей. Проскочила искра, и на какой-то момент показалось, что два театра – Молодежный и Новый – готовы были слиться в одном творческом процессе. Возгорится ли пламя – покажет время. Кто может в этом помочь? СТД положило этому процессу начало, Станислав Иосифович обещает свое отеческое внимание. Но будем надеяться, что он будет в этих чаяниях не одинок и прекрасный импульс не угаснет. Во всяком случае, мы увидели, что в нашем городе артисты не только один за другим уходят из театров, но и готовы создавать здесь что-то новое.
Елена ПЕТРОВА
Театровед
Фото Анатолия ДРОБЯЗКО