Культура:

Думать, мыслить, смотреть вглубь себя!

02.06.2023

Благодаря постановке «Булгаков. Сны. Бег.» в театре произошли перемены

Автор: Марина Лященко

1628

«Ударим по булгаковщине! Разоружим классового врага в театре и литературе!»...

В конце октября 1928 года газета «Правда» сообщила о том, что «Бег» снова запретили. Художественно-политический совет Главреперткома принял решение о запрещении к постановке пьесы М. Булгакова «Бег», как «идеализирующей» белогвардейцев. Несмотря на высокую оценку, данную пьесе Горьким, Луначарским, Станиславским, Немировичем-Данченко и др., её всё равно продолжали травить. Но! Художественный театр продолжает репетиции «Бега». Заинтересованы в постановке пьесы МХАТ и Ленинградский БДТ. Идут переговоры. Обсуждение пьесы продолжается. Дважды за 1929 год «Бег» рассматривают на заседаниях Политбюро ЦК ВКП(б), пока вопрос не решился окончательно (1). Попытки в 1933-1934 гг. вывести на театральную площадку вновь не увенчались успехом. Пьесу сняли с репертуара все театры! При жизни автора она так и не была разрешена к постановке. Только 27 марта 1957 года супруга автора Е.С. Булгакова получила краткое письмо от С. Ермолинского: «Милая Леночка! 26 марта в Сталинграде первый раз на свете был сыгран «Бег» (2).

К чему это?

28 апреля 2023 г. в Краснодаре в Общественной палате города состоялась встреча, заседание дискуссионного клуба «Краснодар – театральная столица юга России. О развитии театров в краевом центре, проблемах и достижениях. Частные театры Краснодара, попытка осмысления пройденного пути. Их роль в культурной жизни краевой столицы». На встрече обсуждалась очень важная тема: «Патриотизм на сцене: как краснодарские театры реагируют на вызовы времени». Мне, как руководителю муниципального образовательного учреждения, где более 30 лет успешно работает образцовый коллектив театральной школы-студии «Гелиос», посчастливилось стать не только слушателем, но и принять участие в дискуссии. И это к чему, спросите Вы?

Поясню. Краснодар действительно сегодня является культурной столицей юга России, где ежегодно на сцену выводится большое количество театральных постановок. Их можно условно разделить на три-четыре категории: государственные профессиональные театры, коммерческие детские/взрослые любительские театры, коллективы, работающие на общественных началах, и с недавнего времени к новой категории можно отнести детские школьные театры, работающие на базе образовательных организаций города! И перед всеми, без исключения, руководителями театральных коллективов стоит задача привлечь внимание зрителя! И это своего рода очень ответственная миссия! Не просто привлечь внимание, а, правильнее сказать, воспитать внимание зрителя, причём самого разного возраста! И здесь «красной линией» на поверхности выявляется самое главное – РЕПЕРТУАР! А когда перед режиссёром встаёт вопрос о выборе репертуара? Когда наступает тот момент и принимается решение об утверждении произведения и оно допускается к репетиции? Вопрос, на самом деле, непростой. А на сегодняшний день он становится ключевым! Дискуссионный клуб, о котором я уже сказала, на мой взгляд, поднял самую наболевшую тему! В нынешних реалиях, когда вопрос поддержки своей страны становится первостепенным, мы точно должны ответить себе на вопросы: «А что я могу сделать, чтобы в прямом смысле слова возродить понимание о настоящем патриотизме? Можно ли повлиять на воспитание зрителя? Не на словах, а на деле!»

Наша театральная школа-студия «Гелиос» направляет все свои силы и возможности именно на это – воспитание зрителя! Того зрителя, который становится им с самого маленького возраста и впоследствии формируется в зрителя думающего, образованного, способного чутко воспринимать или не воспринимать то или иное произведение автора! Поэтому выбор репертуара – это большая ответственность, которую берёт на себя директор, режиссёр-постановщик, а после и весь актёрский состав.

2023 год для нашего театра можно назвать «революционным»! У этого есть причины! Одна из них – это выбор репертуара! В мае этого года наш театр выпустил ПРЕМЬЕРУ спектакля «БУЛГАКОВ. СНЫ. БЕГ» по мотивам пьесы М. Булгакова «Бег». К идее создания спектакля режиссёр-постановщик и руководитель театральной школы Константинова Екатерина Витальевна Екатерина Константинова шла 15 лет. И здесь было всё! Долгая работа над сценарием, «выращивание» в прямом смысле актёрской группы, формирование постановочной группы, без которой спектакль был бы невозможен, сценография, над которой работали несколько лет! И это не к вопросу о декорациях, это к сбору необходимых костюмов для актёров, ведь собирали реквизит на протяжении нескольких лет, собирая его по крупицам по всей стране! Даже шинели для актёров доставали из списанных, настоящих, хранящихся на складах воинских частей в Севастополе! За этот период актёрская группа посетила множество постановок «Бега» на самых разных театральных площадках страны. Выезжали, смотрели воочию! Работа, предшествующая нашему спектаклю, – огромна! Но мне хочется отдельно обратить внимание на саму постановку! Попытки поставить его в нашем театре возникали неоднократно, и, так же как и 65 лет назад, находились причины, по которым спектакль не выпускали. Причины были разные. Недоработанность сценария. Подобные попытки переписать и переделать, развернуть в какое-то более приемлемое русло само произведение. Но когда и это не принесло плодов, стало понятно, что браться за постановку «Бега» нужно именно так, как относился сам автор! М. Булгаков пытался переписать и переделать произведение неоднократно, чтобы его разрешили к постановке. Но всё же остановился на варианте пьесы, в каком мы знаем его сегодня! Не нужно «выдирать» контекст! Не нужно пытаться понравиться ВСЕМ! Отвечу словами замечательного советского актёра театра и кино Владимира Ивашова: «Не нужно совершать подвигов – нужно не совершать подлости»! И в этом заключается самый главный смысл – остаться РУССКИМ ЧЕЛОВЕКОМ! Любящим свою страну Россию! Потому что «... Россия не вмещается в шляпу, господа!....»

Передо мной, в первую очередь, как перед зрителем, не стоит задача пересказать особенности всей постановки! Я предлагаю Вам, дорогие зрители, оценивать, что получилось или нет у режиссёра-постановщика и всей актёрской группы, это ваше право! Но я считаю необходимым обратить внимание на самый главный и  глубинный смысл всей нашей работы! Иметь возможность думать, мыслить, заглянуть вглубь себя, вглубь своего ЧЕЛОВЕКА!!! Остаться собой, услышать в себе голос своей страны и получить отклик! Бег – это шаг! Не уходя – остаться! Потому что мы – многонациональный, единый русский народ, который способен на настоящую преданную любовь к своей стране, что бы ни  происходило вокруг, где бы мы ни находились и в какой части света!

P.S. Именно благодаря постановке «Булгаков. Сны. Бег.» в нашем театре произошли и другие перемены! С сентября 2023 года состав нашей театральной школы-студии «Гелиос», который перешагнул рубеж 18+, откроется в новом для себя качестве – это самостоятельный творческий коллектив театра «Гелиос», который объединит и профессиональных актеров, и любителей! Мы становимся выше на ступень! Переходя на новый ПУТЬ! Но это уже совсем другая история!

С огромной благодарностью ко всем причастным: Эдуард Степанян, Дмитрий Попович, Елизавета Табунщикова и всем, кто неотделимо связан с нами, – воспитанники и родители Образцовой театральной школы-студии «Гелиос», Центр творчества «Содружество».

Лященко Марина Анатольевна - директор муниципального
бюджетного образовательного учреждения дополнительного
образования муниципального образования город Краснодар
«Центр творчества «Содружество»