
Культурный проект «Родная речь»
327
Я не был прилежным студентом. Посещение 100 процентов лекций, семинаров и коллоквиумов не было моей особенностью. Молодость манила то на пиво, то в кино, то к девушкам из параллельных факультетов. Где-то курсе на третьем, так получилось, да простит меня Заратустра, мне не довелось побывать ни на одной из лекций одного из преподавателей истфака по имени Флора Валентиновна. Ни название предмета, ни сути оного я, к сожалению, не знал ни тогда, ни, естественно сейчас. Помню только, что дисциплину все же надо было сдать.
Кто-то из сокурсников сказал, что предмет зачетный, а не оценочный, преподаватель мягкий и понимающий, так что сдать его будет проще простого. Скорее всего, как утверждали особо уверенные граждане истфака, зачет пройдет на последней лекции автоматом. Главное - не забыть зачетку.
Зачетку-то я взял, но вот появиться даже на последнем занятии так и не удосужился. Что-то меня отвлекло. Наверное «она». Так вот, лекции я «прощелкал», а брешь закрывать надо. Узнав когда, все-таки сдача зачета (для меня и мне подобных), я направил свои стопы в сторону нужного кабинета. У его дверей я обнаружил еще парочку таких же как я, тянущихся к просвещению товарищей.
" Главное было не забыть имя-отчество преподавателя", - думалось мне, - а они были немного странные. Вернее - имя. Отчество – Валентиновна, тут все понятно, а вот имя Флора… Ну, согласитесь - это ведь не так просто как Света, Таня или Наташа. В самом слове «флора» мне все было ясно, мир растений, чего проще. А вот назвать так человека… И поэтому я, зайдя в кабинет, непонятно почему произношу:
- Здравствуйте, Фауна Валентиновна, разрешите?
После паузы и пристального взгляда поверх очков, она мягко так произносит:
- До свидания. Идите, учите предмет, а заодно и мое имя.
Я молча вышел, не сразу поняв что, собственно произошло. Осознание того, что я дал маху, пришло чуть позже. Посидев в коридоре еще полчаса, я уяснил, что проскочить «по-быстрому» не прокатило. Замаячила осень! Придется пересдать, когда опадут листья.
Я так не любил «хвосты». Поговорка про «сделал дело – гуляй смело» с детства для меня имела значение. Ну, ничего не поделаешь. Судьбец!
Лето было в разгаре. Студенческие дела плотно переплетались с личными, я немного успокоился, забыл на время про «хвост». В конце концов, разве это неприятности? Ладно. Потом решу задачу. Осень есть осень, лето - есть лето!
Отдохнувший, бодрый, наполненный жизнью, в начале сентября я вспомнил о должке. Ну, что ж, надо так надо. Еще пару дней и пойду зондировать, как, когда и где… Ах, да, надо бы почитать книжечку, или конспектик у кого-нибудь взять, проштудировать. Или хотя бы узнать, наконец, как предмет сей называется. Имя я уже выучил, оказалась на всю оставшуюся.
Я уже был близок к тому, что бы ехать в универ за информацией, как вдруг, гуляя в центре города, я увидел её. Флора Валентиновна, небольшого росточка, среднего возраста женщина, тянет в обеих руках два огромных арбуза. Дело не в «хвосте», но я был рад. Судьба повернулась ко мне лицом. Обгонав преподавателя, я подхватываю ловким движением обе авоськи с мощными бахчевыми.
- Здравствуйте, Флора Валентиновна, - бодро произношу я, - давайте я вам помогу. Что ж вы сами такие тяжести таскаете!
С ее милой улыбкой и искренним «спасибо», мы проследовали до самого подъезда ее дома. Там она пыталась перехватить арбузы и подняться по лестнице аж на пятый этаж, но я мужественно заявил, что доставлю ношу до двери. Оставив арбузы в прихожей, я пытался откланяться, но Флора Валентиновна предложила мне чай.
- Правда у меня мама не здорова, - добавила она.
- Не беспокойтесь, - ответил я, - мне надо бежать.
Откланявшись, пожелав маме здоровья и получив напоследок еще несколько «спасибо» и «если бы не вы», я удалился.
Прошла пара недель. Началась предучебная суета. Я таки решился сдать злополучный зачет. Зашел в деканат, узнал расписание.
С «хвостами» за пазухой оказалось еще несколько человек. Нашу стайку должников решили принять всю сразу, рассадили в аудитории, вручили по билету. На подготовку дали время. Все как положено. Что касается меня, то я смотрел на вопросы попавшегося мне билета, как Ленин на феодализм стран Азии, Африки и Латинской Америки. Ведь я-то так и не удосужился вникнуть в суть предмета. Базовые знания в разных областях человеческой жизнедеятельности в отношении нужной темы не просыпались. Буду выкручиваться, как-нибудь.
Подошла моя очередь, и я сел перед преподавателем и внятно произнес:
- Флора Валентиновна, еще раз здравствуйте!
Получив сухой ответ на приветствие, я понял - меня не узнают. И тут само собой вырвалось:
- Как здоровье мамы?
- Все в порядке, - ответила Флора Валентиновна, - а откуда вы знаете?
- А помните, я вам помог с арбузами, - выскочило из меня как-то само собой.
- Ах, да! – заулыбалась она, - ну, конечно, конечно, еще раз вам огромное спасибо, давайте вашу зачетку. Ну что ж вы сразу-то…
Мои братья по «хвостам» остались пыхтеть в аудитории, а я гордый и освобожденный побежал в общагу. Там меня ждали друзья, пиво и покер!
Анатолий Цукахин