Культура:

Два сюжета на фоне осени

29.10.2014

Их связывает немногое. Разве то, что они происходят в пространствах творческого объединения «Премьера». 15 октября в фойе муниципального концертного зала открылась выставка под названием «Художник в Широкой Балке у любимого моря» интереснейшего краснод

631

Их связывает немногое. Разве то, что они происходят в пространствах творческого объединения "Премьера". 15 октября в фойе муниципального концертного зала открылась выставка под названием "Художник в Широкой Балке у любимого моря" интереснейшего краснодарского художника Вячеслава Михайловича Котелевского. Лето клонилось к закату, наступал бархатный сезон, когда он вместе со своей женой, тоже замечательной художницей Людмилой Николаевной, отправились отдыхать в известное многим из нас местечко под Новороссийском. Признаюсь, грустно видеть сегодня любимые некогда места, укатанными в асфальт. Художник не без труда отыскал здесь ту первозданную дикость и запущенность, которая нынче, как мне кажется, растет в цене. Он нашел-таки здесь нетронутые цивилизацией места и дал нам возможность на них полюбоваться.
Выставка представляет в основном работы именно 2014 года. Мы видим, как отпечатан при помощи масляных красок сиюминутный каприз природы. "Берег, освещенный морем", "Свежий ветерок", "Утро", "Тишина моря" обращают нас в тот момент, когда природа живет и дышит своей жизнью. Иное дело "Бархатный сезон". Здесь людское варево, вперемешку с зонтами, пульсирует, насыщается солнцем, консервирует его в себе, дабы помнить об этом моменте в зимнюю стужу где-то там. Лиц не видно: мы только ощущаем кожей, как хорошо и радостно во взрыве этих красок тем, кто находится на пляже. А вот лодки на одноименной картине, кажется, напротив, наслаждаются одиночеством, безлюдьем. Здесь каждая имеет свой характер, свою физиономию. Они, в отличие от людей, предпочитают тишину и прохладу, где царит атмосфера расслабленности, отдыха от бурь.
Кажется, как это славно уединиться с этюдником где-нибудь там, на пересечении природы и цивилизации. Вячеслав Михайлович шутит, и на вопрос, были ли у них в Широкой Балке гости, отвечает: "Да кто бы выдержал. Везде были расставлены холсты, и сильно пахло краской". Вот такой он, отдых, у художников. Зато, в отличие от прочих, они могут унести кусочек лета с собой и поделиться им с друзьями. Стоит добавить, что выставка является частью проекта "Творческие люди Кубани и Краснодара" ККОД "Содружество".
В эти же дни в другом конце города, во Дворце искусств КМТО "Премьера", идет напряженная работа над созданием новой версии спектакля Молодежного театра "Чудики" по прозе Василия Шукшина. Премьера спектакля состоялась более двух лет назад на сцене театра и имела большой успех у зрителя. Сегодня идет работа над новой редакцией. Из уютного зала Молодежного театра герои переместятся на подмостки дворца искусств. Иное пространство требует иной подачи, по-другому должны строиться и мизансцены. Наверное, будут внесены определенные изменения и в сценографическое решение. Для того чтобы внести эти изменения и приезжает в город автор инсценировки и постановки народная артистка России Лариса Малеванная.
1 ноября состоится премьера обновленной версии. Мы многое знаем об этом спектакле. Лариса Ивановна, работая с Георгием Товстоноговым, наблюдая становление молодого Льва Додина, будучи сама по образованию режиссером, многое впитала из той на сегодняшний день считающейся старой школы Ленинграда – Санкт Петербурга. Ее театр про людей и для людей. Это вполне соответствует задаче, которую стремился решить и Василий Шукшин, один из лучших авторов так называемой "деревенской прозы". Как живут, чем дышат люди малых городов России, ее отдаленных мест. Они и говорят не так, как городские, да и ритм их жизни совсем иной. Деревенские кумушки не просто делятся новостями, они сочиняют из этого занятия целый ритуал, надевая для встречи лучшие платья по моде.
Ах, это очарование 70-х годов ХХ века. Эта пестрота и вычурность, почти переходящая в вульгарность, которая точно переносит нас в те времена. Художник спектакля почувствовала стиль, где кирзовые сапоги соперничают с кримпленовыми платьями, где все еще так наивно и просто, но воспринимается серьезно и по-взрослому. Ах, жалко немного этих людей, живущих в мире без сотовых телефонов и компьютеров. Но самое удивительное, что они и сейчас живут где-то на просторах страны. И так же теща ест поедом зятя, а жена отчитывает нерадивого мужа. Молодой парень, неизвестного происхождения, влюбляется в горожанку, случайно заехавшую в эдакую глушь.
Здесь много смешных, почти карнавальных сцен, где в человеческой кутерьме проходит жизнь. Но вдруг прорвется трагическая нота, и больно станет отчего-то. Ведь только в начале спектакля эти люди нам посторонние. Потом они становятся родными. Это так по-русски: встретить человека на больших просторах и вдруг ввести его достаточно быстро в свой ближний круг. Будет ли в новой версии та домашность, то ощущение общего мира, в котором живут такие разные люди, или взамен придут масштабность, объем, широта пространства? Это покажет время. А пока один из любимейших театров края живет ожиданиями. Их несколько: на основной сцене на улице Седина идет ремонт, а сам театр готовится со спектаклем "Чудики" к поездке в середине ноября на театральный фестиваль "Светлые души", который будет проходить в Тольятти и будет посвящен творчеству Шукшина.
Елена Петрова
Театровед