Культура:

Есть у Краснодара своя Мери Поппинс!

05.10.2016

Лето заканчивается не только чувством грусти по уходящим радостным отпускным дням. Есть и радостные известия. Стартовал театральный сезон.

1717

Лето заканчивается не только чувством грусти по уходящим радостным отпускным дням. Есть и радостные известия. Стартовал театральный сезон.

Начало положил Новый театр кукол Краснодарского творческого объединения «Премьера». 10 и 11 сентября вместе с открытием сезона здесь состоялась и долгожданная премьера. Сказка по мотивам произведений Памелы Трэверс «Мери Поппинс вернется!» поставлена главным режиссером Оренбургского театра кукол Вадимом Смирновым, которого краснодарцы помнят по постановке «Пеппи Длинныйчулок», что состоялась на этой же сцене несколько лет назад. «Пеппи» до сих пор удивительно популярна. Вместе с художником Мариной Зориной постановщик создал тогда фантазийный детский мирок, в котором и взрослые чувствуют себя комфортно. 
Видимо, дано этому творческому тандему подкупать сердца зрителей искренним правдивым разговором на заданную тему. Пришлись они ко двору и нашим артистам, истосковавшимся по внятной, честной режиссуре. Но обо всем по порядку. Мы видим рассказчика Александра Гилязетдинова, что сообщает нам, как будто бы географию места жительства семьи Бэнкс, где и разворачиваются события известнейшего в мире романа ХХ века. Кто не знает этот, ставший классическим сюжет? В дом Бэнксов приезжает, да нет, прилетает новая няня, та, о которой можно только мечтать. Но не с этого начинается сюжет спектакля. А начинается он с пронзительного монолога, в котором надо следить не за словами (они немножко абсурдны), а за внутренней кинолентой, что проходит перед глазами артиста. Здесь глубокая тоска по ушедшему детству, о нас самих, тех, что уже не сыскать на улицах бывших наших городов, по нашим прошлым адресам. И куда бы ни предлагал свернуть нам рассказчик, себя прежних мы уже на этих улочках не найдем. Мы уже и забыли про это чувство глубокой потери, но вот спектакль нам о ней напомнил.

Это все то, что касается взрослых. Они в этом спектакле совсем не посторонние и не сопровождающие детей лица. Для них приготовлен свой пласт. А дальше на сцене появляется веселая ватага взрослых артистов, играющих аккуратных английских детей в серых костюмчиках. Но их залихватские кепи указывают на то, что у всех у них еще тот характерец. А вот и кукольные персонажи выходят на первый план: мама, папа, двое деток. Актрисы и актер вчетвером еще покажут высший класс мастерства владения куклой и перевоплощения. Анна Мигас из воспитанной английской девочки Джейн превратится в соседку в розовом мисс Ларк. Актриса создает из старой девы-собачницы английскую даму, смешную в своей чрезмерной утонченности и невозможности постичь реальную жизнь домашних и бродячих животных. Как, впрочем, не понимает она и детей. Этот острый конфликт взрослых и маленьких определенно важен для режиссера. Был он ярко заявлен в свое время в «Пеппи». Существует он и здесь. Если мисс Ларк еще вызывает определенные симпатии, то уж мисс Эндрю являет собой весь сгусток плохого, что может нести в себе взрослый человек. Детей надо воспитывать, но любя. Но толстая няня мистера Бэнкса представляет собой то детское прошлое, от которого хочется бежать. Она зла, самолюбива, непримирима. А, впрочем, нет смысла описывать образ, который нужно видеть. В исполнении Александра Гилязетдинова эта дама вызывает совсем не ужас, а гомерический смех в зале и бурные аплодисменты детей. Особенно им нравится тот момент, когда мисс с помощью волшебства Мэри оказывается запертой в клетку. Тут восторгу нет предела. Понятно, что у каждого ребенка в жизни был такой взрослый. Ах, как тяжелы эти раны, что преследуют нас всю жизнь. Хорошо, что есть теперь у нас такой спектакль, где все это можно изжить.

Правда, некоторая суровинка есть и у миссис Бэнкс в исполнении Анны Недашковской. Она как будто мама троих непослушных детей, в числе которых и ее муж, эдакий вечный мальчишка мистер Бэнкс. Эта же актриса играет и пронзительно тонкий, как бы написанный пастелью, образ Мэри. Есть в спектакле и четвертый игрок на этом поле – актриса Вероника Гилязетдинова. Ей достается образ шаловливого Майкла, младшенького сына семьи, вечного застрельщика всяких проказ. Эта команда их четырех артистов двигается и дышит единым дыханием, от чего рождается ощущение цельности. Ритмическая основа безупречна: кажется, что все существует, клубится, взлетает по каким-то другим, но очень точно выверенным законам физики. Просто сказка отличается от реальности. В куклах это можно. Достаточно сделать Мэри существом, которое не ходит, а летает над планшетом сцены, центром которой становится дом семейства Бэнксов. Он поворачивается к нам разными своими сторонами, но в первом акте мы еще не можем оценить всех его возможностей.

Зато вторая половина спектакля, особенно финал, уносит нас совсем в иное измерение. Вот это уже и не дом вовсе, а зоосад или детская карусель с лошадками, вот и парад дивных зверей… Впрочем, надо ли рассказывать все? Все это сделано художником Мариной Зориной с таким вкусом, что будет лучше, если зритель все увидит сам. Жеманство мисс Ларк безупречно и бесконечно, как стабильно хамство мисс Бэнкс, грубой, как ее имя. А звери добры и любят людей. Финал ностальгичен был настолько, что вызвал слезы у многих взрослых. У тех, кто сидел в зале, комок стоял в горле, а у актрис они вдруг полились на сцене. Все понимали – случилось чудо.

Это было 11 сентября. А 10-го играл другой состав: Максим Михайличенко, Оксана Житникова, Алена Бокова, Надежда Кривомазова. Играли они добротно, но к чуду им еще надо двигаться. Как говорится, есть над чем работать. Режиссер им все рассказал.

Елена Петрова, театровед.
Фото Юрия Корчагина