В краевом отделении Союза журналистов России состоялась встреча с генеральным директором и художественным руководителем Краснодарского творческого объединения «Премьера» им. Л.Г. Гатова, заслуженной артисткой России Татьяной Гатовой.&nbs
1616
В краевом отделении Союза журналистов России состоялась встреча с генеральным директором и художественным руководителем Краснодарского творческого объединения «Премьера» им. Л.Г. Гатова, заслуженной артисткой России Татьяной Гатовой.
Началась беседа с воспоминаний Гатовой о ее муже, Леонарде Гатове. В 2007 году, после ухода из жизни супруга, Татьяна Михайловна возглавила дело, которому истово служил супруг. Нынешний год богат на юбилеи: 90-летие Юрия Григоровича, 80-летие Леонарда Гатова, в марте свой юбилей отметила Татьяна Михайловна. Вот и возникла идея осмыслить вместе с журналистами пройденное, заглянуть в завтрашний день.
«Я не опустила планку, я продолжила, и, наверное, он бы гордился. Мне трудно объяснить кому-то это ощущение, когда нет человека, но он все время рядом. На кого не глянешь – все гатовские. Когда делали концерт в честь юбилея супруга, было такое состояние, будто кто-то помогал.
Мы тридцать с лишним лет прожили вместе, я думаю – это серьезный стаж. Зная все переливы его настроения, я представляла , как бы он это сделал. Многие из тех, кто участвовал в этом концерте, признавались, что тоже задавали себе этот вопрос: «А как бы он отреагировал?» Было очень легко, трепетно и приятно. Ну а мой юбилей прошел без особой помпы. Хотя было много цветов, прекрасных поздравлений. Главное, я почувствовала, что нам нужно оставаться крепкой командой», – задала тон встрече Татьяна Гатова.
С особой гордостью Татьяна Михайловна рассказывала о маленьких артистах «Премьеры». В театре уже почти 20 лет работает детская студия Музыкального театра. В студии дети не только обучаются театральному искусству, но и имеют возможность наравне с профессиональными артистами принимать участие в спектаклях музыкального театра.
Т. Гатова: «У нас на сегодня занимается около 60 человек. Возраст детишек самый разный, есть и совсем маленькие – пятилеточки. Попасть в нашу студию сложно, дети проходят очень строгий кастинг. Но бывают и такие формы обучения, когда мы берем с испытательным сроком. Мы не говорим: она поет неправильно! А, может, ребенок еще запоет? И такие случаи есть, деткам интересно, они тянутся к искусству, приходят и остаются у нас. Когда я смотрю детские передачи на телевидении, например, передачу, которую сейчас ведет Максим Галкин, мне иногда кажется, это такой искусственно-взращенный талант. Эти соревнования между детьми могут нарушить детское эго, психику ребенка. Они все должны побеждать. Я как руководитель могу сказать только одно: года три назад я не была довольна нашей детской студией при театре. Дети, конечно, учили стихи, выступали…. Но я не люблю, когда это выглядит неряшливо, когда нет дисциплины. Поэтому мы поменяли руководителей, и сейчас я сразу почувствовала изменения в этом уникальном коллективе. Понимаете, дети ведь нас стимулируют! Вот сейчас «Буратино» и еще спектакли, где участвует много детей, например, «Путешествие Нильса». Почему я беру много детей? Потому что энергия детская, она же сразу разбивает тот экран между зрительным залом и сценой! И знаете, артисты заражены мощной энергией юных! И потом, мы получаем за работу зарплату, дети не получают. Может в этом и прелесть? Может, и нам не получать?! (смеется) Это юмор, конечно, но в этом что-то кроется… Понимаете, когда дети растут и мы провожаем их дальше, они поступают в институты, возвращаются к нам, устраивают творческие вечера, отчетные концерты для родителей – это так мило. Сейчас у нас нет помещения для маленьких учеников, нам очень тяжело в этом плане, но никто не скрипит, и мы получаем результаты».
Во время беседы была затронута тема финансирования театра «Премьера», журналистов интересовали вопросы самоокупаемости творческих коллективов.
– Я благодарна, что мы получаем субсидии, заработную плату, выделяются средства на коммунальные услуги, капремонт и на пожарку. В этом году меньше, но они все же есть. Из актеров мы никого не убрали, а административные кадры сократили. У нас достаточно артистов, многие из которых приезжие. Как бы то ни было, у нас нет учебных заведений, которые готовили бы профессиональных оперных солистов или звезд балета. Приезжим нужны квартиры, общежития у нас нет. На это мы должны зарабатывать сами, нам чуть-чуть дают, конечно. Если три года назад давали 2,5 млн. рублей и мы еще сами добавляли, в прошлом году дали 500 тыс., думаю, в этом году мы будем рады, если нам дадут такие деньги», – не делая из финансовых вопросов тайны, подробно отвечала на вопросы журналистов Гатова.
Без дискуссий в пресс-кафе не обошлось. Прозвучало высказывание о том, что финансировать надо только Кубанский казачий хор – бесспорное достояние края, остальные творческие коллективы должны зарабатывать сами.
Собеседница не согласилась с такой постановкой вопроса.
– Нас сейчас около 900 человек. Давайте сократим Биг-Бенд, уйдет 20 человек, и зрители потеряют то, на чем они выросли. Давайте сократим Кубанский духовой оркестр с его церемониалом «Час Славы Кубани» – возьмем и уберем! Давайте уберем театр балета? Нас не поймут! Это не расходы, а вложения в будущее. Я очень люблю Кубанский казачий хор, но это одно направление. А разве Театр балета Юрия Григоровича это не бренд Кубани? А джазовый коллектив Георгия Гараняна? Ансамбль «Криница», который объездил, практически, весь мир - он зарабатывает на себя сам. Но симфонический оркестр, оперный театр не заработает! Артисты у нас получают 30 -35тыс. рублей, артист высшей балетной категории – 45 тысяч. Мало? Но ничего страшного! В 90-е артистам было нечем платить вообще, Гатов бегал с протянутой рукой! Не может академическое искусство ни в одной стране не поддерживаться! Лучше б спросили, Татьяна Михайловна, а есть у вас спонсоры, а есть у вас меценаты, попечители сегодня? Это очень печальная тема. К нам приезжал импресарио из Испании, за свои деньги. Ему нужен был балет. Мы все проговорили несколько раз, я говорила, что это нереально в 2017 году! Я ж понимаю, что все театры хотя бы на один год вперед все планируют. Сделали план. И вот совсем недавно он звонил и сообщил, что переносит на 2018 год, чтобы сделать работу достойно. В этом году поедем еще раз в Грецию, два года не ездили, мы страдали. «Щелкунчик» забирают у нас, мы эту постановку теперь не увидим перед Новым годом. Нас очень много приглашают, но знаете 70 человек – это очень много, а мы ездим на таких условиях, что все расходы берет на себя заказчик. Это серьезная стоимость, не каждый может потянуть. Так было изначально у Гатова, мы никогда не дробили коллектив. У нас гастрольная деятельность слабо развита, мне не хватает помощника, который мог этим серьезно заняться. Вариантов много, Симферопольский театр хотел бы приехать, это будет в сентябре примерно, мы постараемся все сделать. В этом году не будет конкурса молодых оперных талантов, но фестиваль будет! У меня пока нет хорошего руководителя, чтобы все это должным образом организовать, – с подкупающей откровенностью планами и проблемами поделилась Татьяна Гатова.
Общаться с ней было интересно. Но у некоторых участников было ощущение, что и здесь ее супруг Леонард Гатов незримо присутствовал в комнате с камином.