В Краснодарском музыкальном театре 23 марта с триумфом прошел премьерный показ лайт-оперы «Гоголь. Чичиков. Души», написанной замечательным екатеринбургским композитором Александром Пантыкиным
921
В Краснодарском музыкальном театре 23 марта с триумфом прошел премьерный показ лайт-оперы "Гоголь. Чичиков. Души", написанной замечательным екатеринбургским композитором Александром Пантыкиным
Это имя мало известно молодому поколению театралов, но зрители постарше прекрасно помнят Сан Саныча как основателя и лидера свердловской рок-группы "УрфинДжюс", которая появилась на советской рок-сцене в 1980 году и просуществовала всего 4 года, хотя музыканты (в частности, Александр Пантыкин и Илья Кормильцев) записали последний альбом под брендом "УрфинДжюс" в 1997 году.
Ставший легендой свердловского – екатеринбургского рока, Александр Пантыкин доселе никогда не был в Краснодаре, а теперь приехал не просто так, а на премьеру своей оперы, которую на сцене Музыкального театра поставил творческий коллектив ТО "Премьера" Татьяны Гатовой. Постановку спектакля осуществил молодой талантливый режиссер и балетмейстер Александр Мацко.
– Я услышал музыку Александра Пантыкина больше трех лет назад – аудио-запись этой оперы мне привез один мой друг. То, что я услышал, так зацепило, что мне непременно захотелось поставить эту оперу. Мы обсудили идею постановки с Татьяной Михайловной и начали работать, – такова предыстория возникновения проекта, по словам Александра Мацко.
Как заметил на встрече с журналистами перед премьерой автор оперы Александр Пантыкин, далеко не многие театры в России берутся за постановку его оперы:
– Лайт-оперу поставили уже на сцене Театра музкомедии в Екатеринбурге, а также в Театре оперы и балета Республики Коми в Сыктывкаре, пытались поставить его и в других театрах, но во многих случаях отказывались от этой идеи. Причина, в основном, одна: лайт-опера – очень сложное музыкальное произведение.
Я очень рад, что в Краснодаре нашлись смельчаки в лице творческого коллектива ТО "Премьера", которые отважились на этот эксперимент, и я рад, что у них это получилось.
И действительно, лайт-опера – жанр музыкальной драматургии, придуманный Александром Пантыкиным, крайне сложен. Лайт-опера гармонично вплетает в себя, как разноцветные ленточки в девичью косу, сразу несколько музыкальных жанров – от оперетты и мюзикла до классической оперы, с присутствием рок-звучания в голосах артистов, а также сценического исполнения хореографических партий – от современного танца до классического балета. Неслучайно в спектакле задействованы лучшие силы краснодарских театров: и мастера балета, и ведущие солисты ТО "Премьера", и драматические актеры.
Признаюсь, был приятно поражен действом, которое мне посчастливилось увидеть, но не хочу говорить о самом спектакле, ибо уверен, что такое надо только видеть и слышать – пересказывать просто бессмысленно.
Одно могу лишь сказать наверняка: столь неожиданная, лайт-оперная, драматургия гоголевских произведений, придуманная композитором Пантыкиным и талантливым челябинским поэтом Константином Рубинским, не оставит вас равнодушными, особенно, если рассматривать гоголевских героев: Хлестакова, Чичикова, Ноздрева, Манилова, губернских чиновников – сквозь современное восприятие российской действительности. Ну, чем не тянет на роль Пал Иваныча Чичикова экс-министр обороны Сердюков или экс-глава ОАО "Курорты Кавказа" Билалов? А чем не двойник губернатора N-ской губернии бывший глава администрации Новосибирской области?
Да и вообще, образ губернатора в пантыкинской опере, можно сказать, собирательный, если приглядываться к тому, что происходит на сцене, так сказать, "между строк".
– В наши дни интерес к этой теме понятен, – говорит Александр Пантыкин. – За 200 лет в России ничего не изменилось. Как гуляли по стране Чичиковы, так и гуляют, как процветало мошенничество и воровство, так и процветает. Картины, описанные Гоголем в его произведениях, остаются неизменными и по сей день. Очевидно, причины этих социальных явлений лежат где-то в глубине, в недрах русского сознания.
В исключительной справедливости слов автора лайт-оперы пришлось убедиться чуть позднее – на спектакле, когда заполненный на 100% зрительный зал Музыкального театра заметно оживился во время исполнения артистами фрагмента "Пошла писать губерния". На сцене десяток чиновников, видимо, олицетворяющих российскую коррумпированную бюрократическую систему, лихо отплясывали что-то вроде опереточного канкана, припевая при этом: "Пошла писать губерния". Еще более живо публика отреагировала на осанну, воспевающую "справедливого и мудрого" губернатора.
И уж совсем неожиданной была реакция зрителя на эпизод, когда влюбившаяся в Чичикова Лизонька приносит ему кафтан со спрятанными в нем деньгами, которые она при передаче губернатору подменила на фальшивые. Аудитория аплодировала безупречно проведенной мошеннической комбинации. Как тут не процитировать сказанное Александром Александровичем Пантыкиным: "Перечитывая Гоголя, я погрузился в размышления о том, что такое русский человек, что в его ментальности дает такие непонятные всходы, когда рядом с гениальностью соседствует крупное и мелкое злодейство, с душевностью – страсть к мошенничеству…"
В точку попали, Сан Саныч!
Сергей ЛАДОЖСКИЙ
фото автора.