Деградация исторического центра приводит к деградации общества
2001
«Новая газета Кубани» много раз писала об угрозе уничтожения различных памятников истории и культуры. Совместными усилиями жителей Кубани некоторые из них удалось отстоять. Однако расслабляться нельзя!
«Историческое поселение» – это официальный статус, закреплённый законодательно ещё в 90-е годы. Он, в частности, означает, что охране и попечению подлежат не отдельные здания, а целые кварталы. Со всеми домами и сооружениями. Это делается для того, чтобы сохранить неповторимую атмосферу прошлого, что мы можем наблюдать на примере многих европейских городов, где так приятно и интересно гулять по историческому центру.
Сохранению архитектурного наследия помогли законы, а также документ Министерства культуры РФ с длинным названием «Концепция по развитию исторических поселений, поддержке и популяризации культурных и туристских возможностей, развитию экономики культурного наследия на период до 2030 года». В ней исторические поселения прямо называются «опорными центрами… обладающими огромной притягательностью». Особо отмечается, что «сегодня на первый план выходят вопросы подлинности и целостности исторической городской среды… качества, определяющие идентичность места… Культурное разнообразие, несомненно, может послужить развитию перспективных конкурентных преимуществ регионов и муниципальных образований».
Власти, охочие до разговоров на тему инвестиционной привлекательности, решили проработать и эту возможность и заказали исследование исторических кварталов Краснодара. Началось оно, правда, традиционно, – с исчезновения куда-то бюджетных средств, появления третьих лиц со своими представлениями о предмете исследований и общей неразберихи. Но закончилось всё хорошо, и через некоторое время специалисты – историки и архитекторы из ООО «Архитектурный центр Югреставрация» – завершили свой фундаментальный труд. В нём – весь наш «старый, добрый Краснодар», – каждый значительный дом и сооружение. В нём содержится множество практических наставлений и рекомендаций по выбору цвета фасадов, высотности зданий, размеру вывесок, строительным материалам и многому, многому другому.
Увы, авторы исследования восприняли его слишком всерьёз. Хотя им намекали, что главное в документе – не препятствовать девелоперам в деле сноса старых кварталов с последующей застройкой их своими стеклянно-бетонными монстрами. Ну, и «чтоб було» для отчета.
В общем, привычная всем имитация. Но архитекторы и историки попались «непонятливые», поэтому «общий язык» найти не удалось, и в результате вышел многотомный труд, выполненный в строгом соответствии с положениями законодательства, мировой и отечественной научной практики, а не с «хотелками» застройщиков. Неудивительно, что за него исполнителям не только не заплатили, но и заставили вернуть аванс, полученный по договору. Через суд, разумеется.
Недовольство заказчиков можно понять. Вообще, у людей, вооруженных деньгами и бульдозерами, свой подход к окружающей среде. Вот руководитель краевого департамента архитектуры и градостроительства Илья Поздняков видит свою цель, чтоб «из Краснодара сделать город» и уверяет, вопреки документам и здравому смыслу, будто у него нет исторического центра. Но это ладно, он сам недавно приехал из Калининграда, и возможно, что прошлое, как и будущее, нашего города ему абсолютно безразлично. Это не столь удивительно. Но тех же самых позиций придерживаются слишком многие во власти, бизнесе, судах, среди строителей, архитекторов и т. д. В их числе даже бывший главный архитектор Краснодара Щербинин, с презрением называющий исторические кварталы то ли «клоповником», то ли «блошатником», – по настроению. Все эти люди так или иначе связаны друг с другом и образуют общий фронт, который ведёт вполне успешное наступление на старый город. Персоналии могут меняться, но фронт остаётся и наступает уже не один десяток лет. Недавно, например, были снесены последние курени екатеринодарской крепости.
Нет уже вала конца XVIII века, который первые поселенцы возвели вокруг своего лагеря и площади, на которой находился войсковой Воскресенский собор. А ведь ещё в конце 90-х он был. Отель «Мариотт» исказил исторический силуэт городского центра, а его строительство нанесло непоправимый ущерб таким важным сооружениям, как Дом и баня купца М. М. Лихацкого. Здания Сбербанка и Кубань Кредита на Красноармейской надёжно закрыли от краснодарцев одну из самых главных доминант города – Свято-Екатерининский собор. Утраты можно перечислять бесконечно.
В целом, ещё в 2000 году было 362 квартала, имевших статус исторического поселения, то есть тех, где подлинная историческая среда достаточно узнаваема и представлена традиционной застройкой, озеленением и благоустройством. Увы, на сегодня их осталось лишь 114. Меньше трети.
О пользе старого
А теперь зададимся предельно простым вопросом: «Зачем вообще нужно сохранять эти старые дома, если на их месте можно построить что-то гораздо большее, современное, приспособленное к потребностям сегодняшнего дня?»
Обратимся к специалистам. Вот что говорит одна из авторов вышеупомянутой Концепции, профессор Международной академии архитектуры Элеонора Шевченко:
– С утратой исторического города исчезает образность города, его ментальность, индивидуальность, эмоциональность… Происходит разрыв во времени и культуре, прерывается диалог поколений, пространственно-временная связь. С утратой даже одного исторического здания нарушается контекст исторической среды… В конечном итоге деградация исторического центра города приводит к деградации общества… Именно наличие исторических городов-поселений свидетельствует об устойчивости государства. Таким образом, выходит, что действия по разрушению исторических городов-поселений ведут к подрыву устойчивости государства! Это полезно помнить, когда слушаешь очередную болтовню кликуш на патриотическую тему. В 1946 году, когда впервые появилось понятие «исторический город», подобное обвинение, надо полагать, повлекло бы значительные перемены в жизни записного патриота.
С Элеонорой Шевченко соглашается известный историк, краевед, директор Западно-Кавказского НИИ культурного и природного наследия, ведущий научный сотрудник Южного филиала Российского НИИ Наследия, эксперт РАН Виталий Бондарь:
– Именно сложная, многослойная культурно-историческая среда транслирует новым поколениям культурную память прошлого. Так человек «срастается» со своим местом, так он становится настоящим патриотом. И не только города. Ведь на территории Краснодара мы находим памятники, которые отражают все этапы истории Кубани. Прошлое незримо присутствует в нашей жизни, только мы не всегда отдаём себе отчет. В частности, заметили, какая правильная планировка в центре города? Она осталась ещё с XVIII века, от первых поселенцев.
С другой стороны, деградация, о которой говорила Элеонора Шевченко, будет идти ещё не одно десятилетие. Но когда она завершится, назад пути не будет. Это настоящее дно. Для города, региона, страны в целом. Поколение люмпенов и маргиналов цифровой эпохи.
Как дикарь не в состоянии понять ценность Сикстинской мадонны или готического собора, так и человек будущего, лишённый связи с прошлым, «памяти сердца», будет лишь пустыми глазами взирать на окружающий его бездушный мир глянцевого блеска, комфорта и технологий. Фактически он станет диким, примитивным существом, ведь для него, так же как и для того дикаря, исчезнут все достижения человеческой культуры. Мёртвой душе их не понять.
Культура и бизнес – не антиподы
В действительности противопоставление интересов бизнеса и сохранения исторического поселения по большей части надуманно. Просто «бизнесом» у нас называется группка рвачей и хапуг, которым важно «навариться» здесь и сейчас, а дальше хоть трава не расти. Для нормальных же предпринимателей сохранение и возвращение к активной жизни исторических кварталов может стать самым увлекательным бизнес-проектом. К тому же ещё и прибыльным. Об этом говорит директор Архитектурного центра «Югреставрация» Татьяна Воронина:
– Сколько бы ни вкладывали в развитие окраин, какие бы замечательные микрорайоны ни строили, но самым ценным активом по-прежнему останется многослойное культурное пространство исторического центра. Это аксиома для всех городов. Разрушая старинную среду обитания человека, мы вместе с ней уничтожаем и её стоимость. Это ещё одна аксиома для любого цивилизованного бизнеса, увы, недоступная пониманию наших нуворишей. Мы боремся против превращения Краснодара в безликое пространство «спальных районов» и торговых центров, населённое столь же безликими потребителями жвачки и «видосов из TikTok». Для простоты понимания мы предлагаем всего лишь исполнить Федеральный и местный Законы и создать на базе исторического поселения единое гармоничное пространство. Как это сделать, мы рассказываем в своём исследовании.
Если только подойти к сохранению и развитию исторической части «по науке», открывается совсем другая жизнь! Вы только представьте: Выходные. Люди гуляют, любуются на прекрасные старинные здания, не закрытые уродливыми рекламными щитами; над их головами шумят кроны деревьев, а не электрические провода; они идут вдоль уличных фасадов с продуманной цветовой гаммой и архитектурными решениями, а не скачут на одной ножке между лужами и грязью, как в новом микрорайоне с издевательским названием «Музыкальный». Парки, фонтаны… красота. Ну разве не хочется здесь отдыхать? А это значит, помимо всего прочего, золотое дно для бизнеса, – магазины, кафе, гостиницы, развлекательные центры, сфера услуг, транспорт, туризм…
Исторические приёмы в формировании новой пространственной среды, можно было бы распространить на другие районы Краснодара, да и других городов. А там столько всего замечательного и неожиданного – просто дух захватывает. Вот мы недавно провели масштабные исследования в Сочи. В том числе обследовали архитектурно-парковые ансамбли санаториев преимущественно сталинской эпохи. Были потрясены уровнем архитектурных и градостроительных решений и качеством их исполнения. Профессионально их авторы стояли намного выше подавляющего большинства наших современников. Это были лучшие специалисты во всём СССР. К сожалению, санатории по большей части закрытые, ведомственные. Сегодня мы предлагаем разработать туристические маршруты по этим местам, памятникам дворцово-парковой архитектуры.
Знаете, в чём ещё заключается непреходящая привлекательность исторических центров Краснодара, Сочи и других городов? Я для себя кратко сформулировала так: они соразмерны человеку. То есть здания, например, не подавляют человека, они красивы, утопают в зелени, маленькие кафе, магазинчики. Современные же микрорайоны и гигантские жилые комплексы, в краснодарской реальности – чаще всего «антиансамбли», подавляют не только человека, заставляя его ощущать себя каким-то муравьем, но и природу, даже Вселенную, сводя их до нескольких чахлых деревцев, да малюсенького клочка неба, не всегда даже заметного с нижних этажей.
А ещё в старом центре мы ощущаем гармонию архитектуры, города в целом, его истории и культуры с душой. Это пространство для жизни! В противоположность ему большинство новых микрорайонов и ЖК максимально дисгармоничны и негуманны по отношению к человеку. Это места для болезни и смерти… Хотя, ведь это не предопределено: и во многих Российских городах, и тем более в Европе, создаются новые микрорайоны и целые города, в которых хочется жить. Они рассчитаны на человека, а не только на сверхприбыли застройщиков. И как бы ни развивался прогресс, цивилизация нас всегда будет тянуть обратно – в уютные дворики, под сень старого дуба, в милые сердцу уголки. Ибо в них наши корни, наша жизнь.
Мы отказались от надежды получить честно заработанные деньги, проиграв суд. И я прекрасно понимаю, какая административно-финансовая машина нам противостоит. Но мы всё равно будем продолжать борьбу, мы будем вести её изо всех сил, везде, где только можем, и наш выбор не зависит от соотношения шансов и ресурсов, он продиктован самой жизнью. Совместно с общественниками-градозащитниками мы будем и дальше способствовать сохранению и возрождению исторического и культурного наследия нашего города.