Бодрое открытие сезона дает надежду, что он будет успешным и одарит нас многими яркими впечатлениями.
874
Бодрое открытие сезона дает надежду, что он будет успешным и одарит нас многими яркими впечатлениями.
Сразу две премьеры, в краевом театре кукол и Новом театре творческого объединения "Премьера", ознаменовали открытие театрального сезона в Краснодаре. Правда, Новые куклы откроют свой сезон 3 октября, но предпремьерный показ уже состоялся. В этом событии своя интрига: детей ждет встреча не только со сказкой, но и с совершенно новым видением хорошо знакомого вида искусства.
Режиссер Григорий Гольдман настоящий мастер своего дела. Он хорошо известен у нас в стране. Если он собирался нас удивить, то ему это в полной мере удалось. Мы как-то привыкли бояться этих новомодных творцов, что из года в год несут нам авангардные решения, которые таковыми вовсе не являются. То Гамлета разденут, то из Офелии сделают жалкую современную травести…
А ведь душа зрительская, как мне кажется, ждет совершенно иного. Ожидает она такого сюжета, который был бы достаточно традиционен, сделан с любовью к сюжету, чтобы была рассказана история про людей, а не про инопланетян каких-то. Пусть и в кукольном обличии, почему нет. Режиссер так и поступил. Он взял старую, старую сказку, происхождение которой уходит вглубь веков. "Аленький цветочек" написан был, конечно, Аксаковым, но, вообще-то, это обработка старинной европейской сказки "Красавица и Чудовище", что восходит к так называемым "бродячим сюжетам". А еще было советское время, когда-то нами отринутое, но вспоминаемое нынче многими с ностальгией. Ведь восстанавливают же нынче ВДНХ.
И были в то время великие сказочники. Были и те, кто просто не успел достичь славы Маршака или Чуковского. Ирина Карнаухова и Леонид Браусевич из их числа. Они хорошо знали русский фольклор и понимали тонкие интонации национального стиля. Театр кукол, детский зритель – вот для кого конкретно она была написана. И, кстати, нынче "Аленький цветочек" с успехом идет во многих театрах страны. Начнем с того, чем спектакль все-таки поражает. Здесь присутствует все то, по чему мы соскучились и чего в этих стенах не наблюдалось много лет. Это, прежде всего, достойное кукловождение. Мы видим, конечно, уже привычный "живой план", но вот миг –
и мы попадаем в плен кукольных персонажей. Мы видим их жесты, их выверенную пластику, где каждый шажок точен и верен. Мы понимаем суть диалогов не только с помощью слов, но и оценок.
И когда два персонажа беседуют, даже если они очень похожи, мы понимаем, что у каждого свой характер.
Трудно понять, почему дети так любят именно театр кукол, рассчитанный, кстати сказать, не только на них. Но кукле они верят скорее, чем человеку. Будем надеяться, что так будет и на этот раз. К тому же здесь есть и удовольствие не только для глаз, но и для ушей. Вся структура спектакля пронизана русскими песнями. Они являются отдельным важным элементом действия, где-то что-то объясняя, где-то добавляя настроения и лиризма. Актеры поют вживую, что сегодня случается на наших сценах совсем нечасто. И делают они это здорово. Кажется, они последовали за волей режиссера и добились новых, подчас поразительных для себя результатов. Особенно стоит отметить исполнительницу главной роли Евгению Курсакову, для которой эта роль стала первой серьезной большой работой. Ее Аленушка трогательна и добра. В противовес ей героиня Натальи Папруги являет собой сгусток злых энергий. Бабу- ягу в превращенном состоянии играть не так-то просто. Наталья из числа опытных актрис, которым нечасто перепадали такие яркие, острохарактерные персонажи. Здесь жесткость идет вперемешку с какой-то карнавальной, почти дикой веселостью. В какой-то момент хочется задаться вопросом: "Да это ли баба-яга, такая обаятельная и привлекательная, натворила все то зло, что мы видим?" А может быть, люди сами виноваты, когда попадают в сложные жизненные обстоятельства? А может ли без этих перипетий вообще строиться сюжет сложной драмы?
В ней есть тайна, мрачная, идущая из глубин нашего бессознательного. Не случайно здесь появляются образы лесных чудищ, с которыми мы, может, и не встречаемся во взрослой жизни. Мы, как нам кажется, постигли все тайны бытия. Для детей все не столь очевидно: им еще кажется мир загадочным и жутким. Впрочем, возрастные ограничения (допускаются дети только с семи лет) призваны обезопасить от ненужного стресса самых маленьких. Остается открытым вопрос, выполнят ли зрители и театр эти такие простые условия. А детям постарше страшилки, как правило, приходятся по вкусу.
На это, видимо, и рассчитывает краевой театр кукол, что 21 сентября открыл сезон сказкой "Тростниковая шапка". И снова на ум приходят великие (еще какие) сюжеты. Сказку написали тоже два автора – Юрий Сидоров и Ирина Уварова. Если в первом случае мы имеем дело с 50-ми годами прошлого века, то здесь на нас смотрят 80-е – 90-е. Когда-то в Тюмени мне довелось присутствовать при постановке спектакля (кажется, она была первой), где авторы пьесы работали совместно. Ирина Павловна, известный художник и фольклорист, создавала куклы и сценографию, а Юрий Александрович Фридман (он же драматург Сидоров) выступал в качестве режиссера. В своем вступительном слове режиссер-постановщик и художник-постановщик Константин Мохов, художественный руководитель краевого театра кукол, отдал долг удивительному человеку Фридману.
Здесь, впрочем, дань отдается и великому Шекспиру, потому что за основу взят сюжет его "Короля Лира". Эта пьеса и в прежние века подвергалась изменениям. Сюжет вполне мог иметь и радостный финал. Здесь, естественно, так и происходит. Как всегда в этом театре, тут есть на что посмотреть. Поразительным образом оба спектакля коснулись вечной темы театра. Но если в "Аленьком цветочке" все это лишь фрагмент, некий зачин, то в "Тростниковой шапке" действие с актерами и про актеров приобретает подлинный размах. На сцене – шарабан, в котором актеры перемещаются по дорогам Англии. Он сам – произведение искусства. Он многофункционален и конструктивно сложен. За его створками, кажется, существует иной, более счастливый мир. Там много кто живет. Под изящную средневековую музыку выплывают куклы художника Елены Мацкевич. Они, как всегда, изысканны и красивы. На них хочется смотреть долго, не отрываясь и по многу раз.
Смогут все это оценить дети? Они так привыкли к избыточности и размаху на этих подмостках. Артисты являют нам подобие старинного балета. Все эти перемещения сложны и манящи. Иногда хочется сделать стоп кадр и повнимательнее изучить сюжет, который, как всякая история, учит тому, что он ничему не учит. Старик-отец, он же король, отдает все свое имущество дочерям. Артисты выносят на сцену и раскладывают на столе карту королевства, омываемую морями, со всеми ее замками, башнями, храмами, реками. Они буквально разрывают ее на наших глазах на несколько частей. Предполагается, что частей будет три, по числу дочерей, но младшая, как и полагается, сказала что-то не то. Ну а дальше сюжет пошел по известному сценарию. Тщеславие, как один из смертных грехов, начинает разрушать жизнь людей.
А дальше в дело вмешивается совсем другой сюжет, который и спасает ситуацию. Но дань времени давно ушедшему, но переплавленному в романтическую эпоху во что-то совсем новое, значительное и глубокое (вряд ли Средневековье на это могло рассчитывать), отдается сполна. То тут появляются некие аллегорические фигуры, то на первый план выскакивает фигурка шута, с непременно следующей рядом в отдалении фигурой смерти. До сих пор непонятно, зачем еще в античные времена люди в часы веселий вызывали к жизни костлявую гостью с косой. Но они это делали. И веселье, надо полагать, еще больше набирало обороты. Английскому театру маски тоже здесь есть место. Короче, много аллюзий, много карнавальной веселости, яркости, так что герои кукольные, кажется, вот-вот исчезнут, растворятся, уступят место окончательно героям живым.
Как и всякая история, замеченная Шекспиром, даже очень "обработанная" авторами, она становится поводом для раздумий, для философствования и хороша как психологический опыт. Будем надеяться, дети извлекут из нее много полезного для себя. Может быть, порадуются и взрослые, оценив по достоинству хороший актерский ансамбль.
Таково открытие сезонов в двух театрах. За ними вскоре последует третье, и оно тоже будет сказочным. В Молодежном театре муниципального творческого объединения "Премьера" нас ждет встреча уже с полнокровным Уильямом Шекспиром. Режиссер Даниил Безносов работает над спектаклем по одноименной пьесе великого англичанина "Зимняя сказка". Он выпускник РАТИ (ГИТИС) мастерской Сергея Женовача. Многие в нашем крае знают имя его педагога. Так уж случилось, что родиной Сергея Васильевича является Краснодар. Кто-то может вспомнить его первые, еще студенческие, постановки, а есть и такие, кто играл в этих спектаклях. Так что Женовач нам близок и дорог. Мы видели его несомненно интересные московские спектакли, но ставить ему на краснодарских подмостках так и не дали. Конечно, мы будем с нетерпением ждать премьеры в "Молодежке". Тем более что в конце октября театр обещает предстать перед публикой обновленным. Сейчас в доме на Седина во всю идет ремонт как внутри, так и снаружи здания.
Бодрое открытие сезона дает надежду, что он будет успешным и одарит нас многими яркими впечатлениями.
Елена ПЕТРОВА
Театровед