Культура:

Художники Великой войны: Александр Чечин

11.05.2020

Александр Александрович Чечин (1909-1983) – одна из наиболее значимых фигур в изобразительном искусстве Кубани

Автор: Читатель НГК

3579

Фронтовик, заслуженный деятель искусств РСФСР Александр Александрович Чечин (1909-1983) – одна из наиболее значимых фигур в изобразительном искусстве и культуре Кубани. Некоторые из его работ стали хрестоматийными и многократно публиковались в различных книгах об истории края и Великой Отечественной войне. Его блистательные постановки в Краснодарском театре Музкомедии 1950-х-1960-х годов били рекорды по длительности их нахождения на сцене. Но о нем самом написано ничтожно мало.

Художника не стало перед началом перестройки. Сразу после его кончины практически все произведения Александра Александровича и его творческий архив были переданы наследниками в Государственный архив Краснодарского края (далее ГАКК). Такой их предусмотрительный шаг дал возможность сохранить работы мастера, но обрек их на длительное забвение. Не секрет, что нормативные акты устанавливают немало ограничений для публичного показа документов, хранящихся в государственных архивах, не говоря уже о большеформатных эскизах и картинах. Четверть века большое творческое наследие А.А. Чечина, среди которого внушительную часть составляют произведения военных лет пролежало на архивных стеллажах. 

И только в 2009 году, в канун столетнего юбилея художника, некоторые работы из большого чечинского фонда увидели свет. В рамках проекта «Кубань в лицах» совместно с Крайгосархивом (далее ГАКК) состоялся вечер памяти А. Чечина и однодневная выставка его работ. К сожалению, крошечный читальный зал Крайгосархива не позволил вместить всех, кто хотел бы познакомиться с произведениями мастера. Но зато немногим присутствующим посчастливилось услышать добрые и сердечные воспоминания об Александре Александровиче от тех людей, которые знали его лично. Среди них были поэт и журналист К.А.Обойщиков, художники И.Я. Коновалов, М.И. Дорохова, Т.И. Ломзина, Н.П. Калугина. Практически все выступавшие на вечере высказывали мысль о необходимости публикации чечинского фонда. Прошло еще одно десятилетие с той памятной встречи. А произведения Александра Александровича, документальные свидетельства великой войны и послевоенного воодушевленного восстановления страны, по-прежнему доступны только узкому кругу специалистов.

Поэтому в год юбилея Победы так хочется напомнить об этом талантливом русском художнике и его творчестве.

А.А. Чечин родился 25 августа 1909 года в семье атамана поселка Соболев Западно-Казахстанской области, происходившего из старинного рода уральских казаков. Уже в детском возрасте окружавшие будущего художника родственники и односельчане заметили его способности к точному срисовыванию изображений. Первым рисунком, который сделал девятилетний мальчик, был портрет Троцкого. Позже художник вспоминал о том, что первые навыки в изобразительном искусстве он получал самостоятельно, «будучи клубным работником». По совету родных он уехал в Саратов и поступил в художественный техникум. В те годы он близко узнал трудную жизнь народа, подрабатывая по ночам ломовым извозчиком. Большой радостью для юноши было посещение Саратовского художественного музея, основанного художником А.П. Боголюбовым в память о своем деде – А.Н. Радищеве. Картины из этого прославленного собрания, в первую очередь самого мариниста Боголюбова, увиденные в студенческие годы, остались на всю жизнь для А.А. Чечина живительным источником творчества. 

Вопреки официальной информации, он не окончил Саратовский художественный техникум. Причиной отчисления студента Чечина из учебного заведения было увлечение поэзией весьма непопулярного в те годы С.А. Есенина. Как художник-декоратор он начал самостоятельно работать уже с 1933 года, трудясь в разных театрах бывшего Советского Союза. В довоенные годы в Уральском русском театре драмы Александр Чечин работал в должности главного художника-постановщика.

В первые месяцы войны он находился Таганроге, откуда был призван в ряды РККА 8 августа 1941 года. Художники высоко ценились ценились на войне, картинами и плакатами нужно было поднимать боевой дух армии, которая в эти первые месяцы несла большие потери и вела оборонительные бои. Так художник театра А.А. Чечин попал в газету 28-й армии «Красное Знамя». Это была 28-ая армия 3-его формирования, возникшая на базе расформированного Сталинградского военного округа. В годы войны художник создаст немало эскизов к будущим картинам, повествующим о героях и сражениях Великой Отечественной войны. Одними из первых таких событий, в которых он принял непосредственное участие, стали Сталинградская битва и знаменитое форсирование реки Маныч в 30-ти градусный мороз (одноименная работа находится в ГАКК). Затем были Ростовская, Донбасская, Мелитопольская, Никопольско-Криворожская, Брезнеговато-Снигиревская, Белорусская, Восточно-Прусская наступательные операции.

В Крайгосархиве хранятся свидетельства его армейской жизни - две фотографии, сделанные в 1944 году в Восточной Пруссии. Особенно художник гордился тем, что со своими однополчанами участвовал в штурме Берлина и расписался на Рейхстаге. За этот и другие последующие бои он был награжден четырьмя благодарностями от Сталина. События тех дней нашли отражение в автобиографической работе «Последний парад фашистов в Берлине» (1980, Краснодарский краевой художественный музей). А для лейтенанта Чечина война окончилась только в Праге.

Особое место в фонде Александра Александровича в ГАККе занимают полосы газеты «Красное Знамя» с опубликованными в них рисунками художника, свидетельствующими о его высоком мастерстве плакатиста. За свое участие в войне в 1944 году он был награжден медалью «За боевые заслуги», а в 1945-ом орденом «Красной Звезды». Как сказано в наградных документах, художник сделал не только десятки портретов героев войны, множество рисунков для газеты, но и организовал выставку с эскизами будущих работ о боях 28-й армии. В них отмечается, что Чечин работал, не жалея сил, «по двадцать часов». 

После войны Александр Александрович работал главным художником в Государственном русском драматическом театре в Улан-Удэ. С 1950 года он жил и работал в Краснодарском крае. В том же году Чечин был назначен на должность главного художника Адыгейского драматического театра и совмещал ее с руководством объединением «Красхудожник» (предтеча Худфонда) в Майкопе. В ноябре 1952 года он перешел на работу в Краснодарский театр Музкомедии и через год, осенью стал главным художником театра.
Он с головой окунулся в жизнь театра. Первой постановкой Александра Чечина была искрометная «Сильва» (1953). Уже 3 апреля 1954 года театр переехал в здание кинотеатра «Колосс» по адресу ул. Красная, 44. В одно время с Александром Александровичем в театре начали работать прославленные Т.Д. Гогава (главный режиссер с 1961 года), Н.Г. Роман, А.Е. Федосов, Н.Н. Крыжановский, О.Т. Ковалев, Е.М. Белоусова. 

Это были лучшие годы творчества Чечина. Рядом с ним работала Мария Ивановна Дорохова (художник из первого послевоенного выпуска Краснодарского художественного училища). На встрече в ГАККе в 2009 году она вспоминала: «в то время здание театра было старое, перенесшее военные годы… В театре было тесно, и он напоминал старый улей. Наша художественная мастерская была маленькая, на втором этаже, а под ней размещался хор, в фойе - репетиции балета, в оркестровке играли музыканты под управлением М.Н. Киракосова… Все это происходило одновременно, и нас это вдохновляло». 

В послевоенные годы театр помогал людям залечивать раны, нанесенные войной. Люди шли туда за радостью, глотком счастья и красотой. А.А. Чечин стал активно развивать живописно-объемную систему декорирования спектаклей, ставшей одной из важнейших составляющих успеха постановок тех лет. М.И. Дорохова вспоминала, что «Александр Александрович в жизни и в работе был человеком ответственным и дотошным. К нам относился требовательно, просил не отступать от эскизов, особенно в цвете. Он и за освещением следил, всегда перед спектаклем беседовал с электриками и осветителями. Придумывал, как вставлять в прожекторы орнаменты. Вырезал их лично скальпелем, чтобы изобразить снег или дождь. Он был очень талантлив и изобретателен. Его в театре его очень уважали, с ним охотно беседовали и советовались». В личном фонде художника, в архиве, хранятся 2 написанные на клочках бумаги поздравительные записки от билетеров и рабочих сцены. Подкупающие своей искренностью, они были подарены художнику в день его 50-летия и сохранены им. Текст записок во многом характеризует истинное отношение в театре к Чечину. Вот один из них: «Дорогой Александр Александрович! Рабочие сцены Краснодарского театра Музкомедии горячо поздравляют Вас со славной датой. Ваши замечательные декорации иногда тяжело носить. И все же мы можем только искренне пожелать: творите, а мы все вынесем». Друзья и коллеги отмечали, что он был человеком внимательным и благодарным. 

О высоком авторитете художника среди коллег свидетельствует тот факт, что всего через пять лет после его приезда в Краснодарский край он был избран на должность председателя Краснодарского отделения Союза Советских художников (1955-1959). И это в те годы, когда в организации было немало местных художников-фронтовиков, громко заявивших о себе в довоенные годы! 

А.А. Чечина знали и ценили в театральных кругах России. В ГАККе, в папке с поздравлениями коллег по случаю 50-летия художника, можно найти приветствия от коллектива Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, Московского театра им. В. Маяковского, многочисленных театров Советского Союза, Президиума Всесоюзного театрального общества, Секретариата Союза Художников СССР и региональных отделений Союза Художников, Президиума Верховного Совета РСФСР. В 1957 году он единственный из кубанских художников был удостоен высокого звания «заслуженный деятель искусств РСФСР».

Знатоки Краснодарской «Оперетты» не раз отмечали, что в 1950-е 1960-е годы, поднятие занавеса в театре всегда сопровождалось долгими овациями, означавшими признание высокого мастерства художника-постановщика. Самые известные постановки нашего театра Музкомедии осуществлялись по эскизам А.А. Чечина. Часть их хранится в ГАККе. 
Только перечисление постановок Чечина могло бы занять не один машинописный лист. В этом списке были и спектакли на героическую созидательную тему, и лирика, выразительница чувств и настроений миллионов советских людей в послевоенные годы, и легкие оперетты с наивным народным юморком. Особой популярностью  в Краснодаре в те годы пользовались спектакли по произведениям Г. Свиридова («Огоньки»), В. Соловьева-Седого («Самое заветное»),  Н. Богословского («В сиреневом саду»), И. Дунаевского («Золотая долина», «Белая акация»). Оглушительный успех первой оперетты М.Н. Киракосова на кубанскую тему «У нас на Кубани» (1954) повлек за собой каскад новых произведений кубанских композиторов, осуществленных на сцене театра и рассказывавших о современной жизни наших земляков. 

В сценографии А.А. Чечина были осуществлены и такие спектакли, как «Любовь Оксаны» (1957-1960) Д.Фалилеева, «Кубанские ласточки» Д. Фалилеева, Г. Плотниченко, Я. Верховского (1960-1961), «Девичья фамилия» Г. Плотниченко, Я. Верховского (1961-1964), «Степные огоньки» В. Володина (1964), «Горная ромашка» Е. Алабина (1966) и другие. Во время реконструкции театра множество спектаклей в сценографии Чечина было показано только во время гастролей. Их названия совсем не знакомы современному зрителю. А ведь когда-то это были настоящие «хиты», например, «Сердце балтийца» и «Севастопольский вальс» К. Листова, «Душа солдата» Л. Лядовой. 

Среди тех спектаклей, которые составляют репертуарную основу нынешнего Краснодарского Музыкального театра, есть и те, что в свое время как художник-постановщик осуществил Чечин. Это «Летучая мышь», «Ночь в Венеции» И. Штрауса, «Фиалка Монмартра» И. Кальмана, «Холопка» Н. Стрельникова.

Официально сезон 1968-1969 гг. был последним в творческой биографии художника. Но в новом здании театра в сценографии А.А. Чечина спектакль «Марица» И. Кальмана шел до 1979 года, а оперетта «Цыганский барон» И. Штрауса с 1972 по 1998 год, став за эти 26 лет рекордсменом разных исторических и идеологических эпох.
60-е-70-е годы Александр Александрович, пронесший через годы память о войне и горячую любовь к живописи, вместе с известными художниками П.С. Калягиным, Н.П. Евсой, Н.С. Каюковым (все прославленные фронтовики!) участвовал в оформлении экспозиций КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицына. Среди них «казачий зал», фриз комплекса «Оборона Туапсе». Этой работе предшествовали хорошо известные эскизы: «Из жизни Запорожской Сечи» (1950-е, ГАКК), «Высадка запорожсцев на Тамань» (1955, КГИМАЗ) и «Штурм Сопки Героев» (другое название «Бой на Сопке Героев. Голубая линия». 1976, КХМ.) Это произведение Чечина одно из самых выставляемых в музее им. Ф.А. Коваленко.

В последние годы жизни, Александр Чечин плодотворно сотрудничал с Краснодарским книжным издательством. За несколько лет он создал 114 портретов кубанцев-Героев Советского Союза и кавалеров трех орденов Славы (все находятся в ГАККе). Эти работы стали итогом кропотливой поисковой работы с К.А. Обойщиковым. В далеком 1974 году меньше половины портретов из этой галереи были опубликованы в книге «Солдатская слава». 

В наши дни российские архивы открывают свои документы, публикуя их в книгах и каталогах. Думаю, было бы справедливым и своевременным также поступить с произведениями А.А. Чечина, бережно укрытыми от людских глаз плотным архивным картоном. Тогда наша всенародная и Великая Победа предстала бы полнее и явственнее. И через картины и рисунки одного из ее летописцев наши молодые современники смогли бы приблизиться к пониманию мужества, героизма и доблести защитников родной земли, солдат – освободителей, принесших народам долгожданный мир.

Наталья Щурик, автор проекта «Кубань в лицах», кандидат исторических наук.

В статье использованы фотографии, предоставленные Крайгосархивом в 2009 году. Особая благодарность за информацию литературной части Музыкального театра ТО «Премьера им. Л.Г. Гатова».

На фото - участники вечера памяти по случаю 100-летия А.А. Чечина в ГАККе. 2009 г. В первом ряду слева на право коллеги и соратники А.А. Чечина: М.И. Дорохова, И.Я. Коновалов, Т.И. Ломзина, по центру во втором ряду К.А. Обойщиков. 
О Чечине вспоминает художник-фронтовик И.Я. Коновалов
Заставка для новогоднего выпуска газеты «Красное Знамя». Из фондов ГАКК. 
Эскизы костюмов и декораций к спектаклям Краснодарского театра Музкомедии - на персональной выставке А.А. Чечина Крайгосархиве. 2009 г.