Культура:

«Кинотавр-2017»: свобода в сюжетах и трактовках…

23.05.2017

XXVIII Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр», который пройдет в Сочи с 7 по 14 июня, включил в программу основного конкурса 14 картин из отсмотренных комиссией 77

8182

XXVIII Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр», который при поддержке Министерства культуры РФ и Фонда содействия развитию современного искусства Ruarts пройдет в Сочи с 7 по 14 июня, включил в программу основного конкурса 14 картин из отсмотренных отборочной комиссией 77-ти. Это «Аритмия» Бориса Хлебникова, «Близкие» Ксении Зуевой, «Блокбастер» Романа Волобуева, «Голова. Два уха» Виталия Суслина, «Жги» Кирилла Плетнева, «Заложники» Резо Гигинеишвили, «Мертвым повезло» Вадима Валиуллина, «Мифы о Москве» Александра Молочникова, «Рок» Ивана Шахназарова, «Прорубь» Андрея Сильвёстрова, «Скоро все кончится» Алексея Рыбина, «Теснота» Кантемира Балагова, «Три сестры» Юрия Грымова и «Турецкое седло» Юсупа Разыкова.

Ровно половина – дебюты (первые или вторые работы начинающих постановщиков). Возраст дебютантов – от 24 лет Ивана Шахназарова до 56 лет Алексея Рыбина. К примеру, «Мифы о Москве» – полнометражный дебют в кино молодого театрального режиссера Александра Молочникова, собравшего в своей ленте плеяду популярных актёров и актрис: Сергея Безрукова, Фёдора Бондарчука, Ксению Раппопорт, Максима Суханова, Ивана Урганта, Паулину Андрееву, Светлану Устинову, Милоша Биковича…

Как отметила на пресс-конференции программный директор «Кинотавра» Ситора Алиева, десятилетиями в российском прокате и на фестивалях показывали фильмы, произведенные только в Москве и Санкт-Петербурге. В этом году 12 картин из 77 прислали из регионов: Уфы, Бийска, Екатеринбурга, Волгограда, Воронежа, Сергиева Посада (в прошлом году региональных работ было 5).

К примеру, конкурсный фильм уфимского режиссера Вадима Валиуллина «Мертвым повезло» – дебютная чёрная комедия о молодом парне, попавшем в криминальную банду и получившем вместе со своим старшим братом задание совершить заказное убийство, замаскированное под действия серийного маньяка. Но в ходе претворения плана вдруг выясняется, что за братьями наблюдает настоящий маньяк, принимающий решение исправить результаты их работы, т.к. не доволен произведенным эффектом.

Вадим Валиуллин, одержавший в прошлом году в «Коротком метре» победу с лентой «Кредит», полнометражный фильм снял на собственные средства и частные инвестиции, без поддержки государства. Производство картины заняло больше двух лет. Декорации пришлось строить своими руками, например, дом в лесу. Главную роль исполнил Дмитрий Богдан («Шапито-шоу» и «30 свиданий»), остальные – уфимцы: артисты Русского драматического и других театров башкирской столицы.

На наших глазах, – говорит Ситора Алиева, – происходит неожиданное изменение отечественного индустриального пейзажа, который совсем недавно представлял собой просто относительно цивилизованную очередь к госбюджету. Именно это формировало и внутренний творческий самозаказ, и профессиональный конформизм, и прочие перверсии, неизбежные при такой жесткой связке художника и государства. Но сегодня многие авторы готовы изменить сложившуюся практику создания фильма в нашей стране. Они придумывают идеи, которые способны заинтересовать сторонних инвесторов, которые убедительны и не требуют гигантских бюджетов. Это абсолютно новая ситуация, и в ней задействованы разные поколения режиссеров. Подобный отказ от денег государства доказывает, что в наше кино возвращается имманентное желание авторов быть свободными в своих сюжетах и трактовках – прошлого, настоящего и будущего.

9 из 14 конкурсных фильмов созданы без поддержки государства: три ленты получили субсидии Министерства культуры РФ («Аритмия», «Жги», «Три сестры»), две – Фонда кино («Блокбастер», «Рок»), а остальные сняты на деньги независимых источников.

Еще одна характерная черта нового российского кино – творческая внесистемность, которую можно наблюдать на примере картины «Прорубь» Андрея Сильвестрова, экспериментальной ленты на стыке кино и медиа-арта.

Новые русские режиссеры не только молодые, – делится президент «Кинотавра» Александр Роднянский. – Они д р у г и е. Инфантильны. Почти напрочь лишены рефлексии. Они снимают фильмы, стремясь включить в экранное творение весь, пусть небогатый, но все же собственный опыт. Их насмотренность бессистемна, хаотична. Их представления о кинематографической классике, увиденной на домашнем компьютере, сильно отличаются от общепринятых. И им абсолютно не нужны деньги Министерства культуры и Фонда кино.

Среди известных режиссеров, чьи картины включены в основной конкурс, Борис Хлебников, Юсуп Разыков, Юрий Грымов и Резо Гигинеишвили. К примеру, последний с драмой «Заложники», рассказывающей об угоне самолета Ту-134 с целью бегства из СССР в США в 1983 году, уже участвовал в 67-м Берлинском международном кинофестивале. А, скажем, Юрий Грымов в «Трёх сестрах» не только сохраняет весь текст одноименной пьесы Антона Чехова, но и изменяет возраст героев – не 20-25 лет, а «плюс-минус» шестьдесят.

Жюри основного конкурса в этом году возглавит художественный руководитель Московского театра наций Евгений Миронов. Вместе с ним в состав судейской коллегии войдут актриса Юлия Пересильд, режиссер Александр Велединский, сценарист Александр Родионов, продюсер Игорь Мишин, оператор Игорь Гринякин, киновед Нэнси Конди.

Капитаном команды судей «Короткого метра» станет режиссер Сергей Мокрицкий, прославившийся «Битвой за Севастополь». К слову, в конкурс короткого метра прошли 28 лент продолжительностью до 25 минут, отобранных из 480 (в прошлом году работ было на сотню меньше, а разрешенный хронометраж составлял 30 минут). У будущих участников гораздо больше шансов попасть в программу, если их кино идет 10 минут (таких короткометражек в этом году было 98). Уменьшение регламентной длительности – политика фестиваля.

А вот фестивальная «цена успеха» такова: за победу в «Кинотавре» помимо статуэтки и диплома лауреата полагается 625000 рублей. Лучший фильм «Короткого метра» будет удостоен 125000 рублей. Из призовых удержат налог в 13%.

За счёт фестиваля создателям конкурсных картин (продюсеру, режиссёру и актёрам, исполнившим главные мужскую и женскую роли) оплачивают перелёт в эконом-классе по маршруту Москва-Сочи-Москва и не более четырёх дней проживания в гостинице. В «Коротком метре» оргкомитет несёт расходы только за режиссёра. А ещё за счёт фестиваля могут быть приглашены отдельные представители СМИ, видные деятели культуры, представители деловой и политической элиты.

На церемонии открытия «Кинотавра» 7 июня на сцене Зимнего театра приз «За честь, достоинство и преданность кинематографу» будет вручён режиссёру Павлу Чухраю (его фильм «Холодное танго» даст старт киносмотру). Кроме того, по словам Александра Роднянского, фестиваль и Гильдия киноведов и кинокритиков отдадут дань памяти завсегдатаю сочинского форума редактору журнала «Искусство кино» и известному культурологу Даниилу Дондурею, скоропостижно скончавшемуся 10 мая в Израиле.

Это будет или специальный приз его имени, – сообщил Александр Ефимович, – или некая иная форма увековечения. Помним и скорбим.

В этом году круглые столы, посвященные актуальным проблемам кинопроцесса, которые Даниил Борисович вёл все последние годы, не состоятся, а в дальнейшем будут проходить в другом формате, который предполагается назвать его именем.

Организаторы деловой программы «Кинотавра» отказались на этот раз и от питчингов (отбора продюсерами представленных кинопроектов), предложив обсуждать стратегии продвижения запущенных в производство картин «Спитака» Александра Котта и «Войны Анны» Алексея Федорченко.

Среди фестивальных спецпоказов – киноверсия сериала Карена Шахназарова «Анна Каренина. История Вронского» и вошедшая в основной конкурс Каннского кинофестиваля «Нелюбовь» Андрея Звягинцева.

Запланированы три мастер-класса: «Музыка в кино» композитора Евгения Гальперина, «Канн-Кинотавр транзит» Александра Роднянского и «Другие медиа» Ольги Чернышевой, ежегодный благотворительный вечер «Action» в пользу больных, нуждающихся в срочной помощи.

В ночной программе «Кино на площади», которую может бесплатно посмотреть любой желающий, собраны 13 наиболее известных кинопродуктов последнего времени: «Викинг», «28 панфиловцев», «Дуэлянт», «Елки 5», «Время первых», «Притяжение», «Жених», «Большой», «Ледокол», «Кухня. Последняя битва», «Снежная королева 3. Огонь и лёд», «Три дня до весны», «Три богатыря и морской царь».

Фильм закрытия «Кинотавра-2017» – «Про любовь. Только для взрослых» Анны Меликян с участием Павла Руминова, Наташи Меркуловой, Алексея Чупова, Евгения Шелякина, Нигины Сайфуллаевой, Резо Гигинеишвили.

Виктор ТЕРЕНТЬЕВ

"Аритмия"

"Близкие"

"Блокбастер"

"Голова. Два уха"

"Мертвым повезло"

"Мифы о Москве"

"Прорубь"

"Рок"

"Скоро не кончится"

"Теснота"

"Три сестры"

"Турецкое седло"

"Заложники"

"Жги"