Культура:

Кто есть певец земли кубанской?

28.07.2014

Казачество, казачья воинская слава и традиции всегда были источником вдохновения для отечественных писателей. Весь мир знает знаменитую роман-эпопею «Тихий Дон» Михаила Шолохова о быте и нравах донского казачества. У нас, к сожалению, нет столь обще

1284

Казачество, казачья воинская слава и традиции всегда были источником вдохновения для отечественных писателей. Весь мир знает знаменитую роман-эпопею "Тихий Дон" Михаила Шолохова о быте и нравах донского казачества. У нас, к сожалению, нет столь общепризнанного мастера слова и жанра, однако свои певцы и поэтизаторы есть и у кубанского казачества. Кто из них лучше всего отразил самую суть кубанского казачества, понял его душу, мы решили узнать у кубанских писателей, ученых и самих казаков

Владимир Громов, депутат ЗСК, атаман Кубанского казачьего войска в 1990-2007 годах:
– Вопрос сложный, конечно, авторов масштабов Шолохова у нас нет, но из современных писателей наиболее близко к раскрытию характера кубанского казачества подошёл Виктор Лихоносов с его романом "Маленький Париж": типы образов и характеров казаков и офицеров, описание самого Екатеринодара 19 – начала 20 века. Это художественное произведение, основанное на архивных материалах и, безусловно, оно наиболее полно отражает дух кубанского казачества. Из писателей же более ранних, писавших о современных ему типажах, конечно, вне конкуренции мемуары Федора Щербины, чей трехтомник воспоминаний был издан совсем недавно.

Петр Ткаченко, литературный критик, публицист, прозаик, автор-составитель альманаха "Соленая подкова":
– Могу назвать свой словарь кубанского диалекта – третий и четвертый. Из авторов более ранних лет же могу назвать Георгия Степанова "Закат в крови". Я регулярно встречался с автором и отмечал его юбилей, мы общаемся с его вдовой. Можно еще назвать Евгения Лосева, автора книги о Миронове, командире Второй конной армии, в серии "ЖЗЛ". Сегодняшних произведений о казачестве не может быть и не должно быть. Поскольку нынешняя казачья идеология основана на неверных предпосылках, запущенных, к сожалению, и при моем участии: сейчас эти предпосылки зажили собственной жизнью, только усугубляя все неточности. Я пессимистически смотрю на так называемое "возрождение казачества". Два раза в одну и ту же воду войти нельзя.
Иван Карасев, журналист, член кубанского отделения Союза писателей Кубани, заведующий сектором фантастики и фэнтези:
– Думаю, что я не буду оригинален, если назову Виктора Лихоносова с его романом "Наш маленький Париж". Прежде всего, сам автор живет на Кубани, он пользовался многими источниками, в том числе, и архивными, что помогло ему на страницах своей книги передать дух старого Екатеринодара, дух эпохи и кубанского казачества.

Виктор Чумаченко, профессор, доктор филологических наук, преподаватель:
– Я бы выделил два таких произведения. В 19 веке это драматическое повествование Василя Мовы (Лиманского) пьеса "Старое гнездо и молодые птицы". Речь идет о событиях начала 2-й половины 19 века, когда создается ККВ на основе Черноморского и шести бригад Кавказского линейного казачьего войска, когда крепость Екатеринодар становится общегражданским городом и все, кто хотел остаться казаками, вынуждены были переселяться в станицы. По существу, это период начала капиталистического развития Кубани. Довольно консервативный край, которым оставалась Кубань более семидесяти лет, хлынули всевозможные искатели счастья, которых писатель, вслед за Салтыковым-Щедриным, называл "ташкентцами" – синоним того, кто едет делать карьеру, несмотря на моральные преграды. Но это общественно-политический комментарий к пьесе, на самом деле она представляет цепь картин, описывающих жизнь небольшого черноморского хутора, в котором одинокий полковник казак Загреба, воспитывает четверых своих детей. Из них два никчемных сына, которые не готовы идти по стопам отца, то есть хозяйствовать на земле, и две дочери, одна из которых выпускница Екатеринодарского института благородных девиц, глубоко презирает казачьи обычаи и нравы и "балакает", когда ей нужно что-то получить от отца, и младшая, воспитанная на хуторе, которой близко все, что связано с корневыми основами жизни старой Черномории. Пьеса трагическая, потому что самый светлый герой этой пьесы, младшая дочь Киля, трагически гибнет, семейное гнездо разорено, а отец, который всем желал добра, задается вопросом: "Почему так случилось, и за что"? Эта пьеса включает более трехсот страниц текста и, хотя впоследствии она состоялась на сцене, изначально для сцены она явно не предназначалась, обычная пьеса – 40-45 страниц. Поэтому это драматургический роман, роман социальный, "роман воспитания". В двадцатом веке сходные процессы, но по-своему талантливо и широко изобразил в своем романе "Наш маленький Париж" (написанные воспоминания) описал Виктор Лихоносов, крупнейший мастер лирической прозы: он и воспел Кубань, и оплакал ее потери во время кровавых смут. Не случайно именно по настоянию Виктора Ивановича пьеса Василия Мовы была полностью напечатана в журнале "Родная Кубань". Вот эти две точки отсчета в истории кубанской литературы, которые для меня являются основными.

Георгий Кокунько, руководитель проектов фонда "Вольное Дело", координатор программы "Историко-культурное наследие Кубани":
– Из всех литературных произведений о кубанском казачестве я, прежде всего, назвал бы "Наш маленький Париж" Виктора Лихоносова. Конечно, есть много исторической литературы, есть мемуары и воспоминания (тот же трехтомник Федора Щербины, очень много рассказывающий о казачьем быте и нравах). Но в "маленьком Париже" есть какой-то "дух эпохи", она показывает, как и чем жили кубанские казаки, причем, делает это очень красиво, можно сказать, лирично, невольно вызывая некую ностальгию по временам старого Екатеринодара.

Денис ШУЛЬГАТЫЙ