Культура:

Лаврияты

18.05.2020

Мало кто из административного персонала отличит массово раздаваемые платные значки от настоящих наград

Автор: Читатель НГК

5311

Ах, как хочется почета и славы в сложном мире литературы! Настолько хочется, что становится даже неважно, какими путями вешается медаль на грудь. Не важно, из настоящего она золота или из того, что клеит на твоё имя ярлык «продаётся», а на твою лжеславу ярлык «проплачено». Да и можно ли назвать славой, коли подобная медаль вскоре появится ещё у сотен, если не тысяч псевдоавторов (в зависимости от того, у скольких хватит денег за неё заплатить) вне зависимости от их реальных творческих побед и достижений. Ведь одно слово «медаль» уже заслуживает внимания! Оно не просто придаёт значимости и без того уже раздутому эго так называемого писателя или поэта, оно помогает открыть двери администрации, помогает получить средства на издание книг, да и вообще автор с медалью – это не просто автор, а признанный, так сказать, творец, не зря ж ему медаль повесили! 

И мало кто из административного персонала, работников библиотек, музейщиков, людей, как правило, далёких от литературного процесса, станет разбираться и отличит массово раздаваемые платные значки от настоящих наград. А что? Сидит где-нибудь в администрации неискушенный в литературе обыватель (не все обязаны любить поэзию и следить за новыми именами), принесут ему рукопись с просьбой профинансировать, он посмотрит: в столбик? В столбик. Значит – стихи! И медалька есть. А про то, что раздача этих медалей происходит за кругленькую сумму, про то, что победы в Интернетконкурсах проплачиваются открыто и без всякого стеснения, ему, конечно, неведомо. 

Наиболее прибыльный коммерческий проект на сегодняшний день – Российский союз писателей. Разместить своё произведение на главной странице этого союза Стихи.ру стоит 1000 р, в ленте произведений – 500 р, а в ленте рецензий – 200 р. Качество произведений при этом никто не проверяет, но так зарабатывается рейтинг, на основании которого присуждается премия «Народный поэт». Проект при этом и самый популярный. На портале Стихи.ру на сегодняшний день зарегистрировано 840000 авторов. Представьте, если каждый из них хотя бы по разу захочет разместить свое произведение на главной странице или в ленте рецензий. Портал получит доход более 1000000000 р., где уж там до качества? 

Так на портале Стихи.ру в разделе «рекомендованные авторы» появляются произведения каких-то сомнительных людей, каждый раз новых, имена которых называть не имеет смысла, потому что они также быстро исчезнут из этого раздела, как и прилетели в него. Чтобы утверждение не выглядело голословным: некий Викторъ Сосновский жалуются у себя на страничке, что «я никак не научусь пофигизму. Большинству ведь пофиг. Как научиться во всём видеть позитив». Такой текст на портале считается стихами, местный автор не удосужился даже придать им форму, которая хотя бы внешне напоминала стихотворение. Строчки то идут столбиком, то сбиваются на прозу… Рифму и ритм вообще можно не искать, тем более смысл – поток не слишком одаренного сознания. Единственное, чем примечателен этот человек, научившийся печатать на клавиатуре, так это тем, что поставил в конце своего имени твердый знак. Уже хорошо, додумался, Викторов много, Виктор с твердым знаком – один. 

Но простым продвижением бездарности на главной странице Стихи.ру коммерческие проекты Российского союза писателей не заканчиваются. Раз в году так называемый Союз проводит конкурсы на соискание литературных премий «Поэт года», «Писатель года» и «Наследие». Деньги у Союза, как вы поняли, есть. Казалось бы, вот где должен начаться процесс продвижения действительно талантливых авторов и их поиск вне зависимости от финансового положения, но как бы не так, не для того этот проект создавался. Судите сами. Чтобы принять участие в конкурсе, необходимо опубликоваться в альманахе, где стоимость 1 страницы, на которую не умещается даже 1 стихотворение, составляет 1000 р. Далее следует предложение опубликоваться в «Антологии русской поэзии» и «Антологии русской прозы», а там стоимость уже в 3 раза выше. Если автор все-таки изыщет необходимые средства и за счет этого будет номинирован (всего лишь номинирован!) на премию, то он уже гарантированно получит копию альманаха и медаль (каждый год разную), а также будет иметь право посетить церемонию награждения. Кстати, за билет на церемонию также нужно заплатить (кроме финалистов), а за изготовление медали должны заплатить вообще все. При этом каждый автор может заказать себе медаль по карману: серебряную или золотую – выбирай сам, какую кошелек потянет. Неплохой бизнес, не правда ли? 

Медали эти ни много ни мало носят имена наших самых знаменитых писателей и поэтов. Российским Союзом писателей учреждены медали Антона Павловича Чехова, Анны Ахматовой, Сергея Есенина и даже Александра Сергеевича Пушкина! Звучит престижно, но действительно ли люди, получающие эти медали, достойны таких имен? Ведь названные великие поэты и прозаики составляют славу российской словесности. Именно через их произведения мы постигаем русское слово, а значит русскую душу. Неужели авторитет наших класиков никто не защищает, им могут пользоваться проходимцы, дилетанты и спекулянты? Не имея возможности проанализировать творчество всех лавроносцев, ибо за десятки лет массовой раздачи медалей их, вероятно, наплодилось сотни, если не тысячи, обратимся к тому, что подскажет поисковая система в первых рядах. 

«Поэт из Владимира получил награду от Союза писателей России! Сергею Лебедеву вручили медаль в честь 160-летия со дня рождения Антона Павловича Чехова!» – кричат поставщики новостей в интернет, даже не разобравшись, что такой медали в Союзе писателей России нет! Медаль «Антон Чехов 160 лет» учреждена Российским Союзом писателей, и ею наградили участников Антологии русской поэзии и прозы за 2019 год. Участников! То есть всех, кто нашёл деньги в этой антологии напечататься, а затем выкупить себе медаль. На той же странице приведен шедевральный текст автора, и вот здесь уж становится точно понятно, что Союз писателей России такого автора наградить априори не мог. «Выспаться очень хочется, / Чтобы проснуться и дома. / Дома, где нет одиночества, /Дома, где всё мне знакомо.» Не кажется ли вам, что мысль глубока до неприличия, тем более, что про «дома, где все знакомо» мы уже читали множество раз, у классиков и подражателей, у мастеров и подмастерьев, почему бы еще раз то же самое не переписать и не получить за это медаль? «Там, где блины со сметаной / Бабушкой приготовлены, /Там, где родители рядом, /Все за одним столом собраны». Нет-нет, это не другое стихотворение, это то же самое стихотворение, просто продолженное другим размерам. «Сбив размера»,– скажете вы? Ничего страшного, медалистам Российского Союза писателей и это можно. Думаю, коли именно это – лучшее стихотворение автора, отмеченное медалью, дальше углубляться в его творчество смысла нет.

«Может, это единичный пример медалированой бездарности?» – спросите вы. Хорошо, давайте посмотрим на следующего автора, который попался в поисковой системе вторым. «Сотрудника Городского краеведческого музея из Кавказского района наградили медалью за вклад в развитие русской культуры и литературы!» – кричит другой сайт. Президиум Российского союза писателей принял решение о награждении Мельникова Сергея Ивановича Пушкинской медалью! На самом деле медаль называется «Пушкин 220 лет». Хорошая формулировка, рассчитанная как раз на то, что медалей должно быть много. На следующий год можно сделать медаль Пушкин 221 год, через год – Пушкин 222 года и так далее.

Открываем самое первое стихотворение Сереги Мельникова, как он сам себя называет на Стихи.ру. Женщине Серега Мельников пишет следующее: «Музыку жизни, запах весны — / Вот что несут человеку они .../ С Вами созвучные Нежность, Любовь. / И закипает, волнуется кровь. / Всё, что хорошего в жизни у нас, / Вложено Богом, увязано в Вас». Это, друзья мои, не просто графомания, а графомания на костылях, набивших оскомину, да нет, стерших зубы рифм кровь - любовь и откровенная безграмотность, пытающаяся переплести словоблудием нас - вас, что чуть лучше, чем рифмовать мы - вы, а также увязать в женщину (бедная женщина) то, что было на самом деле вложено в нее Богом! 

Таковы «мастера», а что говорить о тех, кто был всего лишь номинирован на награждение медалью. Думаю, о них и вовсе говорить не стоит, но давайте все же посмотрим хотя бы на одну из таких лаврияток. По решению опять же президиума Российского Союза писателей она представлена к награждению медалью Ахматовой и Георгиевской медалью, кандидатура также была одобрена для включения в «Антологию русской поэзии 2020». Конечно, ведь без публикации в антологии не получишь и медаль, хоть у тебя семь пядей, поскольку и публикация платная, а значит приносит доход Союзу, и изготовление медали тоже. 

Тексты представляют из себя следующее: «Ну вот и всё! Итог. Пришёл черёд слуг тёмных. / Религии системе больше не нужны», – начинает стихотворение Алёна Далида. И сразу обращает внимание читателя на свое невладение звукозаписью: «черед слуг темных» – Ч, Р, Д, С, Г, Т, – звучит «благозвучно», как колокольчик! Язык начинает спотыкаться на звукостыках, а осознание на смысловых ошибках, когда крест вдруг начинают носить на рубашке, когда христианский Бог с крестом почему-то оказывается посреди солнечного дня Сварога, и вот мы уже на пороге пропасти Гипербореи, и при этом мы уже слуги не греческих богов темного мира, а сатаны, – снова брожение запутанных слов возвращается к христианству, а мозг у читателя уже, очевидно, окончательно закипел, если он не успел вовремя закрыть страницу. Вторая строфа этого же стихотворения начинается следующим образом: «И может быть в предсмертных судорогах вы поймёте, / Что вскормлены не материнским молоком, / А лишь пустышкой, что дают дитяте», – даже для неспециалиста очевиден ритмический сбой и неточная рифма, почему автор этого не видит? Обратите внимание, что, получая номинации и медали Российского Союза писателей, авторы все же стремятся вступить в Союз писателей России, который является признанным знаком качества. Видимо, не слишком хочется быть членом базара, где продают всё и вся.

Больше всего огорчает то, что мало кто из коммерческих дельцов, раздающих почести, задумывается, что такие медали обесценивают заслуги действительно достойных литераторов, которые когда-то получали награды благодаря своему титаническому труду и выдающемуся таланту, что за такие липовые заслуги скорее должно быть стыдно, чем радостно, что подобные пластилиновые по достоинству медальки дезориентирует и читателей, и власть имущих. На полках магазинов появляются книги, которые позорят современную литературу, а также позорят и тех, кто по незнанию выделяют на них средства.

Оставалась надежда, что хотя бы стихи лауреатов премии «Поэт года» порадует мастерством, но надежда оказалась напрасной. Даже лауреатами самых престижных премий Российского Союза писателей иногда (хорошо, что еще не всегда) становятся совершенно безграмотные люди. / «Новости не всегда приходят словами. / День проходит в томительном ожидании, / Проверке источников связи, что есть в наличии... И когда, наконец, он прожит совсем порознь, / Ты понимаешь, что это и есть – новость», – как вам отрывок из первого стихотворения на странице лауреата II премии в основной номинации в конкурсе «Поэт года 2018»? Еще несколько бездарных строк в середине, и стихотворение закончено. Рифма, мягко говоря, ленится, образа – нет, мысли — ни о чем, а премия есть.

А потом на полках магазинов появляются книги всяких медалистов и лавриятов, детских авторов, которые к птичкам не могут придумать никаких других рифм, кроме тысячу раз пожеванной невелички, к морозу – слезы, а в следующем стихотворении снова Дед мороз, которого жалко до слез. У таких переписчиков по названию стихотворения про котенка, уже знаешь, что рифмой будет ребенок. Открываешь – бинго! – Лариса Степанова, известная в Краснодаре сказочница из Динского района. Увы, подобные авторы не понимают, что даже детские стихи – это не баловство в рифму, не пересыпание затертыми фразами того, что уже было сказано раньше и лучше. Детские стихи – это ещё большая ответственность, чем взрослая лирика, потому что этими текстами мы воспитываем детей. Кроме того, нужно учитывать, что большинство текстов дети воспринимают на слух. Как, по-вашему ребенок должен воспринять на слух первую строчку стихотворения Ларисы Сергеевны «Снегири»: «Вы не от мороза, птички.... и т.д.» Вы не от? Что и откуда нужно вынуть? А рифмовка слова «снег» со словом «всех» может и вовсе приучить детей к ошибкам в произношении типа «снех» и «друх». Некоторые стихотворения Степановой и вовсе являют собой перлы искусства, как, например, текст «Мы с братишкой не скучаем»: рифмы в нем сплошь глагольные, да и вообще не всегда по сути рифмы: развела/пришла, глядим / говорим – не лучший вариант даже глагольных рифм, не говоря о явных ошибках, когда автор пытается рифмовать однокоренные слова: звездолеты - полеты... Тапочки с тапочками, конечно, рифмуются, что тут думать? Это на минуточку тексты лауреата премии «Наследие» Российского Союза писателей.

Просто некачественный текст – не единственная ошибка, которую допускают авторы или скорее те, кто таковыми хочет себя считать. Часто человек спрашивает: «Что в моих стихах не так?» Рифма есть, ритм на месте. Но при этом, похоже, современные люди забыли о том, что стихотворение – это в первую очередь создание образа, а рифму и ритм можно поправить. Нет образа, мысли и чувства – нет стихотворения, нечего править. Они выкладывают на страницах, а затем публикуют в книгах весь мусор сознания, зарифмованную хронику повседневной жизни. Иногда публикации подобных хроник получают солидное финансирование. «Психологи снять стрессы вам помогут. / И так важна поддержка государства!» – пишет на том же пресловутом портале известный на Кубани общественный деятель Инна Каземировна Силенок. Читаешь дальше: вроде бы и ритм есть и рифма, но что-то этот текст очень напоминает зарифмованный бюллетень вроде: врач удалил часть печени с циррозом, потом зашил и было все в порядке. Для создания этих строк потребовался огромный творческий потенциал, не правда ли? В подобных стихах проблема лишь в том, что это вообще не стихи. Даже идеальными рифмами нельзя задрапировать словоблудную пустоту. Стихи – это не маска, не плащ супергероя и не путь к славе, стихи – это исповедь души.

 А ведь автору уже повесили Золотую Есенинскую медаль на грудь за верность традициям русской культуры и литературы, и что самое удивительное, даже не пресловутый Российский Союз писателей, а Московская областная писательская организация Союза писателей России, которая, очевидно, решила перенять успешный коммерческий опыт коллег и уже не раз замешана в подобных скандалах. 

Благодаря коммерческим проектам, денежные условия которых, кстати, не анонсируются на главных страницах, графомания получает широчайшее распространение, а значит уничтожается русская литература. С проекта Стихи.ру начала и продолжает там же свою поэтическую карьеру довольно известный в Краснодаре автор Светлана Донченко, и, благодаря этой же платформе, она приобрела уверенность в своих творческих силах, хотя уверенность эта весьма сомнительна. «Опять тоска беспечно-хмуро / В душе расселась как хозяйка. (запятые ставить не обязательно) / Она седа и белокура / И всё такая же лентяйка», — пишет автор в первом попавшимся на глаза тексте. И сразу обращает на себя внимание тоска, которая просто у всех графоманов хмурая, но хуже всего то, что автор даже не может определиться, седая она или белокурая, или и седая, и белокурая, и еще какая-то.... И ничего страшного нет в том, что белокурые волосы – это не седые, поскольку фактические ошибки для графоманов, как и повторение тысячу раз уже сказанного – обычное дело. А ведь у автора тоже много! медалей, признаний, премий... И какова их истинная цена? Они – лишь орудие несправедливости, благодаря шуму которого голоса действительно талантливых авторов остаются не слышны.

Очень хочется посоветовать ответственным лицам не доверять подобным «медалистам» и «лавриятам». Не тратить бюджетные средства на издание макулатуры, пожалеть читателей. А самим искателям славы — не позорить собственное имя.

Анна Велинская, критик, Краснодар.