С 4 марта по 17 апреля в Краснодарской «Художественной галерее «САНТАЛ» проходит выставка живописи, графики и скульптуры «Ню и цветы», посвященная Международному женскому дню 8 марта
3286
В экспозицию вошли 50 работ, созданных с 1958 по 2020 год двадцатью ведущими художниками Краснодара, Краснодарского края и Республики Адыгея.
«Красота спасет мир» Ф.М. Достоевский
В нашу эпоху, стремящуюся к равенству между женщиной и мужчиной, 8 Марта остается всеобщим и любимым праздником. Его не истребили ни социальные, ни культурные революции. Возникший под лозунгом феминизма, он в сознании людей превратился в женский праздник, связанный с обновлением жизни, весной, цветами, хорошим настроением.
Карл Маркс, как известно, на вопрос о том, что он ценит в женщинах, ответил одним словом: «Слабость». Именно эта идея вдохновила и авторов концепции художественного проекта «Ню и цветы», и всех его участников, которые восприняли его с большой радостью. Надо сказать, что большинство художников, чьи работы представлены на выставке, - мужчины, которые умеют любоваться женской красотой и природой (в виде цветочных натюрмортов, многие из которых имеют символический смысл).
Красота земная и небесная – таков диапазон эстетических представлений, воплощенных в живописных работах (картинах, этюдах) и графических листах художников Кубани. Два любимых ими жанра (цветочный натюрморт и обнаженная натура) позволяют передавать живое чувство, впечатление. Романтико-лирическое настроение присутствует в большинстве произведений, выполненных в разных стилях. Одни любят натуру, преклоняются перед самой жизнью во всех ее проявлениях, другие обращаются к ретростилям или предаются фантазиям. Чувственную красоту женщины и природы (в цветочных натюрмортах) ценят художники старших поколений. Более молодые авторы вкладывают в свои послания метафорический смысл. Здесь есть место постмодернистской иронии, шаржу.
В.И. Оноприенко еще в юности был увлечен импрессионизмом и последовательно развивал это направление (неоимпрессионизм) в своем творчестве. Женщины и цветы – главные его темы. Он – автор большого числа тонких по колориту серий «цветочных» натюрмортов и «ню», порой пугающих своей смелой эротичностью. Оноприенко был художником импульсивным, стремящимся передать в своих работах живое чувство, впечатление от увиденного. Поэтому из всех техник он выбрал пастель – любимую технику Клода Моне и Огюста Ренуара.
1990- е годы для многих художников и любителей искусства прошли под влиянием Серебряного века, давшего миру последние большие стили и направления в отечественном искусстве перед падением Российской империи (символизм, модерн, неоклассика, авангард).
Влияние иконы и фрески, символизма и французского модернизма определяют творчество А.А. Паршкова – одного из родоначальников региональной школы изобразительного искусства Кубани. Обнаженная натура у Паршкова в графике, живописи, скульптуре вполне одухотворенная, по – своему монументальная. То же можно сказать и о его натюрмортах, в том числе цветочных. Он чаще создает не этюды, а картины, действие которых происходит между небом и землей, поэтому и женщины, и цветы представляют собой своего рода эфирные тела.
М.В. Архангельский, как и Паршков, - гений места, «риджионалист». Он принадлежал к числу авторов, кто еще в 1970-1980 годы противопоставил соцреализму искусство свободное, яркое, выразительное, уходящее корнями в традиции постимпрессионизма, фовизма и экспрессионизма. В нем жила постромантическая мечта о Красоте как первооснове бытия, рожденная из игры стихийных сил Земли. Главным источником этой красоты являлась Природа и Женщина. Как правило, он изображал природу Большого Сочи, весенние сады, в которых цвели деревья и благоухали цветы. Сродни цветам и образы женщин-бабочек, подобные гейшам из японских гравюр или ориентальным одалискам из восточных сказок. В них трудно узнать наших современниц, тружениц сельского хозяйства или современных бизнес-вумен.
Широкая, пастозная живопись Н.П. Черняка («Летний вечер», 2010, «Лето», 2020) - отчасти французская, гурманская. Художник добивается, чтобы плоскость картин создавала динамическую картину мира. Фактурные изыски создают предельный коэффициент декоративности. Взмахи кисти рождают красочные аккорды основных цветов: красный, синий, желтый… Он любит плоть и цвет вещи.
Искусство постсоветского периода можно определить как полистилизм. Каждый из художников создает свою уникальную картину мира, свой идеальный язык для выражения современной реальности. Яркой широкой манерой письма, характерной именно для южно-российской школы, отличается творчество Н.П. Калугиной, В.Г. Беды, А.А. Акатьева, В.Т. Андрющенко, Н.И.Самгиновой, О.А. Сальковой. Все они – мастера цветочных натюрмортов, в которых живет энергия напитанной солнцем земли юга России. В этих натюрмортах присутствуют архетипы традиционной славянской земледельческой цивилизации и культуры, основанной на циклической парадигме времени. Здесь царствует миф и предание о Золотом веке, о райском саде, в котором нет смерти, а только вечное обновление. Надо сказать, что всех объединяет поэтическое видение мира. Красоту и гармонию они ищут в Природе, в каком-то смысле противопоставляя ее урбанистической цивилизации.
Эстетика, о которой Гете сказал: «Остановись, мгновенье, ты – прекрасно», близка работам А.Н. Куземки («Цветы», 2005), В.С. Яковлева («Сирень», 2017 г.), И.А. Седовой («Элегия», 2008 г.), Е.И. Саяпиной («Обнаженная», 1994 г.). Ясность пластического языка – вот их главный художественный критерий. Эти живописцы не поучают, не философствуют. Они создают мир, в котором человек живет в гармонии с природой. В этом мире не бывает войн, насилия, ненависти, трагедий. В нем царит порядок, соразмерность. Он узнаваем и близок людям.
Реалистическую стратегию с элементами идеализации последовательно развивает Н.Л. Райбац, представивший на выставку натюрморт «Полевые цветы» 2004 года. В своем творчестве художник стремится к абсолютному, классическому единству правды и красоты.
Искусство Л.И. Бальцер сформировалось из диалога двух культур (русской и немецкой) и представляет собой современный вариант «бидермейера», переплавленного в постмодернистском сознании. Художница пишет цветочные натюрморты, соединяя фигуративный язык с аллегориями и символами («Букет незабудок», 2016 г.). Интимность, камерность, сбалансированность пропорций, светлые цвета, любовь к изысканной, сложной фактуре, соединение технологии старых мастеров с новациями ХХ века, корпусного письма с акварельной манерой – отличительное качество ее живописи.
В основе творчества Ю.Н. Пономаренко национальные русские ценности соборности, семьи, человечности, любви. Стараясь создать гармоничный мир, Пономаренко скупо пользуется выразительными возможностями работы цветом. Он - мастер нюанса, создатель тонкой приглушенной живописной среды. Наиболее значимой для него становится приватная жизнь отдельного человека. Его герои - простые люди, живущие в постсоветском пространстве. На выставке представлена жанровая семейная сцена, наполненная легким юмором («Люся, я на рыбалку», 2020 г.).
В рамках философии постмодерна сформировалась художественная система Александра Саидова. Он ищет эстетических единомышленников в эпохе кватроченто, прерафаэлитов, у Генриха Семирадского, поздних академистов и в принципах Парижского художественного салона. Среди его персонажей - великосветские дамы, херувимы и ангелы, а также оживающие античные скульптуры («Статуя в лесу», 2009 г.).
А.И. Отрошко уводит нас от конкретной действительности в область мечты. Натура художнику необходима, но все же он преображает видимый мир. Будучи истинным южанином, он впитывает в себя все запахи и ароматы российских субтропиков и создает своего рода причерноморский рай, в котором царствует культ гедонизма и безмятежности («В гостях у Ведецкого».2009 г.). Художник зовет нас погрузиться в потоки чистых эмоциональных энергий, веселых игр, случайных находок и счастливой эйфории, но за всем этим присутствуют земля, юные женщины, похожие на цветы – жизнь, увиденная с высоты полета ангела.
Гедонизм и любовь к бытию, культ земли и женщины (архаической кубанской богини) в основе творчества С.Д. Воржева. Его многочисленные графические ню (в технике бумага и карандаш) реалистичны в глубоком метафорическом смысле. В них естьэнергия жизни, соединение натурфилософии и карнавальной культуры – вечной, неистребимой силы жизни. Все эти качества в соединении с постмодернистской иронией, гротеском и сарказмом присутствуют в серии графических работ П. П. Бабенко.
Впервые в Краснодаре выставляется Л.Н. Константинова («В плену грез» 2020). Выпускница Краснодарского художественного училища 1972 г., она 40 лет жила и работала сначала в Грозном, затем в Курганинске. Вернувшись в родной город, она продолжает творческую деятельность. Ее серии изысканных женских образов навеяны стилистикой японских гравюр.
Куртуазный маньерист, наследник стиля модерн с его культом изысканной линии и сложными символическими подтекстами, Сергей Нагорный предпочитает язык стилизации, что позволяет создавать возвышенные, не бытовые, не приземленные образы («Игра на интерес», 2020). Он относится к тем авторам, которые тяготеют к мифологизации образа природы и человека. Но это уже другие мифы, восходящие не к прообразам древних богинь, уютно расположившихся на лоне первозданной природы. Его дамы органично себя чувствуют только среди прелестей урбанизированного ландшафта. Здесь актуально не прошлое с его традиционным укладом жизни, а прекрасное будущее, где царят рафинированные небесные плеяды.
Украшением выставки стали десять скульптур С.А. Прозаровского, сочетающего язык академического искусства с традициями русской народной деревянной скульптуры. Для создания своих работ мастер использует ценные породы дерева (орех, каштан и др.) и металл, что позволяет подчеркивать фактуру, объем, движение. Он отказывается от статичности классической пластики, вкладывая в свои «ню» жанровое содержание, бытовые мотивы.
Самая молодая участница выставки Оксана Слёзина – выпускница Краснодарского художественного училища и Санкт-Петербургского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Художница предпочитает работать преимущественно в жанре натюрморта. Для нее изображения цветов - нечто большее, чем красота в чистом виде. Слёзина через натюрморт делится мыслями о современном мире, истории, культуре. Тему цветов она решает по-своему, окружая цветочные букеты вещами из повседневной жизни. Вместе они образуют непривычные контрасты и вызывают сложные ассоциации. Героями картин становятся как обыкновенные полевые или садовые цветы, так и изысканные, не существующие в природе, рукотворные (синие орхидеи). Рядом с современными предметами быта, созданными из металла и пластика, хрупкие цветы смотрятся трогательно и напоминают нам о том, что люди – часть природы.
Культура Кубани в последние десятилетия строится по принципу амбивалентности и полифонии. Она страстно стремится с одной стороны выйти за пределы культурной и региональной идентичности, а с другой стороны культивирует в себе идентичность и регионализм. Все это проявляется в двух главных природных и культурных аспектах современного мира, связанных с проблемами экологии жизни. Поэтому и идея выставки, посвященной 8 Марта, выходит за рамки гимнов красоте природы и женщины. Речь идет об экологии в широком смысле, стремлении сохранять саму жизнь на планете. Но для этого необходимы усилия не только художников.