О нашем земляке, художнике-архитекторе, герое Первой мировой войны Л.Р. Сологубе (1884-1956 гг.) многое можно прочитать в интернете, но есть сведения, которые и вовсе не упоминаются
1868
В изгнании большую часть жизни он прожил в Нидерландах, в тихой и уютной Гааге в доме № 451 на Bezuidenhoutseweg (дом не сохранился, в наше время на его месте расположена бензозаправка).
Поселившись в этом городе, Л.Р. Сологуб начал активную работу по пропаганде творчества русских художников. Уже в январе-феврале 1924 года он провёл здесь большую выставку русских художников, на которой представил и 68 своих картин на тему жизни Христа. Он тесно сотрудничал с галереей Pulchri (существует под этим названием и в наши дни) и входил в сообщество местных художников. Но до конца жизни он отказывался принять гражданство Нидерландов, жил здесь по нансеновскому паспорту, оставаясь подданным Российской империи.
Мастерская художника находилась неподалеку от Королевского дворца, и правившая в те годы королева Юлиана нередко посещала её и приобрела для своей коллекции множество произведений полюбившегося ей русского художника.
Кстати, надо отметить, что у королевской династии Нидерландов есть особая связь с русской культурой и историей. Нынешний король Нидерландов Виллем-Александр по женской линии является прямым потомком императора Павла I.
Дочь Павла I, Анна, вышла замуж за наследного принца Виллема Оранского (в будущем Виллема II) и позже, в 1840 году, стала королевой Нидерландов. Одним из условий её брака было то, что она останется православной христианкой. В связи с чем она организовала в Королевской резиденции в Гааге православную церковь, а после кончины супруга перенесла её во дворец Рюстенбург, где служил о. Иоанн (Грацианский). Дочь Павла I была очень любима подданными, в её честь назван город Анна Павловна, есть также улица в Гааге, носящая её имя.
Дворец с церковью унаследовала её дочь София (лютеранка по вере). София была замужем за великим герцогом Карлом-Александром, Саксен-Веймар-Эйзенахским, сыном русской великой княгини Марии Павловны. Супруги были лютеранами, но трижды в год посещали церковь, которая продолжала действовать, и присутствовали на заупокойных литургиях по Анне Павловне.
Однако в начале XX века королевский дворец был продан. На его территории решено было возвести здание российской миссии с церковью при ней. Планам строительства храма по проекту В. А. Покровского в неорусском стиле, намеченным на 1914 год, помешала начавшаяся Первая мировая война. Гаага осталась без православного прихода.
Новый храм на Obrechtstraat, 9 в честь Святой равноапостольной Марии Магдалины был заложен 9 июня в 1937 года по проекту Леонида Романовича Сологуба, о чём невозможно найти упоминание даже на современном официальном сайте прихода. Забыто и то, что художник-архитектор вёл надзор во время строительства храма. Небольшой по своим размерам приход Св. Марии Магдалины и по сей день вмещает всех, кто исповедует православие в Гааге.
На фото: церковь, спроектированная Леонидом Сологубом в Гааге.
Возможно, что денег за проект храма Л.Р. Сологуб не взял, как это было с памятником героям-артиллеристам, оборонявшим Шевардинский редут на Бородинском поле (именно ему посвящена новелла Проспера Мериме «Взятие редута»). В 1912 году к 100-летию Бородина здесь был установлен гранитный обелиск с надписью «Славному своему предку, батарейной № 12 роте, лейб-гвардии 3-я артиллерийская бригада». За безвозмездное проектирование памятника русским воинам позже офицеры подарили Леониду Сологубу памятный медальон, который в настоящее время находится в фондах Музея-заповедника «Бородинское поле». Это дар России его дочери И.Л. Сологуб.
В одном из писем, отправленных из Гааги своему сослуживцу, писателю А.Н. Степанову на склоне жизни, Леонид Романович писал: «Но будь уверен, дорогой, что я тот же артист-художник, каким был при тебе в 13,14,15 годах… Вот разве только старость изменила лицо, а душа осталась русская, широкая, свободная, черноземная…»
Ирина Леонидовна рассказывала, что её отец, несмотря на большое трудолюбие, «был беден и скромен в своих потребностях настолько, что на посмертной выставке в 1962 году один из голландских критиков назвал его «святым старцем». Хотелось, чтобы в храме, который он построил в Гааге, поминали и помнили нашего русского настоящего героя.
Наталья Щурик,
искусствовед,
руководитель культурно-просветительского проекта и галереи искусств «Кубань в лицах».
P.S. Автор выражает благодарность Наталии Викторовне Антюхиной (Нидерланды) за предоставленные сведения о жизни художника в Гааге.