Культура:

Летописцы эпохи

05.10.2023

С 27 сентября по 23 декабря 2023 года в Краснодарской «Художественной галерее «САНТАЛ» проходит выставка сорока ведущих художников Кубани и Адыгеи ХХ–ХХI веков «Свидетели эпохи»

Автор: Татьяна Соколинская

4271

С 27 сентября по 23 декабря 2023 года в рамках проекта АНО КПСОЦР Наследие поколений, поддержанного Президентским фондом культурных инициатив, в Краснодарской «Художественной галерее «САНТАЛ» проходит выставка сорока ведущих художников Кубани и Адыгеи ХХ–ХХI веков «Свидетели эпохи». В экспозицию вошли 44 живописных и графических произведения: исторические и жанровые композиции, портреты, натюрморты, пейзажи, созданные членами Краснодарской краевой организации ВТОО «Союз художников России» и Республики Адыгеи за последние 80 лет.

«Свидетели эпохи» – это масштабный художественный проект, который объединяет авторов, способных создавать эпические или философские произведения, в которых запечатлена история нашей страны на протяжении столетия. В картинах мастеров Кубани и Адыгеи мы видим жизнь людей нескольких поколений: их героические свершения в труде и во время Великой Отечественной войны, будни и праздники, их счастье и горе. Мы также видим южные ландшафты – степи, горы и море, пейзажи средней полосы России, дальнего Севера и Сибири, городские и сельские виды. С вниманием вглядываемся мы в лица тружеников полей, рабочих, интеллигенции, детей в лирических или парадных портретах. С любопытством и удовольствием разглядываем предметы интерьера, быта, сельскую и городскую утварь ушедшей эпохи, а цветочные букеты оживают на холстах многочисленных натюрмортов. Не только эпос, но и лирика свидетельствует о жизни нашего народа, обогащая репрезентативную иконографию сложностью и неоднозначностью своей частной жизни.

Произведения художников, вошедших в проект, созданы в разное время, они работали или работают в разных жанрах, техниках, но в них, как правило, есть верность реалистической эстетике, позволяющей правдиво отражать исторические, бытовые и культурные приметы времени.

Всех участников выставки можно разделить на три возрастные группы: первая – это участники или свидетели Великой Отечественной войны, вторая – рождённые в конце 1930-х годов и третья – конце 1940-х–1950-х. У всех – славная биография и в жизни, и в творчестве. Они жили и живут в сложные, но интересные времена, когда сама эпоха всегда давала повод для реализации своего таланта, возможность проявить патриотические чувства, нравственные императивы, стать летописцами своего времени и страны. Большое значение для становления художников сыграла система Домов творчества, где живописцы или графики жили, работали, общались. Такие организации были на Байкале, в Горячем Ключе, в Вышнем Волочке. Их значение для развития изобразительного искусства СССР трудно переоценить. Пребывание в Домах творчества давало художникам осознание причастности к Родине, огромной стране, её природе, культуре, народной жизни.

Старейшая художница Раиса Ивановна Солуянова (1914–1986), родившаяся ещё в Екатеринодаре, – родоначальница кубанского сельского натюрморта, мастер портретов, в которых присутствуют типажи времени, типические характеры с типических обстоятельств. Образ женщины, для которой война уже окончилась, но не окончилось горе («Воспоминания», 1945), волнует её лично, как женщину, человека и художника.

Творческая жизнь заслуженного художника РФ, участника Великой Отечественной войны Г. А. Булгакова (1916–2011) посвящена жанру тематической картины исторического, героического и бытового содержания. Писал он и портреты – парадные и камерные, пейзажи Дальнего Востока и Прибалтики, средней полосы, русского Севера и Краснодарского края. Булгаков – автор одной из самых знаменитых исторических картин: «Колумб российский. Г. И. Шелихов на Дальнем Востоке» (1957). Она посвящена выдающемуся русскому путешественнику, мореплавателю второй половины ХVIII века, основавшему первые поселения в Северной Америке (из собрания Краснодарского краевого художественного музея им. Ф. А. Коваленко). На выставке представлены тематические этюды художника 1960–1970-х годов: «Трудовой Енисей», «Сталевары за работой», «Порт Дудинка», «Краснодарская ТЭЦ».

Г.А. Булгаков, "Сталевары за работой" (Азовсталь), 1958 г.

А.Г. Булгаков, "Родные мелодии", 1982 г.

Большими историческими и героическими картинами представлен младший современник Булгакова, заслуженный художник РФ Василий Васильевич Монастырный (1946–2017), прославившейся монументальным полотном «Переселение казаков на Кубань» (из собрания Краснодарского краевого художественного музея им. Ф. А. Коваленко). Последние двадцать лет творческой жизни мастера главными его темами стали иллюстрации Евангелия («Голгофа», 2008) и обличение негативных социальных проблем современной России.

Тонкие, лирические пейзажи заслуженного художника Республики Адыгеи Владимира Михайловича Мехеда (1924–1998) имеют, как правило, камерный характер («Городской пейзаж», 1980, «Домашние хлопоты», 1967). Его интересует природа и повседневная жизнь простого человека. Он быт понимает как бытие и видит красоту в повседневности. Горные пейзажи художника скорее романтические, чем реалистические. В течение своей творческой жизни майкопский живописец выходил на пленэр в любое время года, стремился написать все уголки родной Адыгеи, угадывая настроение ускользающей природы.

Пётр Денисович Филиппенко (1926–2019), заслуженный художник Республики Адыгеи, окончив Краснодарское художественное училище, жил и работал в Майкопе, где прославился как мастер тематической картины и портрета. На картине «Ликбез» (1972) мы видим, как во время обеденного перерыва неграмотные колхозники осваивают азы счёта, чтения и письма. Художник сохранил для потомков исторические факты, о которых молодое поколение уже не может помнить.

Филиппенко П.Д. "Ликбез", 1972 г.

Майкопский живописец Геннадий Тимофеевич Клюжин (1935–2016), заслуженный художник Республики Адыгеи – автор жанровых работ, наиболее ярко характеризующих его эпоху. Любимая тема художника – семья, дом и домашние хлопоты (Купание (воспоминание о матери), 1970–1985, «Письмо», 1970), труд и трудовые будни простых людей («Строительство дороги на Лаго-Наки», 1979).

Книжный график, плакатист и живописец, участник Великой Отечественной войны И. Я. Коновалов (1919–2013) в позднем творчестве сочетает язык реализма с элементами символизма. В живописной работе «Окопные сны», посвящённой Великой Отечественной войне (1970), он создаёт образы солдат, спящих на земле, под засыпающим их снегом. Атмосферу сна создаёт преимущественно синий цвет, уносящий персонажей из реальности в мечту. Одному из них снится мама, похожая на Богоматерь с нимбом вокруг головы. Коновалов во многих своих картинах сочетает поздний суровый стиль с элементами иконы и фрески («Вышли из окружения»), это придаёт его творчеству торжественный, величественный, эпический характер.

Коновалов И.Я. "Трудное время", 1941 г.

Мастер исторических картин, краснодарский художник Иван Ильич Захаров (1936–2019) досконально исследовал факты и сведения достоверных источников по выбранной для своего произведения тематике, в своём творчестве мастер всегда стремился соблюсти историческую правду. На выставке представлена его работа, посвящённая времени Великой Отечественной войны («Привал», 2017). На переднем плане изображены казаки в бурках со своими боевыми лошадьми, за ними – танкисты и пехота в зимних маскхалатах, на заднем плане – танки. Бойцы остановились для короткого отдыха, возможно, во время маршброска или для обсуждения боевых задач.

Майкопский живописец Павел Григорьевич Амасьян (1922–2001), заслуженный художник Республики Адыгеи, сочетает пейзаж с жанром. Его марины, горные ландшафты, сельские виды населены людьми, стадами баранов, индюков. В них всегда идёт жизнь деятельная, лишённая созерцания. Он пишет парадные портреты кораблей-тружеников в Новороссийском порту, море гордых индюков на птицеферме, стада овец на фоне Кавказских гор. Даже на пляже в Анапе курортники выглядят энергичными и подтянутыми. Сохраняя свежесть пленэра, живописец всё же стремится написать пейзаж-картину, отражающую ритм трудового героизма и энтузиазм, присущий людям 1960–1970-х годов.

Близок Амасьяну краснодарец В. И. Бирюков (1918–2010), для которого тоже было важно правдиво передать реалии окружающей жизни. Те же качества присутствуют и в портретах, в которых подчёркиваются социальные характеристики – ветеран труда, сестра-хозяйка «Академической дачи». Бирюков, как и многие другие, работал в Домах творчества «Горячий Ключ» и «Академическая дача им. И. Е. Репина», и здесь он, помимо пейзажей, писал жанровые картины и портреты.

Владимир Валентинович Зуботыкин (1933–2010) также бывал на «Академичке». Его работа «Сенокос», 1980 года написана именно в окрестностях Академической дачи. В то время сенокос был неотъемлемой частью сельской жизни. В каждой крестьянской семье был домашний скот: коровы, свиньи, овцы, козы. И в летние месяцы вся семья была занята заготовкой для них сена. Мужчины косили траву, женщины и дети были заняты сушкой. Летом в деревне работы хватало на всех.

Заботыкин В.В., "Подружки", 1980 г.

Заслуженный художник РФ Валентин Фёдорович Папко (1939) прославился в 1970–1980 годы героическими картинами из истории молодой советской власти, монументальными панно, мозаиками на Краснодарском Доме книги, в Тимашевском музее семьи Степановых. После десятилетнего перерыва в 1990-е годы он возвратился к большой тематической, бытовой или героической картине. В центре внимания триптиха «Жернова перестройки» (2015) – обманутый народ, перемолотый трагическими событиями последних тридцати лет. Последние годы любимыми героями Папко стали старики, которые больше других пострадали от социальных изменений последнего времени. В картине «Ушедшее лето» – исключительно красивой по живописи – изображён старик с всклокоченной бородой, чем-то похожий на Льва Толстого в старости. Он сидит в хате, рядом с развешенной для сушки кукурузой, погружённый в раздумья о прожитой жизни. Из двух больших окон льётся свет, освещая комнату и старика. Приём контражура придаёт этой сцене родство с иконой или фреской.  

Николай Петрович Турков (1932) – художник по духу возрожденческий, мастер живописи, графики, монументального и декоративно-прикладного искусства. На выставке представлены декоративное панно в технике дерева, эскизы витражей, фарфор, графика. В 1960-е годы Турков работал мастером участка на фарфоро-фаянсовом заводе «Чайка». Он был из тех, кто создавал кубанский, предельно декоративный стиль (в 1960–1970-е годы) в фарфоре и фаянсе.

Юрий Николаевич Пономаренко (1951) в своих работах создал образ мира, в котором тесно переплетаются личное и общественное. Он представил на выставке одну из своих знаковых картин «Пригубим домашнего за Победу», написанную в 2005 году. Во время работы в Доме творчества СХ в Горячем Ключе 9 мая он увидел сцену на улице: ветеран Великой Отечественной войны сидел на лавочке возле своего дома и предлагал всем прохожим выпить красного вина. Эта история так потрясла художника, что он написал картину, в которой воплотил черты не только незнакомого человека, но и своего отца, который служил артиллеристом на Ленинградском фронте.

Николай Леопольдович Райбац (1953) представлен парадным портретом отца («Портрет отца», 1980), в котором он совмещает прошлое и настоящее. Художник изображает отца в своей мастерской, главном месте жизни и творчества. Пожилой человек со сложной судьбой окружён разнообразными атрибутами художественной деятельности. Он погружён в себя, воспоминания о молодости. Картина заряжена высокой степенью эмоциональности, и это передаётся зрителям.

Степенью погружения в историческое прошлое России ХХ века портрет Райбаца чем-то близок портретам родителей Владимира Степановича Яковлева (1948), который через портрет отца («В его жизни была война», 2010) раскрывает судьбу страны. Яковлев создаёт портреты-характеристики. Глядя на них, возникают самые широкие ассоциации об их трагической молодости, совпавшей с Великой Отечественной войной.

Живописец Валерий Валентинович Кухно (1945–1998) – автор многочисленных многофигурных композиций, на которых он изображает простых людей: колхозников, рыбаков. Причём он не отделяет главных персонажей от второстепенных, а подчёркивает своего рода хоровое начало народной жизни («Первое собрание колхоза, 1987, «Свадьба у рыбаков», 1986). Если в области композиции, темы и сюжета он остаётся реалистом, то в области технологии склонен экспериментировать, соединяя масляную живопись с различными нетрадиционными добавками.

Заслуженный художник РФ, мастер реалистических и фантастических картин из жизни кубанских казаков Сергей Дмитриевич Воржев (1950–2023) на выставке представлен ранней работой «Петровский канал» (1983). Это было время поисков и в области языка (он осваивал живописный язык старых мастеров эпохи Северного Возрождения), и в области тем и сюжетов. Если последние годы его жизни посвящены преимущественно своей малой родине – станице Варениковской, то в молодости он писал пейзажи средней полосы России, восхищаясь красотой деревянных изб, низкого сурового неба.

Сибиряк, в молодости окончивший мореходное училище, Евгений Евгеньевич Казицын (1950) успел поработать рулевым мотористом на Енисее. Много лет живя и работая на Кубани, он сохранил любовь к Сибири, её просторам и сильным людям. Работа «Виды на урожай картошки» (2013) – это, по мнению самого художника, – «метафора: если у русского человека картошка уродилась, то его ждёт сытый год: еда для людей и животных и немного на самогон для радости».

Майкопский художник Борис Иванович Воронкин (1941) любит разные жанры, но в них он сохраняет черты картинности, композиционной классической целостности («С отцом», 2005). В пейзажах часто создаётся картина мира, а не часть ландшафта, в портретах (даже если это не парадные, а вполне камерные работы) присутствуют черты историзма. В автопортрете «С отцом» Воронкин изображает себя на Красной площади с фотографией отца на груди. Он таким образом участвует в акции «Бессмертный полк», которая проходит по всей стране 9 мая. 

Владимир Тимофеевич Андрющенко (1953) – мастер натюрморта-картины и пейзажа-картины, в которых всегда присутствует образ человека, нашего современника. Через предметы интерьера или архитектуру художник передаёт нравственные нарративы, которые служат точкой опоры. Художник поэтизирует и улицы старого города, и бытовые предметы, окружающие человека в его повседневной жизни («Краснодарский дворик», 1994). И во всём он стремится передать гармонизующее влияние людей на окружающий мир.

Язык графических произведений в отличие от живописного отличается в сторону усиления концептуальности, метафоричности, экспериментальности. Графики более свободны в освоении пластических новаций ХХ века. Язык плаката, кинематографа влияют на станковые графические листы в технике офорта, линогравюры, литографии. И только акварель остаётся традиционной – хранительницей языка чувств, впечатлений, ощущений. Среди акварелей – «День победы» (1980) Михаила Валентиновича Архангельского (1937–2006), для которого важна память сердца, живое чувство. Он изображает сцену в интерьере мастерской: на мольберте висит шинель деда, его шапка-будёновка, старые сапоги. За счёт растянутых по тону монохромных сочетаний возникает лирическая поэма о революции и гражданской войне. Совсем иначе эту тему переживает Светлана Петровна Новгородова в полиптихе «Крымский комбинат», где используется монтаж, сочетающей стиль плаката с православной иконой. Это позволяет создать летопись Крымского комбината – от его основания на заре становления СССР.

Владимир Павлович Солодовник прославлен на Кубани как мастер офорта, главной темой которого является природа, экология и жизнь человека на земле («Трудный рис», 1986. Бум., офорт). Он практически единственный последовательный анималист, создавший серию образов диких животных и рыб, распространённых на Кубани или уже вошедших в Красную книгу. Чем-то близки производственной теме Солодовника линогравюры Сергея Владимировича Савенко (1930–2010), к примеру, «Рыбаки», которая посвящена нелёгкому труду рыбаков, которые ловят рыбу в Чёрном море. Савенко также работал в жанрах импрессионистических и реалистических пейзажей, писал сельские ландшафты и портреты.

С середины 1980-х годов среди краснодарских графиков возникает интерес к более глубокому, философскому осмыслению истории России. Это характерно для книжной и станковой графики Олега Мстиславовича Гаврилова («Ибо не знается ни дня, ни часа», 1988. Цветная гравюра»). А многочисленные серии городских пейзажей Ольги Валерьевны Беднаржик, посвящённых Екатеринодару-Краснодару в технике цветной гравюры на пластике, офорта, монотипии, представляют собой своего рода Библию нашего города, которая требует долгого и творческого осмысления. 

Много лет работал в технике литографии Алексей Андреевич Паршков (1947), который в своих ранних графических произведениях 1970–1980-годов, обратившись к образу сельской Кубани, создаёт свой миф о Золотом веке, который развивает в дальнейшем в живописных произведениях. Главные темы его работ – это семья, мужчина и женщина, дети, природа Кубани («Полдник», 1993. Холст, масло). А. А. Паршков переносит житейские эпизоды быта жителей станицы Корсунской в область символов, древних славянских архетипов.

Особенностью творчества представленных художников является верность народному духу. Практически о каждом можно сказать: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет». Какие бы темы ни избирали художники для своих картин – от исторических до бытовых, в каких видах или жанрах ни работали, они, каждый по-своему, создают языком пластики и цвета летопись своей страны – вечную книгу для потомков. В этой книге запечатлена бессмертная память о наших отцах и дедах, которые имеют полное право остаться на страницах истории. «Добрым молодцам урок» – эти классические строки, написанные для грядущих поколений, как нельзя лучше отражают основной посыл выставки «Свидетели эпохи» и творческую концепцию одноимённого проекта. В рамках выставки для молодёжи Краснодарского края пройдут уроки памяти на основе живописной летописи страны, которую писали те, кто был не только очевидцем важнейших событий новейшей истории нашего Отечества, но и сам творил историю.

Член АИС Татьяна Соколинская

На главном фото - работа Елены Саяпиной, "Мои родители. Вербное воскресенье".