Культура:

«Мастер и Маргарита» - гимн любви

23.09.2025

Постановка архангельского театра на краснодарской сцене раскрыла код, зашифрованный Михаилом Булгаковым

Автор: Галина Ташматова

262

В минувшее воскресенье закончились  гастроли  в Краснодар театра драмы имени М. В. Ломоносова из Архангельска. На большой сцене Краснодарского академического театра драмы в рамках проекта «Большие гастроли»» архангелогородцы показали шесть спектаклей. Первый из них - трагикомический фарс «Мастер и Маргарита» по роману Михаила Булгакова, краснодарская публика  приняла  с первых же сцен.

Громкие аплодисменты восторженных зрителей то и дело раздавались по ходу пьесы, выражая зрительское одобрение. Редкий театр сегодня не обращался к этому известному, и даже модному нынче произведению. Краснодарскому зрителю есть с кем сравнивать постановку архангелогородцев.  И сравнение это было в пользу наших гостей.

Политическая сатира Булгакова на литературный процесс и агитпроп молодой советской республики была блестяще передана режиссером Андреем Тимошенко. Неприязнь к «желтым цветам», которые явно вызывали у автора романа раздражение, режиссер расшифровывает неожиданно и гениально.

Да это же пародия на Женский день – детище Розы Люксембург и Клары Цеткин с его официальной демонстрацией внимания к женщинам!  Любви ко всем женщинам вообще в условленный календарный день… Режиссер вслед за автором Булгаковым противопоставляет декретированной любви любовь истинную - мужчины и женщины: Мастера (арт. Иван Братушев) и Маргариты (арт. Екатерина Зеленина), перед которой отступает  воплощенное зло – Воланд ( арт. Михаил Кузьмин).

Вечный сюжет - суд Понтия Пилата (арт.Иван Братушев), а затем и толпы над Иешуа Га-Ноцри (арт.Петр Куртов)  в спектакле театра Ломоносова  служит фоном для выражения главных  заповедей Христа - возлюби Бога своего и ближнего своего, как самого себя. Именно такую жертвенную любовь, полную страданий и самоотречения, сыграла не мистическая, а реальная женщина -  главная героиня спектакля Маргарита. Значит, такая любовь существует, утверждает спектакль. И в этой его убежденности – главный посыл современникам, утратившим веру в это жизнеутверждающее чувство.

От киношных образов в стиле женщина – вамп  Маргарита в спектакле архангельского театра отличается разительно. В ней нет внешней броскости и эпатажности.  Она из тех, кто растворяет себя в любви и служит ей верно и жертвенно. И именно такое прочтение образа главной героини поднимает спектакль до эпических высот.

Роман Булгакова в постановке этого театра   -  не мистика и чертовщинка. Это гимн вечной любви, которая способна расцветать где угодно и когда угодно. Даже в скованной страхом доносов и репрессий предвоенной Москве.

Замысел режиссера Тимошенко, талантливо воплощенный актерами труппы на краснодарской сцене, ставит постановку «Мастер и Маргарита» архангельского театра  в первый  ряд лучших российских спектаклей, поставленных по произведениям отечественной классики. Краснодарская публика высоко оценила этот спектакль, проводив нескончаемыми овациями его создателей и актеров.

Галина ТАШМАТОВА