
Постановка архангельского театра на краснодарской сцене раскрыла код, зашифрованный Михаилом Булгаковым
262
В минувшее воскресенье закончились гастроли в Краснодар театра драмы имени М. В. Ломоносова из Архангельска. На большой сцене Краснодарского академического театра драмы в рамках проекта «Большие гастроли»» архангелогородцы показали шесть спектаклей. Первый из них - трагикомический фарс «Мастер и Маргарита» по роману Михаила Булгакова, краснодарская публика приняла с первых же сцен.
Громкие аплодисменты восторженных зрителей то и дело раздавались по ходу пьесы, выражая зрительское одобрение. Редкий театр сегодня не обращался к этому известному, и даже модному нынче произведению. Краснодарскому зрителю есть с кем сравнивать постановку архангелогородцев. И сравнение это было в пользу наших гостей.
Политическая сатира Булгакова на литературный процесс и агитпроп молодой советской республики была блестяще передана режиссером Андреем Тимошенко. Неприязнь к «желтым цветам», которые явно вызывали у автора романа раздражение, режиссер расшифровывает неожиданно и гениально.
Да это же пародия на Женский день – детище Розы Люксембург и Клары Цеткин с его официальной демонстрацией внимания к женщинам! Любви ко всем женщинам вообще в условленный календарный день… Режиссер вслед за автором Булгаковым противопоставляет декретированной любви любовь истинную - мужчины и женщины: Мастера (арт. Иван Братушев) и Маргариты (арт. Екатерина Зеленина), перед которой отступает воплощенное зло – Воланд ( арт. Михаил Кузьмин).
Вечный сюжет - суд Понтия Пилата (арт.Иван Братушев), а затем и толпы над Иешуа Га-Ноцри (арт.Петр Куртов) в спектакле театра Ломоносова служит фоном для выражения главных заповедей Христа - возлюби Бога своего и ближнего своего, как самого себя. Именно такую жертвенную любовь, полную страданий и самоотречения, сыграла не мистическая, а реальная женщина - главная героиня спектакля Маргарита. Значит, такая любовь существует, утверждает спектакль. И в этой его убежденности – главный посыл современникам, утратившим веру в это жизнеутверждающее чувство.
От киношных образов в стиле женщина – вамп Маргарита в спектакле архангельского театра отличается разительно. В ней нет внешней броскости и эпатажности. Она из тех, кто растворяет себя в любви и служит ей верно и жертвенно. И именно такое прочтение образа главной героини поднимает спектакль до эпических высот.
Роман Булгакова в постановке этого театра - не мистика и чертовщинка. Это гимн вечной любви, которая способна расцветать где угодно и когда угодно. Даже в скованной страхом доносов и репрессий предвоенной Москве.
Замысел режиссера Тимошенко, талантливо воплощенный актерами труппы на краснодарской сцене, ставит постановку «Мастер и Маргарита» архангельского театра в первый ряд лучших российских спектаклей, поставленных по произведениям отечественной классики. Краснодарская публика высоко оценила этот спектакль, проводив нескончаемыми овациями его создателей и актеров.
Галина ТАШМАТОВА