На прошлой неделе состоялась официальная презентация новых экспозиционных залов художественного музея имени Ф.А. Коваленко
940
На прошлой неделе состоялась официальная презентация новых экспозиционных залов художественного музея имени Ф.А. Коваленко
В рамках этого события в новых залах представлялось сразу две экспозиции: "Изобразительное искусство Кубани. XX век" и выставка, посвященная 55-летию художественно-графического факультета Кубанского государственного университета. На открытие пришли чиновники министерства культуры краевой администрации, депутаты ЗСК, деятели культуры края, представители СМИ и просто горожане, интересующиеся культурой. "НГК", неоднократно освещавшая разные вопросы, касающиеся данного здания, также не могла оставить без внимания знаковое событие в культурной жизни города.
Сам музей расположился в здании бывшей Екатеринодарской конторы Госбанка, построенной известным архитектором Иваном Мальгербом еще в конце позапрошлого века. Здание было реконструировано после Великой Отечественной войны, в 1954 году, по проекту архитектора Е.В. Красновой. Тогда же был надстроен третий этаж. В конце прошлого века здание было передано музею Коваленко, но до поры до времени ремонтно-реставрационные работы велись не сильно активно. Положение стало меняться с 2008 года, когда краем начали выделяться действительно значимые суммы на ремонт помещения. В прошлом году, когда музей им. Коваленко отмечал 110-летие, реконструкция вступила в завершающую стадию, а в январе нынешнего года все ремонтно-реставрационные работы были завершены. Была воссоздана даже узорная плитка, выместившая пол здания в момент его постройки, по словам Вячеслава Саркисова, этой работой занимались мастера из Турции.
Игрой на музыкальных инструментах развлекали собравшихся воспитанницы школы-интерната имени Захарченко в ожидании главных гостей мероприятия: министра культуры Краснодарского края Галину Солянину, председателя комитета ЗСК по вопросам культуры Татьяну Хлопову, ну и самого директора музея Вячеслава Саркисова. С их прибытием началась церемония открытия. После очередного выступления воспитанников школы-интерната слово взяла министр культуры Галина Солянина. Ее речь была на удивление краткой.
– Благодаря помощи администрации Краснодарского края и ЗСК, губернатора Кубани Александра Ткачева и председателя кубанского парламента Владимира Бекетова, вице-губернатора Галины Золиной все мы получили подарок – новые залы художественного музея, – заявила министр культуры, – с 2008 по 2014 годы на реконструкцию художественного музея им.
Ф.А. Коваленко из краевого бюджета было выделено более тридцати миллионов рублей. В обновленных залах в этом году покажут как минимум около десяти выставок. Хочется пожелать музею креативных идей, новых выставок и понимающих посетителей.
Примерно в том же духе высказалась и Татьяна Хлопова, заявившая, что открытие новых залов – "историческая веха" в культурной жизни края. Заслуженный художник России Сергей Дудко украсил свое краткое выступление цитатами из Дени Дидро, Альберта Эйнштейна и Николая Рериха, говоривших о важности поддержки и развития всех культурных начинаний в государстве. Декан художественно-графического факультета Кубанского госуниверситета Юрий Коробко отметил, что сейчас многие шедевры, без преувеличения, мирового уровня, ранее хранившиеся в запасниках, теперь могут быть доступны посетителям музея.
Об этом же говорил и директор музея Вячеслав Саркисов, давший корреспонденту небольшое интервью.
– Мы открылись, можно сказать, по плану, – рассказывает директор, – хотели открыть эти залы в Год культуры и сделали, как задумали. Данное расширение позволит нам увеличить площадь экспозиций на восемьсот квадратных метров, то есть почти вдвое. Многие картины, которые мы раньше не имели возможности выставить, теперь будут представлены в этих залах. Среди них работы художников девятнадцатого века, например, картина первого кубанского художника Евгения Посполитаки "Утро в горах", работы современных мастеров.
Вячеслав Саркисов также рассказал, что в ходе реставрационных работ фактически заново были созданы все коммуникации: водоснабжение, электросети, отопление и так далее. Не мог наш корреспондент удержаться от вопроса: не препятствует ли нормальному функционированию музея расположенный рядом ресторан "Духан"? Читатели нашей газеты помнят, что данную тему на страницах "НГК" неоднократно поднимал известный питерский архитектор Валентин Гаврилов. Вячеслав Саркисов сказал, что ресторан находится на своей земле и комментировать что-либо он не может.
Как бы то ни было, открытие новых залов и впрямь стало настоящим подарком для краснодарских ценителей искусства. В залах музея развернута экспозиция, приуроченная к 55-летию худграфа, она включает более двухсот работ выпускников и преподавателей этого учебного заведения: живопись, графика, иконы, изделия декоративно-прикладного искусства, иллюстрации, макеты и другие экспонаты. История же становления и развития кубанского изобразительного искусства в течение XX века была представлена в экспозиции на втором этаже, где и происходила церемония открытия. Выставка открывается уже упомянутой работой Евгения Посполитаки. Работы мастеров следующего поколения – Николая Шарикова, Гаика Аветисьяна, Василия Козлова, Ивана Коваленко – показывают многообразие художественных направлений первой трети XX века. На картинах участников Великой Отечественной войны – Павла Калягина, Ивана Халюткина, Петра Ружейникова, Григория Булгакова и Николая Миронова – изображены военные и трудовые подвиги, мирная жизнь, передана атмосфера духовного подъёма и массового трудового энтузиазма земляков. Традиции школы соцреализма, так называемого "золотого века" искусства Кубани, пришедшийся на 70-80-е годы, можно проследить в творчестве художников послевоенной поры: Граера Аракельяна, Григория Булгакова, Евстафия Чичкана, Виктора Онищенко, Виктора Крысина, Владимира Носкова, Григория Кравченко, Александра Калугина, Надежды Калугиной. В конце XX столетия в кубанском искусстве прослеживаются разнообразные художественные течения постмодернистской направленности, которые представлены в работах Алексея Паршкова, Игоря Пугача, Павла Бабенко, Сергея Воржева, Анатолия Бойчука, Василия Монастырного, Михаила Архангельского, Лидии Самокиш. Впервые после реставрации представлены произведения таких художников, как Александр Мочалов, Евгений Цей- своего рода диссидента кубанской живописи, собиравшегося даже выставляться на печально известной "бульдозерной выставке" в Москве. В Краснодаре, впрочем, Цею повезло не намного больше – его работа "Борющийся со змеем" провисела на единственной выставке, где ей повезло экспонироваться не более двадцати минут. И, глядя на эту картину, понимаешь, почему так было – слишком уж не вписывалось в "соцреализм" изображение голого мужчины, держащего за горло скалящегося змея, с подмигивающим откуда-то со второго плана низеньким человеком в одеянии кардинала, со змеиными глазами и козлиными ногами.
– Такие художники, как Цей, многое пытались подать намеком, иносказательно, – поясняет научный сотрудник музея Людмила Никонова, выступавшая еще и как экскурсовод на этой выставке, – думаю, он хотел показать этой картиной человека в цепях системы, может, даже самого себя. Тогда как человек с козлиными ногами и змеиными глазами может символизировать чиновника.
Всего же, по словам Людмилы Никоновой, на данной выставке представлено свыше девяноста работ: живопись, графика, произведения декоративно-прикладного искусства и скульптура известных мастеров Кубани.
Денис ШУЛЬГАТЫЙ