«МЫ НЕ ГОВОРИМ: «ДО СВИДАНИЯ!» – сказал мэр Сочи на прощание Зимнему фестивалю искусств Юрия Башмета
25.02.2015В Сочи грандиозным гала-концертом завершился VIII Зимний международный фестиваль искусств Юрия Башмета, проходивший с 13 по 22 февраля. Итог фестивальной феерии подвели, в частности, Барри Дуглас вместе с Государственным симфоническим оркестром &laq
929
В Сочи грандиозным гала-концертом завершился VIII Зимний международный фестиваль искусств Юрия Башмета, проходивший с 13 по 22 февраля. Итог фестивальной феерии подвели, в частности, Барри Дуглас вместе с Государственным симфоническим оркестром "Новая Россия" под управлением Юрия Башмета. Они блистательно исполнили Первый концерт для фортепиано с оркестром Петра Ильича Чайковского, ставший одним из музыкальных символов России. Аншлаговый зал удостоил пианиста ураганного шквала аплодисментов. В юбилейном концерте, посвященном 175-летию со дня рождения Чайковского, с неменьшим успехом солировали лауреаты I премии Международного конкурса имени Чайковского Густав Ривиниус (виолончель, Германия, победитель IX конкурса в 1990-м) и Хибла Герзмава (сопрано, Россия – Абхазия, обладатель Гран-при X конкурса в 1994-м). "Вариации на тему рококо" для виолончели с оркестром вызвали у знатоков слезы восхищения. А легендарные оперные партии в исполнении примадонны Московского театра имени Станиславского и Немировича-Данченко заставили учащенно биться сердца, влюбив в нее почти всех гостей фестиваля.
Проявление бессознательного
Может быть, как раз от избытка чувств мэр Сочи Анатолий Пахомов, произнося прощальную речь со сцены, невольно исказил речевое клише: "Мы не говорим вам: "Прощай", а говорим: "До свидания". В подаче Анатолия Николаевича фраза звучала так: "Мы не говорим вам: "До свидания", а говорим: "До новых встреч!"
С другой стороны, оговорка – "по Фрейду": проявление бессознательного, прорвавшегося в сознание посредством слов. Ведь позиции проекта Юрия Башмета в Сочи не так незыблемы, как кажется. Давайте пофантазируем и поставим себя на место выдающегося альтиста и дирижера. Ну, привез я на курорт фестиваль с концертами классической музыки и звездами первой величины, бесплатными мастер-классами для детей и другими сопутствующими образовательными проектами (выставками, конференциями для менеджеров, организовывающих фестивали искусств, школой для журналистов, пишущих о культуре). Чего я, Башмет, жду от города и края? Понимания, помощи, поддержки. Как было бы хорошо, если бы фестивалю в местных СМИ предшествовала волна анонсовых материалов, доходчиво и ненавязчиво разъясняющая замысел предстоящих представлений, популяризирующая высокое искусство, не занижая планку, а подтягивая к этой планке публику. Ведь в зале должен быть не просто народ, а Слушатель, знающий, к примеру, что между частями симфонического концерта аплодировать не принято (как и чавкать за столом – культурный код).
Между прочим, используя административный ресурс, можно ведь и помочь с организацией заполняемости залов за счет отдыхающих в санаториях, деятелей культуры и искусства из сочинских и краевых профильных учреждений. В учебные аудитории, где проходят мастер-классы, можно собирать детско-юношескую аудиторию из школ искусств со всей Кубани. Вместо этого на ряде концертов, включая гала-концерт открытия, – пустые ряды! Разве нельзя было за восемь лет общими усилиями создать приемлемые условия для реализации знакового социально-культурного проекта?
Конечно, спасибо мэру Сочи за обещание присвоить в будущем звание "Почетный гражданин города-курорта Сочи", но я, Башмет, работаю "не корысти ради". Звания приятны, но не компенсируют отсутствия системной поддержки. Тем более что и с финансами есть вопросы. Например, из-за финансовых проблем, вопреки планам, в финальном гала-концерте не выступил Всероссийский юношеский симфонический оркестр. Были и другие вынужденные меры "оптимизации" программы. Если из года в год я буду работать себе в убыток, то, в конце концов, махну на "благое начинание" рукой. Все-таки моя фамилия – Башмет, а не Рокфеллер.
Разумеется, далеко не факт, что ход мыслей Юрия Абрамовича постфактум принимает именно такой оборот. Однако, судя по итоговой пресс-конференции, Зимний фестиваль искусств в Сочи все-таки пока не очень "зимоустойчив".
Дефицитный бюджет
– Любой продукт стоит неких денег, – напоминает исполнительный директор фестиваля и гендиректор Русского концертного агентства Дмитрий Гринченко. – Сочинский фестиваль – недешевый глобальный проект. Большую долю в бюджете играет выручка с билетов. Мы готовы снизить цены на билеты, если найдется тот, кто за это заплатит. Билеты в Зимний театр стоили от 500 рублей, были в продаже, а в партер – 5 тысяч. Уже второй год мы продаем абонементы на фестиваль, они дешевле обычных билетов. Концерты в Органном зале – от 200 до 700 рублей за билет. Какую-то часть концертов пришлось сократить из-за нехватки средств. Сейчас фестиваль имеет дефицит бюджета, который мы оплачиваем из своих средств.
По словам Гринченко, государственная поддержка присутствует: и от администрации Сочи, и администрации Краснодарского края, и Министерства культуры России. Ситуация с дефицитным бюджетом случилась потому, что фестивальная программа планировалась, исходя из соотношения: 45 рублей за евро. Но курс резко изменился, а иностранные артисты не меняют райдеры, включающие гонорары, авиабилеты, гостиницы.
– Спасибо государству, – говорит Дмитрий Владимирович, – что оно не урезало помощь и сохранило суммы поддержки на прошлогоднем уровне. А дефицит? Живем один раз! Не так давно мы создали партнерскую структуру фестиваля – клуб друзей. Из числа публики, готовой регулярно посещать наши мероприятия. Мы хотим, чтобы сочинцы стали ближе к фестивалю. Это будет не спонсорская помощь, а, скорее, ресурсная. С двумя организациями мы уже договорились. Сочи и фестиваль любят друг друга, но мы хотим еще более сблизиться. Так, чтобы горожане имели возможность участвовать в фестивальной жизни.
Как сообщил гендиректор Русского концертного агентства, в связи со сложной финансовой ситуацией пока под вопросом судьба осеннего фестиваля классической музыки, который Юрий Башмет впервые провел в Сочи в прошлом году. Идут переговоры.
"Нового Шостаковича пока не наблюдается"
Сам арт-директор Зимнего фестиваля искусств выделил проходивший в фестивальных рамках Первый конкурс молодых композиторов имени Альфреда Шнитке и Святослава Рихтера.
– Конкурс композиторов очень порадовал, – делится Юрий Абрамович. – Это школа молодых авторов, где абсолютно разный и очень современный язык. Как у картины должна быть рамка, у каждого музыкального произведения есть форма и время. Все участники – профессионалы, владеющие формой. Первая премия – у Андрея Бесогонова, чья музыка, может быть, не так трогала душу, имела модерновый язык! "Жертва Молоху" Бесогонова удивительно передает состояние подкорки мозга с "кляксами", из которых складывается ощущение законченной формы. Все пять произведений, вышедших в финал, интересны и свежи. Хотя среди них нового Шостаковича пока не наблюдается. Главное, что этот конкурс композиторов родился здесь, в Сочи, и он будет продолжаться!
Башмет очень рад, что Зимний фестиваль в Сочи не просто живет, но и развивается.
– Вижу, что артист перед выходом на сцену волнуется, он один на один с Богом, а Бог в данном случае – автор, – рассказывает маэстро. – И если рождается и получается нечто новое в творческом смысле, после целой жизни подготовки, – это настоящая исповедь! Во время фестиваля такие моменты были, и мне это очень нравится. Мне очень дорого все, мы долго продумывали каждый день программы. Сложно было с "Кармен" – никто никогда не делал подобного, не на чем было поучиться…
"Ночные снайперы" & "Новая Россия"
Одним из самых резонансных событий фестиваля стало совместное выступление Дианы Арбениной, рок-группы "Ночные снайперы" и Государственного симфонического оркестра "Новая Россия" под управлением Юрия Башмета. Многим оно напомнило о "Барселоне" Фредди Меркьюри и Монсератт Кабалье в честь Олимпиады-92 в Испании. Кроме того, со стороны Юрия Абрамовича это был более чем символический жест – дружеская рука помощи, реабилитирующая Диану в общественном сознании после полосы неудач в контексте сложной политической ситуации.
– Продолжаю быть честной, – говорит Арбенина. – Я против братоубийственной войны, я против того, чтобы сталкивали лбами украинцев и русских, я против того, чтобы делить фанатов по национальностям. Искренне желаю идиотам, запрещавшим мои концерты, просто опомниться. Я никого не боюсь!
Во время аншлагового концерта в Зимнем, длившегося более двух часов, публика стояла в проходах. Программа включала не только хиты "Ночных снайперов" ("Лети, моя душа", "Актриса", "Я покидаю столицу раненой птицей"), но и несколько новых песен, написанных специально для Сочи.
– Упиваюсь общением с Юрием Абрамовичем, – призналась Диана. – Он очень рок-н-ролльный и при этом трогательный. Общаясь с ним, всегда вспоминаю слова Сахарова, "чем умнее человек и чем большего он достиг, тем проще он разговаривает". С Башметом это работает на сто процентов! Мы впервые выступили вместе в новогодней программе телеканала "Культура" с песней "Время года – зима". У кого возникла идея совместной сольной программы, уже не помню, но она была не моя. Не было такого, чтобы я подошла к Башмету с подобным предложением. Более того, вследствие моих предыдущих опытов работы с оркестрами я бегала от них, как черт от ладана... Нет, я очень люблю классическую музыку, но симфо-роком занимаюсь с большой опаской – не люблю конъюнктуры. Дескать, не собираем большие залы, а пригласим большой оркестр – и будем собирать. Это неправда!
По мнению продюсера фестиваля Дмитрий Гринченко, концерт Дианы Арбениной и Юрия Башмета – самый сложный фестивальный проект наряду с "Кармен".
– Сделать оркестровую партитуру несложно, – вспоминает Дмитрий Владимирович. – А вот написать песни заново, оставив в песнях то, что было заложено изначально, и сделать присутствие симфонического оркестра не для картинки, а для искусства – непростая задача. Делали долго. Оборудования, привезенного из Москвы, было много, однако нам его не хватало! И все же это было круто, мне самому очень понравилось. Это может быть состоятельным продуктом в мировом масштабе. Все, что мы сделали в Сочи, кроме "Контрабаса" Константина Хабенского, уникальный фестивальный продукт, только для Сочи.
"Кармен"
В рамках VIII Зимнего международного фестиваля искусств Юрий Башмет удачно объединил в фантазии на тему новеллы Проспера Мериме оперу Жоржа Бизе и балет Родиона Щедрина "Фантастическая Кармен". Образ загадочной вольнолюбивой цыганки впервые возник в новелле Мериме в 1845-м, но именно опера Бизе в 1874-м превратила Кармен в символ свободы любви и смерти, в вечный образ, подобный Фаусту или Дон Жуану. С тех пор ее история получила множество театральных, оперных, балетных и киноинтерпретаций, среди которых выделяется "Кармен-сюита" – созданный в 1967-м Щедриным для Майи Плисецкой балет по мотивам музыки Бизе.
В этот вечер на сцене Зимнего театра легендарная музыкальная драма ожила в новом варианте. Место действия – палата в клинике, где лечение проходит кинорежиссер, экранизирующий историю о роковой любви… Используя тексты Мериме, музыку Бизе и Щедрина, свою неповторимую Кармен создали известный московский актер, режиссер и сценарист Михаил Палатник, артист и режиссер Московского академического театра имени Вахтангова Павел Сафонов и театральная художница Мария Трегубова, многократный лауреат "Золотой маски".
В этом синтетическом спектакле наряду с Государственным симфоническим оркестром "Новая Россия" под управлением Юрия Башмета были заняты ведущие представители разных направлений театрального искусства. Это солистка Нью-Йоркской "Метрополитен-опера", одна из лучших Кармен современности Нэнси Фабиола Эррера, солисты Большого театра Виктор Антипенко и Олег Цыбулько; солистка балетной труппы Большого театра заслуженная артистка России Екатерина Шипулина, балетный премьер Большого театра лауреат "Золотого софита" Михаил Лобухин, а также ведущий солист балета Большого и ученик Николая Цискаридзе Денис Родькин; актриса театра и кино, звезда фильма "Не родись красивой" Ольга Ломоносова, заслуженный артист России актер МХТ имени Чехова Михаил Трухин и актер Евгений Стычкин, известный по множеству киноролей и спектаклей в лучших театрах Москвы.
Эррера в роли Кармен с успехом выступает уже много лет и исполняла эту партию в Испании, Израиле, Италии, Англии, Франции, Японии и Германии, даже в Австралии. Она придумала собственную трактовку образа. По ее словам, Кармен берет не столько красотой, сколько самоуверенностью и недюжинной внутренней силой.
– Я не играю Кармен сексуальной, – говорит певица, – а играю ее как женщину, которая знает, кто она, знает, как использовать свое тело, движения, личность, чтобы получить то, что хочет…
Зеркало российской культуры
Вся фестивальная неделя, безусловно, достойна более детального анализа, т. к. была перенасыщена событиями. Чего стоит хотя бы концерт "Великие романтики. Брамс, Шуман и их окружение" с уникальной программой и с участием камерного ансамбля "Солисты Москвы"? Он проходил при поддержке Института Иоганнеса Брамса в Любеке и Фонда Йозефа Иоахима в Ганновере и собрал в качестве солистов Мари-Элизабет Хеккер (виолончель, Германия), Николая Хозяинова (фортепиано, Россия), Александру Конунову-Дюмортье (скрипка, Молдова – Швейцария), Лидию Тойшер (сопрано, Германия).
– Это прекрасно, что российской публике представлены малоизвестные произведения, – говорит профессор Вольфганг Зандбергер, глава Института Брамса в Любеке при Высшей школе музыки в Любеке (одного из старейших учебных заведений Германии, недавно отметившего свое 100-летие). – Например, Концерт №1 для скрипки Йозефа Иоахима – выдающегося скрипача, чье наследие в нашей драгоценной коллекции составляет более чем
1400 писем. Наш институт рад поддержать Зимний фестиваль искусств в Сочи, предоставив из своей уникальной коллекции оригинал нот. Это прекрасное культурное русско-немецкое сотрудничество, которое должно продолжиться в будущем!
Как не сказать о "Вечере джаза" с участием крупнейшего джазмена Африки Абдуллы Ибрагима (фортепиано) и его коллектива? Единственному южноафриканскому джазовому музыканту, добившемуся признания во всем мире, 82 года, но он никогда не бывал в России. Его непрерывная концертная деятельность продолжается вот уже 65 лет!
– Музыка – область невидимого, – улыбается музыкант. – Нам повезло, что в Африке есть старые люди, понимающие и чувствующие динамику невидимого. Это гораздо глубже, чем принято считать. Это не просто ноты, а духовная практика и священнодействие! Вся моя семья и мои предки – религиозные практики. Я – первый, кто стал музыкантом. Мой прадед был целителем и передавал нам свои знания о травах, растениях, цветах. В искусстве тоже есть исцеление! Посмотрите на современных молодых людей. Они полностью отрезаны от духовного опыта. Отсюда наркотики, т.е. самоотречение. И причина этого самоотречения в отсутствии духовности.
Вот и молодые журналисты на фестивале не только наслаждались прекрасной музыкой, но и набирались профессионального опыта. Спикерами школы-семинара выступили руководитель редакции фотоинформации "ИТАР-ТАСС" Константин Лейфер, руководитель Информационного агентства "Музыкальный Клондайк" Ирина Шымчак, доктор искусствоведения профессор Московской государственной консерватории, обозреватель газеты "Культура" Светлана Наборщикова, ведущий обозреватель отдела литературы и искусств "Московского комсомольца" Ян Смирницкий, главный редактор Службы региональных новостей "ИТАР-ТАСС" Василий Гулин, заместитель главного редактора, обозреватель еженедельника "Аргументы недели" Сергей Сыч, российский музыкальный журналист, музыкальный критик, колумнист, радиожурналист, основатель сайта "NEWSmuz.com" Вадим Пономарев, редактор "Радио Орфей" и обозреватель "Сlassicalmusicnews.ru" Виктор Александров. Специальным гостем школы стал главный редактор радиостанции "Эхо Москвы" Алексей Венедиктов.
Еще один масштабный проект, впервые организованный в рамках фестиваля Русским концертным агентством совместно с Европейской ассоциацией фестивалей и Союзом концертных организаций России, международная выставка-конференция "Музыкальные фестивали и фестивали искусств: практика, специфика, креатив". С 20 по 22 февраля в ходе конференции и круглых столов обсуждались актуальные вопросы: роль фестивалей в современном мире, бюджетирование и формирование программ, фестивали как способ долгосрочного культурного развития региона. На стендах были представлены Санкт-Петербург, Москва, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Кострома, Якутск, Ярославль, Белгород, Астрахань, Тюмень, Оренбург, Омск…
– Очень хочется, – отмечает Дмитрий Гринченко, – чтобы в перспективе наш фестиваль стал своеобразным зеркалом российской культуры, помогающим выявлять что-то новое и интересное в академическом и современном искусстве, а также формировать направления и тенденции. Все это возможно при общем желании и совместных усилиях!
Евгений СУББОТИН