С 1 по 31 марта в «Художественной галерее Сантал» проходит персональная выставка живописи Константина Канского. В экспозицию входят 35 работ, выполненных за последние 10 лет: пейзажи, мифологические и символические композиции и натюрморт
2699
С 1 по 31 марта в «Художественной галерее Сантал» проходит персональная выставка живописи Константина Канского. В экспозицию входят 35 работ, выполненных за последние 10 лет: пейзажи, мифологические и символические композиции и натюрморты. Выставка посвящена Году экологии в России.
Если искусство Возрождения и Нового времени стремилось покинуть сакральные пространства и обрести под ногами землю, населенную реальными людьми, а не античными и библейскими персонажами, то эстетика постмодерна вернула миру фантазию, переводя повседневность в игровой контекст.
Постмодернизм многими понимается по-своему, но никто не свободен от него. Не свободен и краснодарский живописец Константин Канский, который уже более 20 лет актуально присутствует в современном художественном пространстве и на арт-рынке юга России.
Константин Канский родился 9 декабря 1968 г. в Краснодаре. В 1989 году окончил Краснодарское художественное училище.
Более пяти лет понадобилось, чтобы обрести свой голос во все более разнообразном постсоветском художественном пространстве. Первый проект (совместно с другом Дмитрием Немыкиным) был представлен в краснодарской галерее «Созвездие талантов». Потом были персональные выставки в Краснодарском краевом выставочном зале изобразительных искусств, Краснодарском краевом художественном музее им. Ф.А. Коваленко, участие в городских, краевых, региональных выставках Краснодарского краевого отделения СХ России, Краснодарском краевом профессиональном конкурсе произведений изобразительного искусства (биеннале).
Среди краснодарских художников Константин Канский выделяется и своим языком, и неповторимой системой образов. Творческое общение в начале пути с заслуженным художником РФ Сергеем Воржевым позволило глубже понять особенности технологии масляной живописи старых мастеров эпохи Северного Возрождения – традиции, почти забытые в ХIХ-ХХ веках. Образы художника созданы им по сценическим законам французских барочных сентиментальных опер, пантомимы, балета и итальянского театра дель арте с их ироничными импровизациями, где благородные дамы и кавалеры, шуты и влюбленные, пастухи и пастушки, рыбаки и охотники предаются своим счастливым гедонистическим развлечениям. В этом театре Константин Канский – драматург, режиссер, художник и немного музыкант в одном лице. Он автор текстов, мизансцен, костюмов, масок.
Канский соединяет смыслы и ценности повседневного течения жизни с фантастикой и сказкой, создает свой вариант мира, в котором гармоничные отношения между персонажами могут строиться по романтическим или сюрреалистическим законам. Их жизнь разыгрывается, как в спектакле: позы и жесты утрировано театральные, персонажи не столько заняты своими делами, сколько демонстрируют себя как карнавальные маски. Эстетика куртуазного маньеризма – в основе раннего периода творчества Константина Канского, в новом тысячелетии она обогащается новыми для него стилями и концепциями.
Метафоры художника в принципе «читаются» и воспринимаются зрителями, знакомыми с бестиариями о хоббитах, орках, эльфах, гоблинах, русалках, а также с фильмами в жанре фэнтези. При этом он использует древнерусские и западноевропейские фольклорные аллегории и символы. Но главное – это собственные фантастические истории, созданные из архетипов пасторальных образов чувствительного влюбленного, жестокосердной дамы, мудрого старца, дерзкого соперника. Персонажи переживают изысканные чувства и ведут галантные диспуты на фоне стилизованной природы.
Эстетика художника допускает возможность черпать темы и сюжеты из всего мирового европейского и ориентального культурного наследия. Он использует пословицы, поговорки, фразеологизмы, басни, но не иллюстрирует все это словесное богатство, а переосмысливает по своим законам. Переосмыслению подвергаются не только сказочные, но и бытовые образы и сюжеты: город, море, острова, земля, корабли, мужчина и женщина, любовь, ревность, измена, труд и отдых. Они могут быть не только пасторальными, лирическими, сентиментальными, но и ироничными, гротесковыми, брутальными.
Многие работы, представленные в галерее «Сантал», посвящены морской, а точнее, «рыбной» теме. Сюжет жанрово-символической картины «Рыбный день» (2016. Холст, масло, 80х120) прост: слева направо неспешно шествуют рыбаки, одетые в фантастические, отчасти средневековые, костюмы. Они несут огромную фантастическую рыбу, напоминающую камбалу, а также более мелких рыб, фланкирующих шествие. Возглавляет этот «ритуальный ход», в котором все подчинено торжественному ритму линий и пятен, довольная собой и уловом собака. Повседневное занятие (рыбная ловля) подается театрализовано, разыгрывается, как в спектакле: позы и жесты – утрировано театральные, персонажи изображены не столько занятыми своими делами, сколько демонстрирующими себя.
Создавая парадный портрет рыбы («Важная рыба». 2016 г.), художник, переосмысливая поговорку «важная птица», смеется над человеческим чванством, высокомерием, желанием поставить себя выше всех.
«Назад в Индию» (2016. Холст, масло. 90х130) – эта картина тоже связана с морем, поскольку именно морским путем везут большого слона. Лодка слишком мала для такого большого животного, и непонятно, зачем его отправляют на родину? Может, он возвращается домой из изгнания? Но художественная логика отличается от формальной. Этот ребус, считает художник, каждый зритель должен разгадать сам.
Если земля, по мысли Канского, принадлежит земным божествам, то море во власти духа ветра. Мифологический сюжет подвергается глубоко личной интерпретации ( «Дух ветра». 2016. Холст, масло. 40х60). «Дух» вполне материален и является нам в виде маски, управляющей кораблем.
В основе картины «Ужин» (2016. Холст, масло. 55х70) автор обыгрывает свою любимую тему любовного треугольника. Два престарелых ловеласа, стараясь угодить, ухаживают за молодой женщиной. Они делают это вполне куртуазно, манерно, воображая себя рыцарями. Но художник не уверен в том, что дама предпочтет кого-либо из них. Тема рыцарского ухаживания – одна из его любимых. Здесь автора привлекает сама возможность создать стилизованные образы в романтических ситуациях («Предложение». 2016.Холст, масло. 80х70).
Канский не может обойтись от нарратива, даже в «портретах» присутствует действие, элементы жанра. Эстетика современного наивного искусства в работах «Рыбак» (2016. Холст, масло. 55х60) и «Охотник» (2016. Холст, масло. 120х100) сближается с языком детской книги и мультипликации.
Мастер преимущественно жанровых сцен, Канский в натюрмортах отказывается от сюжета («Вишни, яблоко, кувшин». 2016. Холст, масло. 65х75 или «Натюрморт с бусами» (2016. Холст, масло. 60х70). В них появляется свободная декоративная живопись, в которой цвет и фактура играют главную роль. Это происходит не только в натюрмортах, но и в беспредметных композициях, написанных в стиле лирической абстракции.
Константин Канский не просто играет с культурным наследием человечества, он занимается дешифровкой созданных людьми текстов. Ассоциативно он конструирует парадигмы мифологического сознания, тоскующего по Золотому веку.
Карл Маркс писал когда-то, что человечество, смеясь, расстается со своим прошлым. Вот и у краснодарского художника, безупречно владеющего всеми видами комического, от светлого до «черного» юмора, гиперболы и гротеска, присутствует ностальгия по идеализированному прошлому. Он противопоставляет современному миру с его глобальными техногенными, социальными и экологическими катастрофами, войнами, насилием, лицемерием, бедностью одних и богатством других, романтическую мечту о прекрасной стране Аркадии, где люди живут по законам гармонии и где возможны только любовные конфликты, а вместо войн – рыцарские турниры. Он продолжает развивать концепцию утопии, возникшую в европейской культуре еще в античности и, видимо, надолго поселившуюся в европейской культуре.
Художник создает мир без антропоморфного центра, в нем бытие человека созвучно жизни цветов, деревьев, струй воды – все это находится в процессе вечного цветения, созревания, изменения.
Человек не центр Вселенной, но он есть Мир, один из множества. И этот Мир достоин того, чтобы не быть уничтоженным. В этом сегодня острая актуальность творчества краснодарского мастера.
Член АИС Татьяна Соколинская
Открытие выставки: 01 марта 2017 г. в 17.00
Ежедневно, без выходных, вход свободный.
ул. Коммунаров,58
Тел.: 267-11-37; 267-11-57
сайт: santalcompany.ru ; e-mail santal-company@yandex.ru