Терское казачье общество на сегодняшний день, по сути, остается без атамана.
995
Терское казачье общество на сегодняшний день, по сути, остается без атамана.
Современное казачество находится сейчас в непростом положении. Несмотря на победные реляции "реестровых" атаманов о достигнутых успехах в деле "возрождения казачества", у самих казаков, мягко говоря, не сильно оптимистичный взгляд на положение дел. Пока патриоты всех мастей аплодируют казакам-добровольцам, борющимся "за свободу Новороссии", в российском казачестве идут процессы, которые трудно назвать здоровыми. Постоянные трения между "реестровыми" и "нереестровыми" казаками, неоднозначность самого понятия "казак" – по факту рождения или по факту службы – сложные отношения с власть предержащими как в Москве, так и на местах. Все это длится уже больше двадцати лет, и конца краю этому не видно.
Указанные факты касаются любого казачьего войска, но если в Краснодарском крае до поры до времени получается не выносить сор из избы, то уже у наших соседей на Ставрополье данные процессы подталкивает сама жизнь. О положении дел в тамошнем казачестве достаточно емко повествует ряд статей Сергея Попова – государственного советника РФ 2 класса, почти десять лет проработавшего в полпредстве (сначала ЮФО, потом СКФО), а ныне координатора ОД "Народная РЕКА" (Русское единство Кавказа) и председателя партии "Братство", учредительный съезд которой состоялся в августе сего года. Изложенные в его статьях факты и опасения он предоставил и в распоряжение "Новой газеты Кубани".
Яркой иллюстрацией к одному из вопросов, наиболее беспокоящего казачество в Ставрополье, стало произошедшее недавно в Ставрополье в городе Минеральные Воды очередное ЧП, повлекшее гибель человека. Инцидент, начавшийся, как обычная бытовая ссора, произошёл вечером 20 сентября в одном из местных кафе после распития спиртного. Получивший травму Роман Савченко вместе со своими приятелями, Анатолием Ларионовым и Русланом Абдулжалиловым, поехали в больницу за медпомощью. Через некоторое время туда ворвался один из нападавших со своими агрессивно настроенными знакомыми – всего около тридцати человек. Они избили Ларионова, от полученных ранений тот скончался через несколько дней.
После задержания участники драки были оштрафованы на пятьсот рублей каждый и отпущены. Расследование дела началось лишь после того, как в социальных сетях была опубликована видеозапись избиения, повлекшего смерть потерпевшего. Масла в огонь подлил тот факт, что значительную часть избивавших составляли члены армянской диаспоры города (один из которых, в свою очередь, состоял в казачестве). Представители администрации и правоохранительные органы, в свою очередь, настаивали на том, что конфликт не носил межнационального характера.
По данному факту возбуждено уголовное дело по статьям УК РФ "хулиганство" и "умышленное причинение тяжкого вреда здоровью". Из-за инцидента в отставку ушел глава администрации Минвод Иван Остапенко. Кроме того, своих должностей лишились начальник ОМВД по Минераловодскому району и трое его заместителей, а также врио председателя комитета по делам национальностей и казачества края. На время служебной проверки от работы отстранён главврач больницы. Губернатор Ставрополья Владимир Владимиров пообещал общественности, что, "… как только утихнет накал ситуации, я предложу главе города и района Константину Гамаюнову уйти, начнем все с чистого листа".
На сходе казаки выразили поддержку действиям губернатора, но в то же время заявили, что данных мер недостаточно. По их мнению, "ситуация в г. Минеральные Воды – всего лишь серьезный симптом смертельно больного организма". Судя по контексту письма, таковым организмом казаки считают Терское воинское казачье общество, на сегодняшний день, по сути, остающееся без атамана.
Сход принял ряд обращений к Президенту РФ Владимиру Путину, Полномочному представителю Президента РФ в СКФО Сергею Меликову и губернатору Ставропольского края Владимиру Владимирову. В частности, в обращении казаков к губернатору Ставропольского края дается нелицеприятная оценка текущему положению дел в терском казачестве:
"Арест минераловодского реестрового атамана Е. Смирнова ложится черным пятном на всех терских казаков, но основная вина лежит на многолетнем руководстве Терским войсковым казачьим обществом (ТВКО) такими одиозными фигурами, как бывший атаман, депутат краевой Думы ТВКО В. Бондарев и нынешний атаман СОКО ТВКО, а также чиновник Вашего правительства А. Фалько. Слившийся в объятиях с минераловодским криминалитетом атаман К. Смирнов, является одним из подобных ставленников А. Фалько в крае. На сходе реестровый красногвардейский атаман ТВКО В. Меленяко, вышедший, как и многие другие, из подчинения А. Фалько, назвал Вашего подчиненного "врагом казачества" и был единодушно поддержан сходом. Участники схода убеждены, что А. Фалько должен быть освобожден от должности по той же причине, что и его бывший начальник А. Якушев ( врио председателя краевого комитета по делам национальностей и казачества – "НГК"). Ведь основная вина ответственности лежит именно на А. Фалько, как на заместителе председателя комитета по делам национальностей и казачества, отвечающего именно за казачество. Вместе с тем, мы будем внимательно следить за ходом расследования, чтобы Смирнов не стал казачьим козлом отпущения в минераловодском слиянии власти, полиции и этнопреступности. Мы убеждены, что простые кадровые перестановки не решат всей полноты проблем. Требуется кропотливая работа по оздоровлению ситуации в ТВКО, которое в результате ошибок А. Хлопонина и интриг В. Бондарева осталось без очередного войскового атамана".
После чего идет перечисление ряда проблем на уровне районных казачьих обществ. Решение этих вопросов, по мнению подписантов обращения, является одной из первостепенных задач оздоровления казачества на Ставрополье. Участники схода также считают, что для этого необходимо создать общественный Совет по казачеству при губернаторе края, аналогично президентскому Совету. Однако, в целом, решение проблем казачества должно решаться на федеральном уровне: казаки просят воссоздать межведомственный орган по взаимодействию с казачеством.
– После упразднения вместе с Минрегионом межведомственной комиссии по реализации стратегии государственной политики в отношении российского казачества, – рассказывает Сергей Попов, – теперь основная работа с казаками, бремя финансирования и руководства казачьими реестровыми войсковыми обществами ложится на регионы и муниципалитеты. Это грозит децентрализацией руководства казачьего реестрового войска, имеющего свои подразделения в нескольких субъектах РФ. Реестровые терские казаки в национальных республиках Северного Кавказа рискуют оказаться вообще без всякой государственной поддержки. Проблема усугубляется тем, что фактически Терское казачество сейчас существует без атамана: после стремительной смены Александра Хлопонина новый президентский полпред в СКФО Сергей Меликов не захотел иметь в своей команде человека Хлопонина, да еще и в качестве атамана. Я хорошо знаю нынешнего главу войска Вячеслава Пелипенко, он, безусловно, смелый офицер, но к роли атамана и решению свалившихся на него проблем войска был явно не готов. Потеря поста помощника полпреда, приличной зарплаты, а также карьерного роста государственного служащего, никак его не устроила, брать на себя обузу руководства казаками в неспокойном регионе на общественных началах москвич Пилипенко не захотел. И он просто исчез из поля зрения. Сначала ушел в длительный отпуск, потом на больничный. Указа Президента России о назначении нового атамана ТВКО как не было, так и до сих пор нет.
В письме Президенту казаки также просят прекратить деление казаков на реестровых и нереестровых, как противоречащее национальным интересам России. Об этом тоже пишет в своих статьях Сергей Попов.
"На ставропольских мероприятиях полпред Александр Беглов упорно подчеркивал, что для него существуют только реестровые казаки. Это даже обидело общественного и абсолютно лояльного к власти ставропольского атамана Д. Стригунова из Союза казаков России, о чем он поведал газете "АиФ Северный Кавказ". По словам атамана, он даже показал Беглову, что многие стоящие на торжествах по открытию нового храма в станице Филимоновской в белых рубашках, якобы, реестровые казаки вовсе не реестровые, а его. Ну, подумаешь, скажет читатель. Какая разница? А разница в том, что, искусственно завышая число реестровых казаков, реестровые атаманы претендуют на большее финансирование. Например, в ТВКО они показывают численность казаков в 28 тысяч человек, а на самом деле со всеми чадами и домочадцами их количество не превышает, по экспертным оценкам, и восьми тысяч. Теперь, когда финансирование осуществляется только из региональных бюджетов, т.е. из наших с вами карманов, полная ответственность за расходование этих средств, как и состояние дел в казачьей среде, ложится на глав субъектов. И на Ставропольского молодого губернатора в первую очередь. Но глубина разделения куда глубже дележа бюджетных денег или цвета казачьей справы. По признанию на ставропольском форуме войскового священника ТВКО отца Павла Самойленко, в Зеленокумске во время семинара выяснилось, что "дети реестровых казаков не молятся вместе с детьми общественных, и это больно видеть их учителям". До сих пор федеральные казачьи кураторы закрывают глаза на очевидные факты. Но такая "близорукость" начинает отражаться на состоянии национальной безопасности России".
В письме же полпреду в СКФО казаки выразили опасение возможным ростом радикального ислама в Кавказских республиках. Как недружественный акт со стороны некоторых исламских организаций Кавказа и России казаки расценили сбор подписей в поддержку строительства мечетей в курортной зоне Кавказских Минеральных Вод и ношение хиджабов в учебных заведениях России. Вот как эта проблема подается в статье Сергея Попова "Казаков не надо охранять":
"Религиозные фанатики из т.н. "исламского государства" шлют не пустые угрозы о своем вторжении на Северный Кавказ, тем более что в их рядах воюют выходцы из этого региона. И осознанные или неосознанные движения за ношение хиджаба в учебных заведениях России или непременного строительства мечетей в курортной зоне КМВ будут создавать питательную среду для действий исламских радикалов. И опять терские казаки могут выступить сдерживающим фактором такой экспансии".
– Нам сейчас много говорят про то, как убивают русских на Донбассе, – говорит один из подписантов письма, атаман Кавказской казачьей линии Юрий Чуреков, – но ведь точно также убивают, грабят, насилуют русских и на Кавказе. Здесь, по сути, тоже прифронтовая зона – каждый год количество убитых идет на тысячи, но об этом молчат наши СМИ, так озаботившиеся судьбой русских в Украине. И идеологией, оправдывающей все это, зачастую становятся радикальные течения ислама.
К слову сказать, многие терские казаки участвуют в добровольческих отрядах, ныне воюющих на Донбассе, иные из них там и нашли свою гибель – как ессентукский атаман Александр Ищенко. Другие "защитники Новороссии" присутствовали на сходе, высказывая свое мнение о происходящем. Обо всем этом казачьи подписанты не забыли упомянуть и в своих письмах Путину и Меликову. Но по факту из всех этих писем становится ясно, что у казачества есть и более актуальные проблемы, нежели помощь донецким коммунистам в реставрации советского строя на Донбассе.
Одним из способов защиты своих интересов казаки видят в создании собственной партии, такой, как учрежденная в августе сего года "Политическая партия "Братство", председателем которой, как уже говорилось, стал Сергей Попов.
– Съезд состоялся в Подмосковье, на нем было представлен пятьдесят один регион, сто восемнадцать делегатов, – рассказывает Сергей Попов. – Эту партию можно назвать национал-демократической, основанной на традиционных принципах казачьей демократии. Партия ставит перед собой задачу добиться полной реабилитации казачества, а также признание его народом. Но предварять это должно изменение в конституции, закрепляющей государствообразующий статус русского народа. Почему в Украине, например, президент, вступая в должность, приносит присягу на Библии "служить украинскому народу" – не "народам Украины", а именно украинскому народу, а в России ничего подобного нет? Своих целей мы планируем добиться в два этапа – сначала признание русских государствообразующим народом, а вслед за этим – и признание народом казачества.
– Реабилитация казачества означает, помимо признания его народом, и полное возвращение всех прав, которыми обладало казачество до революции, – конкретизирует Юрий Чуреков, ставший главой исполнительного органа (ЦИК) партии, – территориальных, политических, экономических и военных. В идеале, должен быть восстановлен такой порядок, когда Терской, допустим, областью правит атаман Терского казачьего войска, Кубанской – Кубанского и так далее. Это не вызовет сильного сопротивления у горских народов – многие из них уже устали от беспрестанных межнациональных разборок в своих республиках. Атаманом должен быть именно природный казак, а не так, как сейчас – когда войском может руководить человек, не имеющий казачьих корней вообще. Возвращение земельных прав – это самое важное. Ну и возвращение всех дореволюционных названий населенных пунктов, улиц и так далее. Мы бы сами снесли все памятники Ленину и Дзержинскому, но нам пока не дают воли.