Культура:

Нести любовь к искусству

12.11.2014

Когда речь заходит о русском балете, всегда на ум приходят образовательные учреждения, из стен которых выходят те, кто несет славу нашему балету.

1408

Когда речь заходит о русском балете, всегда на ум приходят образовательные учреждения, из стен которых выходят те, кто несет славу нашему балету.

У специалистов, как правило, на слуху две веками соперничающие друг с другом школы балета – питерская и московская. В Москве это, прежде всего, престижный ГИТИС – Российская академия театрального искусства, и школа балета при Большом театре. В Санкт-Петербурге – знаменитая на весь мир "Вагановка" – хореографическое училище им. А. Вагановой. Во все перечисленные учебные заведения для совершенствования мастерства мечтают попасть юные таланты из провинции, но попадают не все и не всегда. Не потому, что конкуренция, а потому, что сегодня далеко не каждая семья имеет возможность отпустить свое чадо далеко от дома на длительный срок.
Талантов, надо заметить, хватает везде, на Кубани они тоже есть наверняка.
Однако говорить о том, что на Кубани существует своя школа классического танца, пока рановато. Даже несмотря на то, что наряду с балетом Большого театра и балетной труппой питерской "Мариинки" мировую славу и известность получил Краснодарский театр балета, которым уже более 15 лет руководит балетмейстер №1 в мире Юрий Григорович.
С одной стороны, неслыханная популярность театра балета Григоровича в стране и за рубежом пробудила в молодежной среде Кубани интерес к танцевальному искусству.
А с другой – мы столкнулись в этой связи с серьезной проблемой – недостатком профессиональных педагогов классического танца. Нельзя сказать, что их нет вообще. Просто некому заниматься их поиском.
Немало способной молодежи выходит из стен Краснодарского хореографического училища, но, как правило, большинство выпускников устремляются в столицы далее повышать свой профессиональный уровень. На Кубань возвращаются единицы.
Вместе с тем, в Краснодарском крае силами людей, фанатично преданных балетному искусству, были созданы и существуют уже многие годы детские школы классического танца, в которых с малых лет сотни юных дарований с помощью профессиональных педагогов постигают азы премудростей Терпсихоры.
В конце прошлого века при геленджикский детской школе искусств (МОУ ДОД ДШИ) открылась студия классического танца, на базе которой стараниями талантливого педагога и организатора заместителя директора ДШИ Людмилы Железной был создан детский ансамбль "Аллегро". Она же на долгие годы стала и его художественным руководителем. Работать же с юными танцовщицами Людмила Павловна пригласила (надо же, как дерзко!) не кого-нибудь, а хореографа ибалетмейстераГалину Синельникову -художественного руководителя Государственного белорусского хореографического колледжа приБелорусскомтеатреоперы и балета. К тому времениза плечами у Синельниковойуже была работа в театрах Японии, Франции, Венгрии, Литвы, Латвии. Сегодня ее воспитанники танцуют на лучших площадках мира: в Петербурге, Париже, Лондоне, Нью-Йорке, Вене. Среди ее учеников – солистка балета Венской оперы Ирина Цимбал, солист Мариинского театра Андрей Иванов, ныне ушедшая на пенсию солистка Лондонского театра Аста Базевичюте и др.

– Якогда обратилась за помощью к Галине Георгиевне, сама, честно говоря, не верила, что она согласится, – вспоминает Людмила Железная. – Тогда Галина Георгиевна еще работала в Минске, но каждое лето приезжала в Геленджик, и мое предложение поработать с нашими девочками выглядело со стороны действительно как-то не к месту. Много ли таких в театральном мире, кто готов оставить столичную сцену и посвятить свою жизнь работе с детьми? Галина Георгиевна одна из тех, кто на это решился, и я счастлива, что мы уже столько лет работаем вместе и создали прекрасный коллектив.
Поначалу Галина, приняв предложение Железной, жила на два города: летом работала с детьми в Геленджике, а остальное время года – в Минском колледже со своими воспитанниками. В 2006 году Синельникова окончательно перебралась на российский курорт, поселившись в Кабардинке в доме своей мамы, Анны Григорьевны Поповой.
Как раз этим и объясняется решение Галины Синельниковой променять столичный, европейский Минск на заштатный провинциальный Геленджик: мама Галины Георгиевны – ветеран войны, в прошлом главврач кабардинской больницы уже тогда нуждалась в уходе. Что поделать, годы берут свое. А на тот момент Анне Григорьевне уже шел 91-й год.
На первый взгляд, это естественный процесс. Ведь человек волен выбирать, где ему жить и работать. Но век балерины, балетного танцора недолог, и когда-то пуанты приходится вешать на гвоздь.
Галина Синельникова достаточно рано ушла со сцены и занялась педагогической деятельностью. Все эти годы ее талант хореографа и балетмейстера был востребован и в Белоруссии, и в Европе, и в России.
Сегодня воспитанники Галины Синельниковой – это геленджикский ансамбль классического танца "Аллегро", с которым она работает уже почти 20 лет.
Справедливости ради, следует заметить, что детских балетных коллективов в крае немало, но "Аллегро" стоит особняком среди них. Людмила Железная и Галина Синельникова смогли подобрать в состав самых способных талантливых детей. Девочки сначала в течение пяти лет обучаются в школе искусств, а потом их зачисляют в состав ансамбля, где они представляют разные возрастные группы – от 6 до 17. Мальчиков в ансамбле нет. Их нет не только в провинции – они и в столичных городах не особо идут в балет.
Об этом с сожалением говорит и Галина Георгиевна:
– Если раньше одного-двух мальчиков приводили родители заниматься в школу искусств, то в последнее время мальчишек нет вообще. Но в этом году у нас другая проблема: из ансамбля в связи с окончанием общеобразовательной школы уйдут сразу 14 девочек. Куда они пойдут – я не знаю, но раньше наши воспитанники после школы искусств уезжали в Краснодар, Петербург, Москву получать профессиональное образование, связанное с культурно-просветительской деятельностью. Некоторые вернулись уже сами на преподавательскую деятельность в геленджикскую школу искусств. Сейчас не очень-то уговоришь молодых педагогов прийти работать за маленькую зарплату, но большинство нынешних преподавателей классического танца в нашей школе это люди, преданные своей профессии. Дело в том, что всегда были и будут дети, которые хотят танцевать. Ради них мы и работаем.
За те годы, что Галина Синельникова работает с ансамблем "Аллегро", она со своими юными артистами подготовила около полусотни концертных номеров на музыку Глинки, Гайдна, Шнитке, Верди, Минкуса, Вивальди, Чайковского, несколько лет назад поставила одноактный балет "Дюймовочка". Музыку к нему написала минчанка Динара Мазитова в десятилетнем возрасте. Сегодня она – преподаватель Санкт-Петербургской консерватории им. Римского-Корсакова.
Премьера спектакля состоялась 16 мая 2010 года в геленджикском Дворце культуры, искусства и досуга. Под стать юному композитору были и исполнители – воспитанницы художественного руководителя Людмилы Железной и балетмейстера Галины Синельниковой – танцоры 5–16 лет. Образ Дюймовочки создали сразу три юных балерины: Диана Квинцинская, Ксения Ким и Татьяна Миллер. Роль Эльфа исполнил Саша Котов. Всего в спектакле было занято более 50 юных артистов. Декорации и костюмы к спектаклю изготовили студенты Геленджикского института искусств.
Спустя два года после премьеры ансамбль "Аллегро" показал "Дюймовочку" на Всероссийском конкурсе исполнительского мастерства "Здравствуй, мир!", который проходил в Москве 22–25 октября 2012 года. Юные артисты из Геленджика в номинации "Классический танец" завоевали Гран-при конкурса.
Через полгода с небольшим из того триумфального состава "Аллегро" останутся единицы, и Галине Георгиевне предстоит выводить на сцену новых звездочек, которых они вместе с Людмилой Железной зажигают уже не один год. Главное, чтобы ученики способные приходили в такие школы, как геленджикская ДШИ. Благо, на Кубани они есть, и мы о них еще расскажем.
Сергей ЛАДОЖСКИЙ